Чимкент. Теща. Друзья по несчастью 1958

Глава 70

   Приехала мама. Узнав из моих писем, что в апреле я жду ребенка, она долго переживала, как я буду одна справляться с мужем, с сыном учеником  и грудным ребенком. Об этом она рассказала своему деду Позднякову. Он не хотел ее пускать, но мама ему сказала, что он может обойтись без нее, а Галя без матери не обойдется. И приехала... И сразу сказала Яше:"Ты нам найди квартиру, не будем же мы жить с твоими родными, не понимая друг друга." Он нашел, на Волгодонской улице, параллельной улице Лескова, 18, где строился наш дом. Квартира была — целый огромный дом, без хозяина, видно, что какой—то колхозный богач построил для своих детей дом на окраине областного города. Мы с аммой не видели хозяина. Яша сам с ним рассчитывался. Зима была не очень холодная, мы легко перезимовали и ждали апрель. 23—го апреля я почувствовала, что вот—вот я рожу. Я сказала Яше, чтобы он отвез меня в роддом, чтоб я была под наблюдением врачей; я не рожала 8 лет и очень боялась родов. А оказалось, я пришла рано. И я пролежала 3 дня, а 26—го апреля родила. Так хотелось 22—го, в день рождения Ленина родить, но родила в день рождения Крупской. Хатира принесла передачу — первую молодую редиску и молоко. Как я не заболела от редиски— чудо, кажется, я ее немножко поела и все обошлось. Роды были по сравнению со Славиными легкие. 3кг. 250 грамм весила моя Томочка; это было в субботу, часов в 10. Яша приехал за нами на такси, привез одежду и одеяльце с красивым подзорником.
   Была солнечная, теплая погода и мама нас встретила дома веселая. Она на траве, во дворе постелила нам постель на солнышке, после обеда, и сказала:"Отдыхайте, поправляйтесь." А Яша понял, что мама ему это говорит, и прыгнул в нашу постель. Мама ахнула:"Куда ты ввалился? Я не тебе сказала, а Гале с ребенком, а ты быстро уходи на работу, хорошие мужья по 2 месяца не трогают своих жен после родов, а он полез..."
Яша, недовольный мамой, посмотрел на нас и пошел.
   Моя мама была очень гостеприимная. Она заранее приготовила бражку на случай, если кто—нибудь зайдет поздравить Галю ( меня) с рождением дочечки. Первой пришла Катя Хиталенко, соседка по ул. Токарная,  Мам накрыла стол, поставила, что у нас было и налила бражки. Катя полюбовалась Томочкой, поболтала и, захмелев от бражки, попрощалась. Не успела Катя пройти нашу улицу, как ей встретился Яша, идущий с работы. Катя поздравила его с дочкой и сказала:"Какая у тебя теща хорошая, добрая, приветливая; счастливый ты, Яша, такая бражка у нее сладкая, и крепкая, а дочка вылитая ты, так на тебя похожа." вскоре Яша вдруг врывается, как на пожар, в дом и первые слова:"А—а—а, как чужим, так и бражка есть, а своим — ничего не заслужили, да?" — и к маме с яростью, как в атаку на врага. Я думаю, ну... сейчас что—то будет и говорю:"Яша, что с тобой, ты спокойно можешь сказать, чего ты кричишь на маму, вместо благодарности? А в соседней комнате ребенок спит, она же может испугаться, не кричи." Мама, видя, что от моих слов вряд ли он успокоится, залезла на подоконник, открыла большую форточку и, высунув голову, закричала :"Караул! Убивают!" На крик выбежала соседка казашка. Она позвала мужа. Я пошла к ним навстречу, предупредить их, что мама вынуждена была так поступить, что бы он перестал ругаться. "Видите, он уже уходит... Простите нас," — сказала я. Соседка со мной дружила и сказала:"Ты, Галя, не переживай, пока ты была в больнице, мама нам все рассказала. Если ему не нравится кто—то, то он готов убить, превращается в зверя. Твоя мама тебя защищает, приехала помочь с грудным ребенком, а он злится на нее и ищет причину, чтоб ее выгнать."
   Время спустя, летом, произошло ужасное, о чем я своей маме даже не рассказала. Я, дура, согласилась тогда выполнить его просьбу. А дело было так. Томочке было уже месяца три. Мама ради меня помирилась с Яшей:"Отчего же ты, Яша, рассердился, что я угостила Хиталенко Катю бражкой? Ведь ты совсем не пьешь, а женщина пришла поздравить; такой обычай у русских, надо угостить. Я и сделала брагу, ведь у вас даже денег нет на водку." Яша молчал.
