Каждый из нас может оказаться на дне

Я был успешен. Имел престижную работу. Уютную квартиру в спальном районе города. Я ел хорошую еду. Одевался в качественную одежду. Рядом со мной была красивая женщина, с которой не стыдно показаться в свете. Я часто мелькал на экранах телевизора. Утром я вставал на работу, заваривал себе кофе, читал новости в газете и ехал на работу. Улыбчивый и с приподнятым настроением, я проводил рабочий день. Приезжая домой около пяти вечера, я в остальное время был свободен. Приглашал даму в ресторан, или же ложился спать. Я жил один и меня все устраивало в моей размеренной, сытой жизни.
Однажды в дверь моей квартиры позвонили. Открыв дверь, я увидел бедно одетого, небритого, неопрятного мужика. От него неприятно пахло и он что-то неуверенно бормотал себе под нос. Я с презрением захлопнул за ним дверь. «Ненавижу неудачников. Сами спились, а потом просят помощи. Лентяи! Эгоисты! Им бы пахать и пахать, а они за счет других хотят жить как паразиты». Но в дверь позвонили снова, и более настойчиво, чем в первый раз. Я раздраженно распахнул дверь.
-Милый человек, но ведь не для себя же...
-Пошел вон! Иди работать! Убирайся, иначе я спущу тебя с лестницы! – Я сорвался и захлопнул дверь так, что задрожали стекла в квартире. Подойдя к окну и закурив сигару, я увидел, как этот бродяга сел на асфальт рядом с какой-то дворовой грязной псиной и, так и остался сидеть. Я презрительно фыркнул и лег спать на шелковые китайские простыни.
Утром, идя к своей машине, я увидел, что вчерашний бродяга сидит и разговаривает с этой псиной. До меня донеслись обрывки фраз:
-Бобик, а ведь я не жалею. Что ж теперь, что кроме тебя у меня нет никого и ничего? В жизни всякое случается. Я обещаю, сегодня мы поедим.
-Лучше бы ты работал,- не удержался я из своей иномарки и тут же ударил по газам, подняв столб пыли, умчался. По дороге на работу я бесился: «Всякое у этих пьяниц бывает. Всегда винят всех, кроме себя».

