Идеология это знание, как сделать что?

Ответ Гайдпаркеру «Барону Мюнхаузену» на его работу «Время и мысли».

Разрешите мне с Вами не согласиться. Вы пишите: «Наука и идеология – антагонисты. Линия водораздела проходит по отношению к государству. Наука – против. Идеология – за. Суть дела проста. Наука – служение истине. Истина – единство бытия и сознания. Цель науки – гармония мира. Идеология – культ государства».
Мне представляется неправомерным отделение идеологии от науки, а Вы даже противопоставляете их. Начнем с определения самого понятия идеология. Если пропустить словарные определения которые Вы прекрасно знаете, и ограничится только прямым переводом, то идеология есть нечто иное как знание идеи, или по-гречески эйдоса.
Сразу встает вопрос, может ли существовать наука без идей? Иначе сказать без априорных (взятых из головы) положений. На мой взгляд, нет! Да и выдающие умы науки об этом не раз говорили. Вот, например, выдающийся математик, Пойя: «Решение у меня уже есть, но я не знаю, как к нему прийти?» Так вот, что такое «решение» до его обоснования, как не идея? Вы скажите интуиция? Что ж много слов наворочено вокруг этого феномена, да, как бы и Вы сказали, научных объяснений нет.
Альберт Эйнштейн прямо говорил о том, что «самые последние  истины  мышления нельзя вывести путем доказательств, их надо иметь в крови, ощущать нутром. (…)  Ни один  физик  не верит,  что внешний мир является производным от познания, иначе бы он не был физиком. (…)
А вот о том, откуда берутся идеи в науке; «Высшие принципы наших устремлений и суждений даны были еврейско-христианской религиозной традицией».
Я мог бы привести целую подборку высказываний крупнейших ученых доказывающих, что в основании всего лежит идеи. Прорывные идеи в науке появляются сразу целиком. Года, а то и десятилетия затрачиваются на научное обоснование этих идей. Отсюда видно насколько ясно, мощно и необоримо приходит в голову человека идея. Поскольку Бытие – непостижимо в отличии от быта, то и истина - категория веры, а не науки.
Правда в философии есть такое понятие как иерархия истин. Скажем истина, что нельзя совать в электрическую розетку палец или лизать морозное железо? Но истина ли, что электричество – это направленное движение электронов по проводнику?
Есть такая теорема Геделя-Тарского «О неполноте». По сути - это доказательство того, что любая логическая система в своей основе базируется на вере. Верой мы полагаем, что «точка есть то, что не имеет  длинны, и ширины».
С точки зрения здравого смысла мы в основание геометрии положили объект, которого не существует в природе. Здравый смысл знает, что все вещи в природе занимают в пространстве пусть и микроскопический, но объем. Геометрическая точка есть то, что объема не имеет. В такую абстракцию нужно поверить. Доказать её невозможно!
Вот почему атеизм является верой, так как в основу его положено совершенно бездоказательное (априорное) утверждение, что Вселенная ни кем не создана и материей управляет  система самополагающихся законов.
Точно такая же вера в то, что «невидимая рука рынка» сама по себе, то есть в силу своих природных законов все отрегулирует. Но основатель кибернетики Норбер Винер не понаслышке, не из учебников знающий, что такое рынок, говорил и писал следующее:
 «Во многих странах распространено мнение,  признанное в США  догматом,  что свободная конкуренция сама является гомеостатическим процессом, то есть, что на вольном рынке эгоизм торговцев, каждый из которых стремится продать как можно дороже и купить как можно дешевле, в конце концов приведет к устойчивой динамики цен и будет способствовать  достижению наивысшего общего благосостояния.  (...)
К сожалению факты говорят против этой простодушной теории.  Рынок -  это  игра,  находящее своё подобие в семейной игре в монополию. (..) Даже при двух партнерах теория игры сложная,  но при трех игроках во многих случаях, а при многих  игроках в подавляющем большинстве случаев,  результат игры характеризуется крайней неопределенностью и неустойчивостью. Побуждаемые своей  собственной алчностью,  отдельные игроки образуют коалиции,  но эти коалиции обычно не устанавливаются каким-нибудь определенным образом и кончаются столпотворением измен, обманов и предательств. Награда достается самому наглому и беспринципному,  поскольку он-то первым нарушит договоренности и сорвет куш».
