Музыка и психологическая топография индивида
Можно рассматривать человека как энергетическую систему, имеющую конкретную форму. Это в нашем современном понятии больше относится к материальному варианту рассмотрения, т.е. физическому. Здесь можно найти конкретное место человека в Природе. Мы можем прийти к выводу, что человек является рядовой энергетической системой во всем многообразии энергосистем, имеющих и не имеющих конкретную форму визуального восприятия, и которые (все системы без исключения) можно классифицировать как инструмент, индикатор и качество. Другими словами можно сказать, что любая энергетическая система, какую можно только вычленить, служит во всей круговерти, незаменимым природным инструментом трансформации энергетического потока, указывая, как индикатор, что в данном месте присутствует конкретное качество или условие процесса трансформации энергии. Можно конкретизировать принципиальную схему функционирования органов и их взаимозависимое и взаимно предопределяющее положение.
А можно рассматривать взаимозависимое и взаимно предопределяющее положение и, соответственно, поведение индивида в иерархии и разновидностях сообществ. Можно рассматривать человека во многих плоскостях единого процесса. И ввиду того, что всюду есть только единый процесс, в какой бы плоскости мы ни наблюдали его, мы можем отследить, что происходит, якобы, тиражирование схем этого процесса. И если мы сможем четко понять эту взаимозависимость хотя бы в одной плоскости, то безошибочно сможем предсказать взаимозависимость в другой плоскости этого же общего процесса.
На мой взгляд, любопытна параллель, которая явно прослеживается в зависимости предопределения места и поведения каждого человека в сообществе и его сознания, где в понятие СОЗНАНИЕ вкладывается смысл основы взаимосвязи человека с жизненным процессом тех сообществ, в которых одновременно ему приходится находиться.
Психологическая топография индивида – это, прежде всего, схема функционирования его сознания. Человек, познав тайны этой схемы, сможет сделать прорыв в своем развитии. Он четко будет представлять как механизм попадания в зависимость, так и механизм освобождения от этой зависимости. Он сможет избежать грубых ошибок саморазрушения своей личностной сути, как человека.
2.Что есть музыка?
В нашем понятии музыка - сложный продукт работы сознания восприятия характерных звуков в конкретной последовательности. Также, человек с помощью музыкальных звуков пытается выразить свое мироощущение. Нашей задачей является попробовать увидеть характерные штрихи зависимости последовательностей, которые можно наблюдать в данном аспекте существования человека. Будем при этом придерживаться, что звук еще не музыка, а вспышка еще не свет. Чтобы мы восприняли звучание, звуковое колебание должно иметь определенный период развития. Это звуковое колебание должно сочетаться с другими колебаниями, тогда ЭТО из визга может начать походить на музыкальный звук, если комплект этих колебаний будет расположен в схеме воспринимаемой нами, как музыкальный звук. И музыкальный звук еще не музыка. Музыкальный звук должен сочетаться с другими музыкальными звуками в определенном порядке, чтобы родился аккорд. Конкретная схема звучания аккордов - уже начало музыки. Определенный законченный период сочетания аккордов в ритмическом развитии - уже музыкальное произведение”. (Лабиринт)
Другими словами можно сказать, что многоуровневый вариант стандартизации сочетаний колебаний в слышимой частоте с помощью инструментов, сделанных человеком и человеком извлеченные при помощи этих инструментов звуки, выстроенные, опять-таки, в строго стандартной форме, в конечном счете, превращаются в то, что мы называем музыкой. Музыка превращается, по сути, в отражение всего или части потока колебаний, которые может резонировать человек и которые он, стандартизировав, переводит в звуковую плоскость, выражая тем самым свое (со) отношение (с этим потоком) к этому потоку. Человек как своеобразный инструмент согласно его предрасположению (настроению), способностям и возможностям переводит характер резонанса излучений с помощью шифров в состояние узнаваемости этого характера другими людьми, используя для этого музыкально-звуковую плоскость. Для фиксации этого состояния используются шифры, которые мы называем нотами. Воспроизведение зафиксированных сочетаний излучений позволяет вызывать подобный эффект резонанса, какой зафиксировал изначально автор. Музыка, как и речь, имеет свойства программирования, т.к. будучи эффектом (результатом), выражающим качественное состояние конкретного человека в конкретных условиях, услышанная другим человеком, навязывает последнему стандарт восприятия автора. Поэтому каждый слушатель превращается в объект для программирования.
