Богатое послевкусие от таблетки

Никогда не думал, что буду увлечён чтением женской прозы. И не просто увлечён, а проглочу книгу залпом, как жаждущий путешественник, прильнувший к ручью живительной влаги в знойный полдень. Так получилось с книгой «Предсказание по таблетке» Елены Янге (http://www.proza.ru/avtor/eyange). Один день я посвятил этому произведению, не в силах оторваться, даже во время приёма пищи.

То, что я сейчас напишу – не критика, не рецензия, а моё ощущение, а вернее калейдоскоп чувств и вкусов, которые случаются после приёма чего-то совершенно незнакомого, но понравившегося до желания поделиться побыстрее с окружающими. Те, кто читал, поймут. А кто ещё не держал эту книгу в руках, надеюсь, непременно воспользуются случаем и прочтут.

Во время чтения, первое, что пришло – ощущение близости с героями и ситуациями. Не по сюжету, а по тому миру, переживаниям героев и их отношениям. Всё время появлялось знание, что вот оно, это уже было – что-то похожее, пережитое, до боли близкое. Пусть я не женщина и не сухарь-математик, но в жизни были люди и характеры весьма похожие, словно под кальку. И где-то в середине романа я понял, что на самом деле читаю не женскую прозу, а человеческую. С поднятыми на поверхность эмоциями, присущими каждому из нас. И как с любым знанием, что со школьной скамьи лежат где-то далеко в памяти, всегда уверен, что уже там был, ан подзабыл чутка.

Потом появилось ощущение, что я ученик 11-го «Б», у которого тоже была любимая учительница, которому было грустно покидать школу, расставаться с годами глубоко наивных, но от того не менее светлых чувств. И тут я понял, что, по сути, все мы задерживаемся в детстве, но кто-то дольше, а кто-то спешит во взрослую жизнь уйти быстрее. И тут как нельзя вовремя пришла фраза: «Добиться успеха, суетясь невозможно».

Вот и героиня романа Марина, беру на себя смелость причислить себя к близким людям, именно тот, задержавшийся в детстве человечек, милый и наивный, трогательный и с взрослыми переживаниями одновременно. Как и её ученица Аня – девочка переживающая возможный развод родителей, по-детски волнующаяся за отца с матерью, Марина борется с собственными житейскими перипетиями. И именно её чистота помогает встретиться с Обидой в облике большой, всё знающей наперёд женщиной, понять человека, с которым провела тринадцать лет и именно поэтому сказать своё веское «нет», прозвучавшее всему остальному утвердительным призывом не отказываться от счастья.

Подарки судьбы, как истинное чудо появились в романе, не заставляя себя ждать. И подарки эти отнюдь не материальны. Как можно думать о «самой детской» подруге, даже позволившей себе надеть на плечи Марины шубу из натурального меха прагматично? Или как проницательного Дмитрия Павловича, давшего при встрече фейерверк истинных чудес, можно причислить к банальному типу богатого родственника? Хотя, именно слово богатый здесь будет уместнее всего. От Бога даром наделённый. Именно такой он – настоящий мужчина. Чуткий, душевный, умеющий слушать и тактично не соглашаться, внимательный кавалер, ищущий общения, а не внимания. Знаток и ценитель прекрасного, способный вести дела,  он смог защитить даже после того, как судьба разлучила их с Мариной.

Первое послевкусие появилось именно от знакомства с Дмитрием Павловичем. И это было интересное смешение вкуса мясного рагу, Chablis Premier Cru Montmain, запаха книг и тонкого аромата французских духов. И тут пришла на помощь фраза, поставившая порядок оттенков на свои места – разговор здесь шёл не об интеллекте, а о мироощущении. Именно на этом и построены все характеры романа, и читаются они не разумом, а душой.

Чего стоит знакомство с Парижем, городом, который я сам не раз впускал в себя, с его загадками за каждым углом, тайнами легенд и непостижимой любовью к себе, которую несёт каждый встречный парижанин, с готовностью делясь при первой же возможности. И только от того, кто приехал в этот чудный город зависит, быть готовым принять атмосферу чудаковатого гражданина республики, или просто смотреть на его парадный лоск. И через это знакомство, ближе и роднее стали улочки Москвы с её неожиданными ресторанчиками, бульварами и дворцами. Так любить можно только что-то родное, прильнувшее к сердцу навсегда.

И от этих описаний у меня появилось ещё одно послевкусие со сложным смешением оттенков каштана, хрустящего снега, Kir Royal, коньяка, водки, рыжиков и пельменей с квашеной капустой. И всё это под запах новогодних петард и звуки боя курантов на Спасской башне.

За всем этим мне открылся неожиданный узор из сюжетных линий, где одни лежат натянутые струнами по предполагаемой траектории, а другие свободно, и от того неожиданно проходят наперерез, словно подчёркивая непредсказуемость превратностей судьбы. Из таких нитей-линий соткан весь роман, где сначала всё воспринимаешь памятью, а потом понимаешь, что уже говорит душа и откликается на звуки потаённых струн, скрытых от глаза, но видимых сердцу. Именно эта человечность, когда книга воспринимается не текстом, а ощущениями и рождает тот сложный и неповторимый рисунок созданный оттенками, а не яркими тонами.

Такой узор живёт сегодня, под сводами радужного моста из прошлого в будущее. Именно «сегодня» определяет понятие счастья. То, что лежит в обозримом и переживаемом в данный момент, а не строится песчаным замком далеко идущих планов. И пусть встречаются разные люди, такие как Морис – фигура неоднозначная, от того интересная и заставляющая переживать не только за героиню, но и за всех, кто в этот момент находится в её жизни. Или Олег Александрович – характер, имеющий право на жизнь, свою жизнь, по своим лекалам и со своим мироощущением. Шикарно описанный и ставший душкой Господин Анно – ценитель женщин, французской кухни и русской водки и одновременно глубоко деловой и проницательный человек.

И все характеры романа в своём переплетении, как ниточки оригинального узора понятны и так же просты, как и замысловаты. Наверное, как и вся жизнь, как вкус от хлебного мякиша, пережёванного, притоптанного каблуком старухи-судьбы и упавшего на лист таблиц с простыми числами. Только во вкусе этом всегда можно найти множество оттенков и наслаждаться послевкусием, помня, что задержаться в детстве – поре открытой миру души, светлого взгляда на мир с его неваляшками, стражами, тайнами за дверью каждой квартиры и радостями любви к себе, которое и есть источник любви к окружающим, может каждый.

А самое главное послевкусие осталось от ощущения, что как и в семнадцать лет, мне вновь захотелось на кого-то быть похожим. Не снимать под кальку образ, а стремится к совершенству своего мира. И эти персонажи, несомненно, Отец и Дедушка.

И моя огромная благодарность Елене Янге за то, что познакомила с таким прекрасным, по-настоящему человеческим миром души своей героини.


Рецензии