Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса

Во что верят китаец или индус? А во что верит еврей? Во что верит русский? Как только вопрос поставлен таким образом, так сразу пропадает целостная картина мира, исчезает понимание онтологической общности людей, цветные стеклышки калейдоскопа не складываются в красивый узорчатый рисунок. Можно и по-другому сформулировать вопрос. Что произошло бы с русскими, если бы никогда не было евреев или китайцев? Что, смешной вопрос? Ответ будет еще «смешнее»: «А не было бы русских, вот и все». Т.е. какие-то люди, безусловно,  жили бы на этой территории, только это были бы совсем не те, которые сейчас идентифицируют себя, как «русские». Почему я вот так ставлю вопросы? Китайцы дали миру порох, управленческие идеи и, тем самым, дали возможность изменять картину Ойкумены принципиально. Евреи дали миру основы двух мировых религий и, тем самым, создали возможность сформировать идеологию мышления абсолютного большинства народонаселения планеты.
И, все же… Что лежит в основе мировоззрения, ну, например, китайца – не древняя ли китайская философия? И что, в свою очередь, лежит в основе этой философии? Процитирую Валерия Лебедева (Бостон): «Китай не знал философских или, скажем, религиозных занятий как специфической деятельности. Вся ученость в Китае была направлена на один предмет: как управлять государством, его подсистемами и отдельными людьми.…Главным в учениях китайских мыслителей был вопрос о "наилучшем управлении государством", точнее, вопрос о том, какими качествами должны обладать управляющие и управляемые для того, чтобы в стране царили порядок и умиротворенность. Отсюда - тесная связь политической и этической проблематики в учениях Конфуция, Мо Цзы, Мэн Цзы, школы фацзя. В конфуцианстве, например, это переплетение весьма заметно. Каждый, по Конфуцию, должен стремиться стать благородным человеком (цзюньцзы). Основа же цзюньцзы - уважение к ЛИ. Это понятие невозможно однозначно и одним словом перевести на русский язык. Оно означает сложившиеся правила благопристойности, ритуалы, традиции управления.
Завершением учения Конфуция является его отрицательное отношение к законам. Закон, по Конфуцию, не может охватить великого разнообразия конкретных ситуаций, а, главное, закон означает определенные права индивида без его относительного положения в семейной и государственной иерархии, что совершенно нелепо с точки зрения конфуцианства.» (Разрядка моя – авт.).
Не так ли живет большинство нашего населения? Если закон не соответствует моему статусу и моим желаниям, то к черту этот закон. Буду руководствоваться моим пониманием правильности. Т.е. живем по понятиям. Вот так и складывается рисунок калейдоскопа. Китайские идеи двух с половиной тысячелетней давности здравствуют и, даже, «правят бал» в России.
А что же евреи? Процитирую фрагменты из учебных материалов по иудаике, разработанных в Манахаим – еврейском культурно-религиозном центре. «Любой вопрос, любая проблема, которые вставали перед еврейским народом, традиционно в первую очередь вызывали вопрос: "Что об этом говорит Тора" (Слово «Тора» в данном случае понимается очень широко и подразумевает - Танах и традиционные комментарии к нему). То есть, предполагается, что в Торе можно найти ответ на любой вопрос. Этот подход к Библейскому тексту остался и в наше время. [Танах (Тора, Пророки, Писания) - это комплекс религиозных книг, написанных в 13-4 вв до н.э. По своему содержанию книги Танаха касаются истории народа Израиля и взаимоотношений народа с Богом и божественных заповедей. Следует принять во внимание, что книги Танаха не являются историческими хрониками, то есть, они не ставят перед собой цель рассказать историю народа Израиля, но книги эти являются сугубо религиозным произведением, то есть вся историческая часть Танаха посвящена теме "Бог и история"]. Еврейская религиозная философия ставит вопрос о соотношении универсальной истины, выраженной философией, с религиозной истиной, заявленной Танахом.»
А.С. Шабалов в своем письме дал следующую, достаточно точную формулировку («Пятница» №29 от 22 июля 2005 года): «Основой ислама, так же, как и христианства, является иудаизм — еврейский монотеизм, вера в единого семитского бога Яхве. Общего между христианством и исламом, как у единородных братьев, очень много. Это и общие святые персонажи, в основном еврейские патриархи и цари: Моисей в исламе превратился в Мусу, Давид в Дауда, Соломон в Сулеймана, и, что чрезвычайно прискорбно, не очень уважительное отношение к иудаизму и носителям этой веры, евреям.»