3.Что есть музыкальный ряд?
Музыкальный ряд - это своеобразный цифровой ряд в нотном варианте. Если мир, в котором мы существуем, воспринимаем, то “цифровой ряд, музыкальный ряд и алфавит являются формулами (шифрами) этого восприятия”. (Лабиринт)
“Можно заметить, что весь музыкальный ряд (рассматривается полутонами) соответствует симметрии “3”(трех лучевой симметрии). 1-4-7 есть мажорный аккорд (ДО-МИ=4 полутона и МИ-СОЛЬ=3 полутона). Если записать из нот подряд несколько октав, то каждая нота ЛЯ через октаву попадает на цифры 1,4,7 поочередно. Нота “ДО” имеет тот же ключ (4-7-1-4-7...) в десятеричной системе. Последовательность 3-6-9 есть ключ расположения “ФА” и “СИ”. Последовательность 2-5-8 может указывать на десятеричную систему и расположение в ней другой ноты ряда - ключевой “СИ бемоль”, десятого полутона в До-мажоре. Кварто-квинтовый круг также имеет в основании трех лучевую «симметрию», если считать от ноты “ДО” вверх и вниз”. (Лабиринт)
4.Если стоит вопрос о музыкальном ряде, без которого невозможно появление музыкального произведения, то логично напомнить об основе восприятия, т.е. цифровом ряде. Данная тема объемна и желающий может познакомиться с ней в “Лабиринте”.
5.Восприятие по характеру и по сложности (полноты) выражения через музыку (инструментальная музыка, оркестровая музыка).
Любой постоянный комплект излучений является основой для существования энергетической системы в том числе и человека. Из-за своего постоянства он незаметен для системы. Но, в отличие от него, музыкальный звук является сложным сочетанием колебаний (конструкцией сочетаний), который выходит за его рамки. Это наводит на мысль, что появлению музыкальных звуков и всей музыки предопределяется различием того основного потока, на котором базируется восприятие человека и потока излучений, которые не соответствуют основному базовому потоку. Человек по своей конструкции обязан пропускать через себя весь постоянно меняющийся комплект излучений и поэтому он должен постоянно стандартизировать излучения, выходящие за рамки базового комплекта.
Одним из вариантов является перевод непостоянного потока в плоскость восприятия, в данном случае в плоскость музыкальных звуков. Чем полновеснее (ввиду имеется то, что структура стремится к максимально допустимой простоте, а не к сложности надстроек, которыми пытаются восстановить нарушенную исходную гармонию) создаваемые конструкции, тем полновеснее и возможность реконструкции состояния через воспроизведение, для дальнейшего поддержания системы в полноценном состоянии для дальнейшего развития.
Мелодия состоит из последовательно сочетающихся звуков. Если мелодию представить горизонтальной линией, то вертикально можно (должно соответствовать) выстроить аккордную последовательность от каждого звука. Это построение должно соответствовать тональной последовательности (тональности), в которой имеем мелодийный рисунок. Кроме перечисленного обязательной атрибутикой музыкального произведения является ритм.
7.Если есть два типа основ существующих сообществ, то напрашивается различие в каждом из них?
В музыке имеем мажорный и минорный варианты построений музыкального ряда.
8.Воспитание (воздействие) восприятия музыки через насильственное программирование.
Человеческая психика, было сказано, устроена так, что она не может отказаться и выборочно воспринимать большей частью незримый (не воспринимаемый явно органами чувств) поток вибраций (колебаний). Поэтому, музыка является опасным из-за своей безликости, т.е. отсутствием ярко выраженного характера вложенного в нее алгоритма, который передается через нее от автора и исполнителя.
9. Кого классифицировать?
Мера классификации?
Плоскость классификации.
Все люди подразделяются на имеющих музыкальный слух, которые могут воспринятое органами чувств, обычно слуха и зрения (чтение нот), трансформировать (возможно употребление слова “классифицировать”) звуки и созвучия и воспроизводить посредством голоса или музыкальных инструментов) и, как принято говорить, не имеющих музыкального слуха.
Имеем в распоряжении для классификации авторов (композиторов), исполнителей (активных, пассивных), слушателей (созерцающих), которые могут быть активными, пассивными, подневольными.
Как классифицировать (оценить) это?