Прошло полгода. Каждое утро я видел этого бродягу с собакой. Иногда кто-то их подкармливал. Почти всегда они спали на лавочке или же просто асфальте, если лавки были заняты молодежью. Я испытывал к ним ненависть и презрение. Ни разу не подойдя, я искренне считал, что он сам разрушил свою жизнь. И жил спокойно, работая, делая свою жизнь комфортнее, уютнее. Радовался своим достижениям. Хотел большего, работал. Наживал.
Но однажды это все рухнуло. Вместе со мной. И с моей личностью. Крупная компания, в которой я работал бухгалтером,  резко и внезапно разорилась. Каким-то образом часть долгов повисла на мне, якобы я обсчитался или обокрал? Я не успел моргнуть глазом, как меня уволили, мне пришлось продать квартиру и машину, чтобы погасить долги перед фирмой. Я пришел к своей любовнице, но она выставила меня за дверь, сказав, что ей не нужен неудачник. Пару дней, мне разрешили перекантоваться в офисе. Бывшие коллеги смотрели на меня с презрением и вскоре, не выдержав этого, я ушел. Идти мне было некуда. Денег у меня не было. Жилья тоже. В желудке противно урчало, да и не спал я уже несколько дней. Кроме той женщины, которой теперь не нужен неудачник, у меня никого не было. Я сел на лавку и тихо заскулил. «Я теперь неудачник. Я бомж. Я никто. Мне негде жить и некуда убежать. У меня есть только паспорт и страховой полис. Больше ничего. Жизнь сломана. Как же я оказался в такой ситуации? Как опустился до такого? Стоп... это... случайность! Судьба. Я не виноват. Я же старался, работал, наживал, но в один миг я стал как тот бродяга около моего дома... бывшего дома.» Я пошел туда, где жил раньше. Соседи, знавшие, что стряслось, тоже не пустили меня переночевать. На всех углах говорили, что я сам виноват, неудачник. Я сел на лавку и не знал, что делать. Хотелось есть. Хотелось спать. Хотелось грязно напиться, но на все это не было денег. Я осмотрелся вокруг: мой привычный двор, лавка около, когда-то моего подъезда, но...чего-то не хватает. Через пару минут я понял. Бродяга. Его не было. Но его месте сидел я. Не бритый, уставший, потрепанный. Такой же бродяга. Мне стало тоскливо. Противно от самого себя. Я сидел на лавке, опустив голову. Боролся с голодом. Не знаю, сколько прошло времени, пока я так сидел, но пришел бродяга с псиной. Он был чисто одет, выбрит и коротко подстрижен. На нем была не дорогая, но новая одежда. Он сел рядом. У него был хлеб. Буханка. Он помнил меня.
-Что у тебя произошло, жадный ты наш и необщительный?
-Я теперь тоже как ты...бродяга. Неудачник.
-Я не неудачник. Я был очень успешным человеком. У меня был коттедж, бизнес. Но в один момент пришли бандиты и все отняли. Даже жену... вот только единственно верный пес остался со мной до сих пор. Да к чему прошлое? Я ни о чем не жалею. Все проходит. И это тоже пройдет. Ты хочешь, есть? – спросил бродяга, и, не дождавшись ответа, протянул мне кусок хлеба.
Мне стало так невыносимо стыдно и тоскливо. Я смотрел в глаза этому человеку и понимал, как сильно я заблуждался в людях, в жизни. Я думал, что имею все, а на самом деле у меня не было ничего. Даже жизни. И души не было. Сейчас, не имея ничего, я стал намного богаче, чем был тогда. Я понял, что такое милосердие. Что такое человечность.
С благодарностью, взяв хлеб, я спросил:
-Как тебя зовут?
-Иван... а его, - он кивнул на пса, - Боб.
-Да я помню, слышал. Павел.
Иван улыбнулся. Какое-то время мы молча ели хлеб. Потом я спросил:
-Иван, я давно тебя не видел... куда ты пропал?
-Я устроился дворником, и мне дали комнату в общежитии.
-А почему ты пришел сюда?
-Я слышал, что произошло у тебя. Я понял, что тебе негде спать. И я подумал...
Я смотрел на этого человека, как на ангела. И мне не хватало слов, чтобы выразить все свои эмоции.
-Спасибо.
-Не благодари за помощь. Люди обязаны помогать друг другу.
Мы встали и пошли к дому Ивана. Там я вымылся, выпил горячего чая и проспал весь день. А на следующий день Иван поделился со мной одеждой, на которую заработал. И я пошел устраиваться на работу.
Прошло еще полгода. Я работал в другой фирме, теперь более внимательно. Жил пока у Ивана. Мы помогали друг другу. Но часто я мысленно возвращался в тот день, когда впервые увидел Ивана у себя на пороге. И каждый день я благодарил судьбу за все, что со мной произошло. И за Ивана.
Я часто вижу на улицах бродяг, каким был Иван. Каким мог стать и я. Да, многие из них сами упали на дно жизни, но есть и те, кто не виноват. Так сложилась судьба. Я больше не смотрю на них с презрением. С презрением я смотрю на людей, которые равнодушно проходят мимо. Они зациклены только на себе и на своих проблемах. Они не умеют слушать людей, да и не хотят прислушиваться. Они равнодушны ко всему, кроме себя. Они бегают в своем ритме, но не живут. Их сердца пусты, как и они сами.
 Вскоре я опять встану на ноги, и все будет лучше. Только уже, я буду другим человеком, который прислушивается к людям, ценит их и помогает им. В моем сердце нет больше равнодушия. Равнодушие – самый страшный грех. Да и не в грехе дело. Каждый из нас может оказаться в трудном жизненном положении, и неизвестно, что с ним произойдет, если ему не протянут руку помощи.


Рецензии
На тех,кто равнодушно проходит мимо я не смотрю с презрением.
Презрение это вроде бы сильное чувство,а по закону отражения сильные чувства испытываешь к тем,кто чем-то взволнован.
Но ваш рассказ меня несколько взволновал,опять же по закону отражения.
Понравился текст,хотя я сомневаюсь что равнодушие самый страшный "грех".

Генрих Поляков   30.05.2017 10:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.