Но вернемся к Вашим тезисам.
Вы пишите что «цель науки - гармония мира». Но, во-первых, уже понятие «мир» требует уточнения. Есть мир микробов, мир рыб, животных, мир как вся Вселенная в целом, и мир человека, как личности, то есть его духовный мир. И мир, как совокупность всех государств на земле, то есть – всё человечество!
Не представляю себе как наука, скажем физика, или химия может гармонизировать мир моей души,  или привести в гармоничное (не противоречивое, согласованное) состояние всё человечество?
Как Вы можете установить гармоничное состояние между иудеем и христианином?
К примеру, иудейский философ Пихнас Полонский написал большую статью, напрямую опровергающею Вашу мысль о гармонизации мира: (Пихнас Полонский «Евреи и христианство несовместимость двух подходов к миру».) Понимаете – несовместимость! А Вы говорите о гармонизации мира?
Какая наука поможет преодолеть презрение иудеев к лицам других этносов?
«Только евреи являются людьми, неевреи – это животные.» (Баба Мециа 114а – 114в) [Talmud. (1935). Soncino Edition.].
«Плоть неевреев – это плоть ослов, а выделения их похожи на выделения лошадей». [Funk And Wagnalls Jewish Encyclopedia. (1907). Gentile. New York. p.621.]
«Если язычник (нееврей) ударит еврея, то нееврей должен быть убит. Убить еврея – это ударить бога». (Санхедрин 58 в). [Talmud, Sanhedrin (1935). Soncino Edition. 58b. p.398.]
Ну и ладно об этом. Перейдем к Вашему последнему тезису:
«Идеология – культ государства». Если у государства есть положительная, или как принято нынче – позитивная идея и правящая элита «знает, (логос), как эту идею претворить в жизнь» то, что плохого в том, если эта идея культивируется в сознании масс?
Другое худо, идея есть, правильная идея, очень даже благородная по своей сути: «Братство, равенство и свобода», но нет знания, как воплотить её жизнь? Однако в жизни все бывает иначе, всегда находится человек, который первым  выкрикнет заветное – я знаю как! И начнет собирать под свои партийные, или военные знамена людей. И хотя братство уже само по себе отвергает равенство потому что брат брату рознь - есть старший и есть младший брат, но как притягательна сама идея?!
И сколько таких смысловых кентавров скачут по просторам человеческой мысли кочуют из статьи в статью, очаровывают и зачаровывают людей?
В науке все можно повторить, вернувшись в исходное состояние, в жизни все делается сразу и набело! Ни чего нельзя вернуть в исходное состояние. Ни-че-го!
Вот почему нет науки о человеке и обществе, и все что называется науками о человеке – это своего рода искусство, если хотите – шаманство, магизм и оккультизм!
На этом можно поставить точку, потому что все Ваши дальнейшие рассуждение исходят из неверной посылки, что идеология противостоит науке. То есть в мире существует какая-то странная, Вам только известная наука без идеологии!
Великий международный мошенник Дж. Сорас написал удивительную разоблачительную книгу «Алхимия финансов» там он высказал интересную философскую мысль, мне кажется очень верную.
«Конечная часть исторического процесса, в моем понимании, остается открытой. Его основной движущей силой являются именно предпочтения участников.  Можно с уверенностью утверждать, что это не единственная такая сила,  но эта сила, являющаяся исключительной принадлежностью исторического процесса и далеко отделяющая его от процессов,  изучаемых  естественными науками. 
Более того,  я даже позволю себе утверждать, что идеи,  творящие историю,  являются плодотворными заблуждениями. 
Такое плодотворное заблуждение,  когда оно возникает,  кажется озарением: недостатки его становятся очевидными лишь при претворении его  в  жизнь: это, в свою очередь, порождает новое плодотворное заблуждение, являющееся антитезисом к первому и т.д. 
Каждое заблуждение помогает приобрести опыт, в той мере, в которой люди вообще способны учится на собственном опыте. Этот процесс можно назвать прогрессом".

 Прокопьевск 2011 год


Рецензии