Среди “имеющих” слух имеем:
1. композиторов двух типов,
2. музыкантов исполнителей,
3. слушателей.
Среди “не имеющих музыкального слуха” есть только слушатели.
Композиторы. Чем больше углубляться в подразделение на типы, тем больше можно разделить их на два типа, где в одном, обладая музыкальной грамотностью, имея диапазон восприятия мироздания (имея более широкий диапазон мировосприятия, чем средний человек), используя навязанную программу трансформации восприятия в музыкальную плоскость, даже имея физическую глухоту (имеем примеры глухих композиторов), композиторы выстраивают, порой, путем вычислений, гармонические последовательности, на которые накладывается рисунок мелодии. Зафиксированные музыкальным письмом (записанные нотами), аранжированные для ансамблей или оркестров, они приобретают конкретную жесткую форму, которая частично может видоизменяться (окрашиваться) мастерством и внутренним состоянием исполнителя при их прочтении. Подобного композитора можно отнести к типу технических композиторов.
Главным недостатком, который не дает права отнести этот тип на первое место, является возможность человеку со средними музыкальными способностями путем совершенного овладения техникой композиции, производить трансформации не своего видения мира, а принятых стандартов его видения. Это совершенно иной вид композиций, которые имеют скрытую форму экстремистского навязывания стандартов изначально нестандартного мироздания. Подобные композиторы, технически (как номенклатурные работники), достигая вершин в своем обществе, далеки (однобоки) в своем развитии и восприятии как личности истинного мироздания. В виде примера можно привести плеяды композиторов, которые своим творчеством несли (выполняли заказ на) идеологический заряд (заказ) своего общества, независимо отдавали они себе отчет в этом или нет. К этой плеяде относятся советские композиторы.
Этот тип нужно продолжать подразделять, обозначая и выделяя характерные подгруппы. Данный тип композиторов - продукт и лейбл технократического (урбанистического) социума. Легко программируются.
В другом типе преобладает сенсуальное (чувственное) восприятие и перевод восприятия жизненного процесса с помощью стандартных музыкальных законов (гармонии) в плоскость музыкального звучания для последующего исполнения исполнителями и восприятия слушателями. Иногда подобные (сенсуальные) композиторы могут не иметь малейшего представления о законах композиции (быть музыкально безграмотными) и в то же время безошибочно производить музыкальные ментальные построения (слово “умозрительный” не подходит). По сложности композиций они практически не уступают произведениям дипломированных (обладающих музыкальной грамотой) специалистов, а в некоторых аспектах имеют превосходство, т.к. каждое исполнение, а первое исполнение производится только автором, имеет штучный характер и повторено быть не может. Композиция происходит “здесь и сейчас”. Отражает сиюминутное настроение автора и более властно воздействует на слушателя, который находится изначально в том же потоке ассоциаций, что и композитор. Композиторская импровизация является вершиной мастерства трансформации эмоциональных ассоциаций в музыкальную плоскость. Человек, который может это сделать занимает наивысшую ступень иерархии. Это раскрепощенная для восприятия личность, доступная для восприятия, как грамотному слушателю, так и непринужденно воспринимающему предлагаемое. Имеет личное, характерное только ему, восприятие мира и, как обычно, при занятии другим каким-либо творчеством можно констатировать тиражирование качеств на другой вид деятельности. Это самая малочисленная группа (из-за строгости подхода к совершенству). Сочетание сенсуальности и совершенной музыкальной грамотности - гениальность. Композитором, занимающим исключительное положение среди когда-либо существовавших и существующих композиторов, можно назвать того, кто смог создать принятую сегодня музыкальную грамоту.
Этот тип очень трудно программируем.
Нужно оговориться, что композитор является также и в первую очередь слушателем, воспринимающим поток излучений, которые резонансом отзываются в нем готовой музыкой, т.е. ментальная “машина” автоматически трансформирует поток излучений во внутренне звучащую музыку. В этом отличие композитора от исполнителя и рядового слушателя. Исполнители могут воспроизвести услышанную музыку, но не перевести новый, еще не ведомый поток излучений в музыкальную плоскость. Рядовой слушатель может только воспринимать услышанное, исполняемое либо композитором, либо исполнителем.
Среди исполнителей также можно ввести разделение.