Лоренс Клеман в своей работе «Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм» пишет: «Подобно индуизму, сикхизм смотрит на жизнь, как на вереницу мучительных реинкарнаций. Люди, которые не очистят себя в этой жизни, перевоплотятся в более низкие формы жизни (в растения и затем в животных), а потом, опять перевоплотятся в человека и еще раз получат возможность очистить себя. Самоочищение завершает цикл и является «излечением всех страданий». Сикхизм отличается от остальных монотеистических религий в том, что он отрицает идею загробной жизни человека как индивидуума. В сикхизме, достижение духовной чистоты – Сах Ханд – представляет собой «окончательное завершение и цель человеческого существования», когда человек «растворяется в Боге».
Важно заметить, что сикхи признают еврейских, христианских и мусульманских пророков, предшествовавших Нанаку. Писания сикхов говорят, что «гуру Нанак получил свою миссию не так, как остальные пророки: он получил указания Высшего Суда еще до того, как пришел в этот мир, в то время, как остальные получили инструкции после рождения». Но, согласно сикхской теологии, Моисей, Иисус и Мухаммад тоже были посланниками Всевышнего. Как учил своих последователей сам Нанак: «Четыре книги (Пятикнижие, Новый завет, Псалмы и Коран) и четыре веды (сикхизма)… спустились с высот по повелению Господа Бога». Далее Л.Клеман пишет и об относительно новой Бахайской религии: «Наиболее значительный для нас аспект бахайской веры – это доктрина «прогрессирующего откровения»: «На самом деле, есть только одна религия, религия Бога. Эта единственная  религия постоянно развивается, и каждая отдельная религиозная система представляет собой определенную стадию этой эволюции. Бахайская религия представляет собой современную стадию эволюции религии. Бахайская религия, так же, как ее шиитская предшественница, утверждает, что Моше, Иисус и Мухаммад были истинными пророками Бога, и что Тора, Новый завет и Коран являются Божественным откровением. Расхождение бахайской религии со своей теологической предшественницей заключается в утверждении, еретическом, как для шиитских, так и для суннитских мусульман, что Мухаммад не принес окончательной религии, но лишь открыл следующую серию в бесконечной последовательности эволюционирующих теологий. Согласно бахайской вере, должен был появиться другой пророк, такого же уровня, как Мухаммад.» И, далее: «Поскольку все современные проявления монотеизма (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, бахайская религия – разрядка моя.Авт.) утверждают, что Синайское Откровение имело место, что Бог дал народу Израиля Тору, и поскольку сама Тора постоянно заявляет, что она – вечное откровение, которое никогда не будет изменено, пророчество Моисея становится единственным кандидатом на истинную религию.»
  И что теперь делать? Как примирить непримиримое? Может быть, надо изменить угол зрения? Понятно, что атеисту здесь нечего делать вообще. Но верующему-то человеку, как быть? А, наверное, вот так. Во-первых, прочь гордыню, подразумевающую исключительность. Во-вторых, как только религия становится сознательным способом зарабатывания денег – она теряет свою «богоданность». Бог всемогущ и всеведущ, и, уже, хотя бы поэтому, не нуждается в постоянных славословиях в свой адрес. А ведь именно платные ритуалы славословия и являются основным источником дохода вероторговцев. И чем строгость и постность выражения лица лучше жизнерадостной позиции эпикурейцев? Ведь жизнелюбие совсем не обязательно эквивалентно чему-то морально недостойному и, вообще, безбожию. И мне одинаково не понятен духовный общечеловеческий смысл деятельности, как людей в рясах - монотонно или скороговоркой читающих тексты не понятные большинству присутствующих, так и людей в старомодных сюртуках и шляпах, кланяющихся у остатков стены древнего города.
Так кто же во что верит, и зачем верованиям зачастую придается национальная, или даже националистическая окраска? Гордыня, т.е. желание первенствовать и главенствовать, и трусость, т.е. боязнь потеряться в многообразии мира и нежелание принять ответственность за происходящие на себя. Все это, умноженное на «коэффициент меркантильности», являлось и является источником бесчисленных бед и страданий.