   А через неделю Яша пришел с работы и тихонько подозвал меня в другую комнату. Чтобы мама не слыхала, он еще тише начал говорить, встав передо мной на колени:"Галя, ты хорошо знаешь, что я тебя люблю и мне никто не нужен, кроме тебя. Но меня могут посадить в тюрьму. Одна девушка написала заявление в милицию, буд—то я хотел ее изнасиловать. А я просто шутил, но она нашла свидетеля, который подтверждает, что я серьезно хотел ее изнасиловать. Я поговорил со следователем и он мне посоветовал:"Единственное спасение твое, Умарбеков, попросить свою жену, пусть она поговорит с этой девушкой, и если она сможет уговорить ее простить тебя и забрать заявление, то ты спасен. Если твоя жена действительно крепко тебя любит, она сможет уговорить девушку." Галя, прошу тебя, умоляю, уговори эту девушку забрать заявление, я никогда ни с кем не буду шутить," — чуть не плача, просил Яша. Я была с одной стороны в шоке — зачем ты шутил с девушкой, а с другой стороны — пропадет моя надежда заиметь 10 детей, ведь посадят его на 10 лет, не меньше, потому что он милиционер — сам блюститель порядка и вдруг допускает такое преступление сам. Суд к таким подходит строже, им нет никакой поблажки и наказывают жестче. Мне трудно было представить, как я буду жить без него, я не могла допустить, чтобы его посадили в тюрьму. Я внимательно его выслушала и засыпала его вопросами:"А ты знаешь, где она живет?", "А чем к ней добраться?", "Я одна поеду или с тобой?" Яша ответил коротко :"Знаю, автобусом, со мной." "Так побежали же скорей! Мама, если я задержусь, накорми Томочку грудным молоком, я только что сцедила лишнее в стакан, чуть подогреешь... Мы не задержимся!" — и хлопнула дверью, Яша взял меня за руку и мы почти побежали к остановке. Успели на автобус. Черз 10 минут Яша попросил шофера остановиться. Автобус тормознул и мы выпрыгнули на дорогу. Было тихо и солнечно. Мы подошли ближе к отделению совхоза и увидели бараки. Яша показал самый крайний барак и сказал, что у этой девушки один глаз слепой, она его всегда прикрывает рукой или платком. Я пошла, а Яша остался за дорогой, лег в кювет на живот и наблюдал за мной. Я оглянулась и увидела его макушку.
   Я постучалась в дверь. "Войдите," — ответил женский голос. Я вошла. Комната была малюсенькая, в ней едва поместились топчан и ящик, накрытый газетой, вместо стола. Я поздоровалась. Она с удивлением посмотрела сперва на начищенные туфли на каблуках, потом на глаженное платье с белым воротничком и, наконец, на мои косы, уложенные на голове "короной". "Вы ко мне, или ошиблись дверью?"— спросила она. "Я к Вам,девушка, и по очень серьезному делу,"— стараясь быть спокойной, вежливо ответила я. "Хорошо...Говорите, зачем я Вам понадобилась, кажется, мы с Вами никогда не встречались. Я здесь работаю счетоводом и среди начальства я Вас тоже не видела."
 —"Я сразу скажу Вам, кто я — я жена того человека, на которого Вы подали заявление в суд." "А—а—а, понятно, Вы пришли ко мне просить, чтобы я отказалась от своего заявления в суд, вернее, чтобы простила его... Да? Нет, нет и нет! Таким мерзавцам я прощать не собираюсь и напрасно Вы ко мне пришли. Вы сейчас же уйдете ни с чем, если только представите, каково мне было, когда я жду со дня на день приезда своего жениха из Армии, а какой —то изверг пытается меня изнасиловать, хотя я никакого повода к этому не подавала. Так что и говорить нам не о чем." Я выдержала паузу. Мне так стало жалко эту девушку. Мало ей несчастья жить с одним глазом, так еще и мой "ненаглядный" хотел над ней "пошутить". И я начала так:"Милая девушка, если бы Вы знали, что никто другой, кроме меня, так не посочувствует Вам и не осознает пережитый Вами страх, Вы бы меня все таки выслушали. Не очень давно на меня было покушение с целью изнасилования. И такой же "мерзавец и изверг" сидит в тюрьме, ему дали 5 лет. Суд может присудить и моему мужу 5 лет. В таком вопросе я его защищать не стану. Но я пришла к Вам не его защищать, а себя, двоих моих детей, и мою маму, которая живет на моем иждивении. У меня родился 2—й ребенок, я должна сидеть дома с малышкой, воспитывать школьника, а без мужа у меня не будет средств на жизнь," — я хотела продолжить, но Зоя (так ее звали) перебила с нетерпением меня и, с удивлением всматриваясь в мое лицо, начала так:"Неужели эти были Вы? Тогда мы читали большую статью в газете. Сколько было разговору, удивления, ведь Ваш муж перебил руку  подлецу, который накурился анаши в чайхане а потом решил изнасиловать Вас. Так это Вы сказали:"Умру, но не дамся?" "Я мысленно твердила эти слова, но видно, произнесла их вслух ; ему не понравилось и он ударил меня по лицу, надеясь напугать. Кровь хлынула на белый вязаный платок и, падая на снег, я увидела, как сверкнул нож в его руке. Видно Бог помог мне, потому что соседский парень Юра возвращался со свидания с девушкой и все это увидел. Насильник бросился бежать, но мой муж догнал его, изувечил и привел в милицию. Вот как это было,"— закончила я.