Какую музыку он исполняет? В зависимости от личного мироощущения, профессионализма и пути прихода в музыку можно предположить, что для большей части исполнителей всех уровней дорога в стан композиторов навсегда закрыта строго психологическим барьером. Исполнитель является проводником чужих идей: композитора, специалиста, аранжирующего музыкальное произведение, дирижера, если это исполнитель - оркестрант.
Если исполнитель имеет своей целью стать, прежде всего, виртуозом исполнителем, а затем наметить очередной целью заняться композицией, он ошибается. Это разные плоскости мировосприятия. Нельзя, идя чужими дорогами, проложить свою дорогу, хотя, в урбанистическом социуме это может быть возможным вариантом. В подобном варианте исполнительство является процессом, где результат - рождение стандартного, может, и востребованного социумом композитора. Истинный исполнитель является от природы функционером. (Если композиторство образно можно вообразить вертикальным развитием, то исполнительство является горизонтальным наполнением этого развития.)
Музыканту исполнителю, который мечтает стать композитором, нужно помнить: изначально, чтобы была сохранена первичная самобытность, человеку необходимо уметь воспринимать окружающий мир сенсуально, как это делается в рустическом (общинном) сообществе, основы которого почти полностью разрушены. Ввиду того, что развитие техник и средств программирования развиваются в урбанистическом (монополярном) социуме, то исполнителя можно отнести к продукту данного социума. Он лишен полной мировоззренческой свободы при самоопределении и этот барьер превращает его в исполнителя чужих идей. Социум, где преобладает моноструктура, вынуждает исполнителя стремится преодолеть психологический барьер подчиненности и в поисках выхода (преодоления искусственно возведенного барьера) из напряжения он вынужден путем совершенствования своего мастерства (технических возможностей) стремиться всю жизнь к цели, пока не станет понятно, что цель оказалась недоступной. Максимально достижимая цель - переход в ранг первого типа композиторов. Иллюзия преодоления напряжения заставляет уже в новом амплуа сохранять внутреннюю напряженность и безудержно продолжать стремиться преодолеть ее, поражая своей работоспособностью и продуктивностью.
Здесь же мы можем сделать вывод, что большая часть индивидов, которые составляют первый тип композиторов, являются, по сути, исполнителями. Данный вариант перехода из одной классификационной группы в более высокую возможен обычно в урбанистическом варианте социума и можно проследить тиражируемость сути подмены. Рабочий, служащий, интеллигент в ныне принятом смысле этого понятия, а в былые времена рабы, может (могли) с помощью овладения специальных техник (обучения) добиться положения лидера в своей профессиональной области, но это лидерство изначально условно, т.к. роль истинного лидера определяется способностью находить нестандартные решения в сложных ситуациях и постоянно сверять сенсуальное мироощущение со стандартизированным, предлагая при этом рецепты подстроечных поправок. Индивид, пришедший в лидерство через овладение техниками, не может воспринимать полномасштабно мир сенсуально. Его уделом является стремление подгонки новых условий к существующим рамкам взаимоотношений. Став лидером из чувств честолюбия, властолюбия, корысти и т.д. он, даже не понимая смысла истинного лидерства, пытается удержать свою позицию, вводя весь социум в заблуждение, а тем самым в тупик. Описанный мир - условность. Вариантов соизмерения может быть много. Каждый человек от Природы несет только ему специфические характеристики соразмерности. Исполнитель никогда не может передать истинное восприятие автора. Став на место автора, он пытается воспринять постоянно меняющийся мир давно определенными (стандартизированными) мерками. Исказив миропонимание при восприятии, он продолжает навязывать искаженный вариант окружающим, навязывая им несвойственное напряжение.
Переходя к классификации слушателей, нужно сразу отметить, что вводить градации в этой группе можно очень долго.