Очевидно, что традиционные религии органически не способны -  действуя и развиваясь так, как они действовали и развивались до сих пор, - массово повысить уровень «счастливости» на планете. Ведь ни иудаизм, существующий более трех тысяч лет, ни конфуцианство (не являясь религией, тем не менее, определяло и определяет жизненные правила множества поколений людей, в чем-то заменяя традиционную религию), существующее почти две с половиной тысячи лет, ни христианство, существующее более двух тысяч лет, ни почти полутора тысячелетний ислам, ни другие, более молодые религии и религиозные течения, не смогли сделать жизнь людей легче или счастливее. Более того, давая возможность переложить большую часть ответственности за происходящее в собственной жизни на Всевышнего, традиционная религия, в конечном итоге, расслабляет человека и делает его жизнь сложнее.
Так что же – долой религии? Нет, конечно же, нет. Ничего вообще не надо «долой». У Бога нет прейскурантов, нет наместников на земле. Все это придумано людьми, которые умеют эксплуатировать лучшие чувства и проявления человека. И не важно – какова цель такой эксплуатации: власть, деньги, вместе или порознь. Просто живите своим умом, своими эмоциями. Вероятнее всего, что большинство персонажей священных книг – это действительно жившие в свое время люди, но «просто» люди, чьи «жизнеописания» формировались исключительно по воле авторов этих «жизнеописаний» и, очевидно, не являются отражением реальной жизни этих персонажей. И, коль скоро, как сказано в Священных книгах – человек создан по образу и подобию Бога, то, значит, и Богу свойственно логическое мышление. Поэтому, логически не понимаемые и не осмысливаемые религиозные правила, ритуалы, обряды, вряд ли  могут иметь «Божественное происхождение» и, являются одним из способов «честного отъема денежных средств». Не более…
Что бы не утверждали «вероучители» о «правильности» именно ими пропагандируемого религиозного учения (направления), как бы «убедительно» и красочно не повествовали о том, что только адептам данной религиозной концепции уготована жизнь после жизни, т.е. жизнь вечная, жизнь райская, существует аргумент напрочь опрокидывающий, опровергающий подобные «теории». Суть его (аргумента) в следующем: каждое религиозное направление за века своего существования сформировало свой мартиролог и жизнеописания лиц, признанных пророками или равноапостольными, великими гуру, святыми, блаженными и т.д, и т.п. При своей земной жизни они совершали то, что обычный человек считает чудом, и сам совершить не может. А после физической смерти, помогают, верящим в их могущество, решать те или иные земные проблемы верующих. Так вот, уже одно то, что те, кто при жизни были приверженцами разных обрядовых систем, различных, зачастую противоречащих друг другу, догматических норм, правил, а иногда, даже, и систем летоисчисления, после смерти обладают равными возможностями, равными силами -  говорит о том, что для Бога нет ни какой значимой разницы между бубном и  кадилом, полумесяцем и крестом, намазом и литургией, двое или троеперстием, тиарой, митрой, и шапкой «Нешу». Но, поскольку, практически все мировые религии – это религии единобожия (монотеизм), то сам собой напрашивается вывод, что Бог не просто един, а один-единственный для всех, как бы его не именовали в религиозных книгах, и как бы к нему не обращались конфессионеры той или иной религиозной традиции. И что этот единственный Бог вовсе не по количеству поклонов или иных ритуальных действ оценивает человека. Точно так же напрашивается вывод о том, что существование профессиональных священников – главных тружеников в деле доказывания «истинной правильности» той или иной религии, является весомой причиной и основой многих непониманий и раздоров между людьми на нашей планете.
Богу и Вере в Него не нужны ни посредники, ни помощники, ни профессиональные исполнители танцев с бубном или с кадилом, ни профессиональные чтецы нараспев малопонятных текстов на мертвых языках. Бог, если он Бог, слышит и знает даже самые малозаметные движения наших душ. Чистота помыслов и дел, а вовсе не ритуальные действия, осуществляемые в специальном учреждении под руководством опытного «наставника», являются пропуском на «небеса».
Или вы в это не верите?


Рецензии