   Зоя слушала, раскрыв немного рот от удивления и, наконец, заговорила:"У вас такой муж сильный и так любит Вас, что я не могу поверить, чтоб после всего, что он для Вас делал, мог бы Вам же и изменить. Неужели он и в самом деле со мной пошутил?"
  "Вот видите, Вы даже засомневались в его плохих намерениях, а как же я могу поверить, ведь я его так люблю и хочу иметь от него не менее десяти детей."— внушительно, глядя ей прямо в глаза, заявила я. Зоя уже опустила платок от глаза и я увидела незрячий глаз, покрытый веком и зрячий — серого цвета, со спокойно—удивленным и осмысливающим взглядом. С минуту мы обе молчали. Зоя первая заговорила, подскочив с топчана, она пошла по комнатке, 2 шага вперед, 2 шага назад:"Я не знаю, что Вам сказать, я не хотела дать себя в обиду и решила написать заявление в суд; кроме суда, за меня некому заступиться. Если Вы пережили такой страх, то и меня должны понять. Вы на моем месте поступили бы также. Я не ожидала такой встречи. Если я на работе расскажу, что видела женщину, о которой писалось в газете, в статье под рубрикой "Из зала суда", никто не поверит; мы целую неделю обсуждали эту статью, все восхищались Вашим мужем и Вами. А где же был Ваш муж, когда Вы шли домой одна?" "Вот видите, вас и это интересует, Вы девушка сознательная и чужое горе Вам не безразлично... " — и я ей рассказала все в деталях и про годовой отчет, и про утерянную 1 копейку, работу всего коллектива до самой ночи и т.д." Зоя покачала головой:"Скажите, что бы Вы теперь делали на моем месте?"
— Если Ваша гордость болезненно задета, то не позвать ли его сюда, чтобы он попросил у Вас прощения?
— Что Вы, не надо, простите, но я его видеть не хочу!
— Пнимаю, понимаю... Ну, тогда остается один вариант: пойти мне навстречу, будем друзьями по несчастью; в случае повторения подобного случая моим мужем я его сама засажу, только обещайте мне, что если я Вас попрошу тогда прийти на суд, то Вы прийдете и скажете, что Вы от него пережили и простили ради его жены и 2х детей; Вы согласны, Зоя?— выразила я последнюю надежду.
— Конечно, конечно, я так не хотела этого суда, выставлять себя на обозрение любопытных людей, чего же тут хорошего? Я даже рада, что Вы пришли, а не Ваш муж. Уж ему я бы ни за что не простила, принципиально. Если даже и пошутил, тоже подлец; жена с детьми ждет его домой, а он собрался шутить с девушками, я права?— заглядывала мне в глаза Зоя.
— Абсолютно права, Зоечка. Жаль, что мне пора к ребенку. Спасибо за понимание и, как будете по делам в Центрсберкассе номер 306, спросите Галину Александровну — это я; никогда не стойте в очереди — друзья должны хоть чем то помогать друг другу. Я Вам сама все оформлю. И заодно поговорим. Хорошо?
— Спасибо, Галина Александровна, я очень буду рада. Мне по работе часто приходится простаивать в очередях в сберкассе. До свидания. Я провожу Вас до дороги.
— До встречи в сберкассе, Зоя. — попрощалась я.
   В кювете зашевелилась голова Яши; он быстро вскочил на ноги, поправил рубашку, отряхнул брюки и с испуганным вопросом "Ну, что?" подошел ко мне. Я со зла ответила:"Курячье капшо," а он "Ну как?", а я "Как накакал, так и смякал". Я сама удивилась своей грубости. Как я осмелилась стать такой вульгарной? В другое время Яша не стерпел бы такого ответа, но он будто бы не услышал, заглядывал мне в лицо и повторял:"Ну, что она тебе сказала?" "Яша, ты можешь помолчать? Иначе я тебе ни слова не скажу..." —рявкнула я.
Он терпеливо замолчал, поняв мое плохое настроение. Подошел автобус и мы сели. Мы молча сидели рядом и пассажиры с интересом оглядывали нас.
 


Рецензии