Слушателем мы должны считать того, кто активно и пассивно воспринимает продукт трансформации чужого миропонимания в музыкальной плоскости, как и того, кто может трансформировать изначальный поток излучений. Просто слушателями являются рядовые члены сообщества, т.к. мы рассматриваем членов сообщества только в плоскости соотносящейся с музыкальным восприятием мира. В урбанистическом социуме, где индивид воспринимает понятие личность ложно, соотнося вершину развития с занимаемым положением, будет почти неприемлемо такая трактовка “слушателя”. Может возникнуть вопрос: А художник, воспринимающий и трансформирующий мироздание в цвете и образах, разве тоже рядовой член сообщества? Чтобы все стало на свои места необходимо уяснить, что композитор является художником, а художник, в свою очередь, композитором. Воспринять человек мироздание может в виде образов, цвета, звуков, форм и их сочетаний, и если мы говорим о людях, трансформирующих в музыкальную плоскость, то необходимо учитывать, что параллельно соответствуют трансформации в плоскости цвета, образов, форм. Композитор может увидеть и воспринять мир в цвете, а трансформировать это видение в музыкальную плоскость, как и художник, может передать звучащую в нем музыкальную композицию в виде сочетаний цветов и образов. Даже военный и политик может быть внутренне композитором в своей сфере деятельности, оставаясь в нашем исследовании рядовым слушателем. Но если этот рядовой слушатель окажется вынужденным по стечению обстоятельств освоить музыкальную грамоту и технику игры на инструменте, он без больших трудностей может занять адекватное положение как музыкант.
Активный слушатель анализирует услышанное, воспринимая или отвергая продукт трансформации (композиции). Пассивный слушатель слушает и воспринимает музыку, соответствующую его уровню программы. Нет людей, которые слышат и, якобы, у них отсутствует музыкальный слух. У всех слышащих он есть. Причина кроется в том, что воспринимаемый код трансформации или вообще музыкального звучания, в целом, не соответствует коду (не согласуется с кодом) возможного резонанса. Но чаще это проявляется при попытке воспроизведения с использованием голосовых связок в первую очередь или музыкального инструмента.
Самое первое восприятие - это процесс взаимодействия комплекта воспринимаемых излучений и системы - человек (композитор). Вторая ступень восприятия в виде процесса – это человек (композитор) и человек (слушатель) или композитор (исполнитель) и слушатель. Практически, многоступенчатая система подчинения и переподчинения индивида в урбанистическом социуме, приводящая к разрушению целостности природной рецепторной системы слушателя, указывает, что слушатель, который, якобы, не имеет слуха, имеет сложную структуру многочисленных установок трансформации услышанного, которые вызывают внутреннее напряжение, мешающее правильному воспроизведению услышанного. Не имеющий слуха занимает в этой градации самую низшую ступень. Из-за внутреннего напряжения, которое приводит к своеобразной несостыковке воспринимающей и воспроизводящей систем, он оказывается в обреченном состоянии, когда в музыкальной плоскости он может только программироваться, не имея возможности передавать дальше в натуральном виде (без технических звукозаписывающих средств) полученную программу и, тем самым, замыкая цепочку. Кстати, аналогию можно найти (выделить) во взаимоотношениях индивидов в социальных отношениях.
Именно иерархия подчинения в социуме и соответствует иерархии сложности возможно воспринимаемой индивидом музыки. Чем больше сохранены соматические (природные, сенсуальные) рецепторы, тем шире канал восприятия, тем богаче палитра, тем сильнее эмоционально воздействует полноценная истинная музыка - трансформированный поток всех видов воспринимаемых излучений. Но! Последняя фраза больше относится к человеку, сохранившему основы природного восприятия, а в социуме, где прослеживается многоступенчатая иерархия стандартизации, можно допустить мысль, эмоциональность будет определяться привитыми индивиду стандартами восприятия.
Можно, исходя из этого, предварительно классифицировать потребителя музыки, т.е. слушателя.
Первую позицию займет внутренне раскрепощенный, духовно богатый человек, для полноценного существования которого необходима вся палитра трансформации.
Последнюю позицию займет индивид, который может воспринимать подобие музыки, где гармоническая структура построения доведена до пары аккордов, а на первое место выдвинут примитивный ритм произведения. Этому примером является современная попса. Слушатель характеризуется как ограниченный индивид, чьи рамки мироощущения максимально сжаты. Легко поддается программированию.
Не стоит иронизировать по поводу народной музыки. У народной музыки, где встречается примитивная гармоническая структура, совершенно иная цель. Даже находясь под жесточайшим прессингом привнесенной “интеллектуальной” музыки у слушателя она вырабатывает единый характер восприятия, присущий сообществу с национальной окраской. Народная музыка - своеобразный код восприятия всего потока излучений с последующим его программированием. Невозможно сравнить ассоциативные аспекты попсы и народной музыки. Поэтому любая народная музыка является исходной музыкой (кодом) для формирования менталитета композитора и дальнейшего программирования слушателя.
Любители народной музыки - это слушатели, которые воспринимают эту музыку всем телом, а не только ушами. Обычно это музыкально одаренные люди. В жизни они талантливы и самобытны, каким бы делом они не занимались. Трудно перепрограммируемы и могут испытывать трудности при самоопределении в социуме.
Следующей ступенью для классификаций заслуживают внимание варианты (разновидности) восприятия.
Музыка имеет много жанров. Каждый жанр характеризует слушателя с конкретной стороны. Любой вариант с присутствием вокала от частушки до оперы может сказать столько же, если не больше, сколько может сказать отношение к инструментальной и оркестровой музыке. Можно отдельно выделить современную электронную музыку, т.к. она этого заслуживает.
Для классификации возьмем отношение к духовой музыке, оркестровой музыке, инструментальной музыке, эстрадной музыке...
Как композитор, исполнитель, слушатель должны классифицироваться по отношению к жанрам? Если попробовать избежать влияния бытующих штампов восприятия музыки, то можно определить достаточно точно психологическую топографию классифицируемого. Всех их нужно поставить в ряд слушателей и через восприятие определить их качественные характеристики.
Если производить анкетирование, то, человек, предрасположенный к истинному лидерству, непременно укажет на возможность импровизации (импровизация - возможность хоть частично выразить свое видение). Укажет на любовь, как к оркестровой музыке (хоровой музыки), так и к инструментальной. Большой оркестр имеет больше возможностей для передачи всей палитры трансформируемого потока в музыкальную плоскость. Оркестр – мини сообщество. Стремление использовать более крупные структуры говорит о масштабности мышления автора, если это не признак-патология гигантомании. Предпочтение оркестровой музыки говорит о том, что композитору экстракласса нет необходимости прибегать к вербальному выражению в ущерб музыкального. Если будет указано в анкете вид оркестра, то предрасположенный к лидерству, который хочет, чтобы в его сообществе были участники, не уступающие ему по уровню восприятия, остановится на:
1.”Бигбенде”;
2. Симфоническом оркестре;
3. Оркестре, где основой являются инструменты живой музыки (духовые инструменты) и народные инструменты.
Сама структура извлечения звука и звучание превращают эти инструменты в сверх возбудители, т.к. они передают самое богатое наличие обертонов, которые являются носителями не воспринимаемой внешне психологической нагрузки при программировании музыкой. Претендент на лидерство отдаст предпочтение натуральному звучанию, т.к. любое самое совершенное записывающее техническое средство не может полностью передать натуральное звучание хотя бы потому, что условия момента композиции и воспроизведения не соответствуют условиям слушающего.
Лидер урбанистического уклада, т.е. композитор первого типа, отдаст предпочтение классической музыке и симфоническим оркестрам, по причине их постоянности в воспроизведении. Кроме того, что они должны видеть во всем узнаваемые стандарты, они напоминают художника, который стилизует увиденное (услышанное), придавая динамике конкретные узнаваемые формы.
Можно последовать далее по анкетной системе, чтобы конкретизировать топографию.
1. Имеете ли Вы музыкальное образование? ДА. НЕТ.
Если ДА, то:
а. Хотел научиться сам.
б. Хотели родители.
Если НЕТ, то:
а. По причине отсутствия слуха.
б. Из-за материальных затруднений.
в. Из-за отсутствия желания.
г. Из-за отсутствия времени.
Здесь можно сделать ряд выводов, характеризующих предрасположенность к музыке, в том числе, если хотите, конкретизировать жизненную позицию.
2. Если Вы имеете музыкальное образование или имели бы его, кем бы Вы хотели стать:
а. Композитором классиком;
б. Автором джазовых композиций;
в. Композитором попмузыки;
г. Композитором песенником;
д. Исполнителем классической музыки в симфоническом оркестре;
е. Исполнителем классической музыки в иных ансамблях или сольно;
ж. Исполнителем в большом джазовом оркестре (Бигбенде);
з. Исполнителем инструментальной джазовой музыки в иных ансамблях;
и. Рок-музыкантом;
к. Использовали бы свою музыкальную грамотность для более глубокого восприятия и понимания слушаемой музыки?
Этот вопрос провоцирует ответ, по которому можно судить о жизненных амбициях человека.
3. Если Вы хотите получить удовольствие от прослушивания музыки, что Вы предпочтете послушать:
а. Симфонический оркестр;
б. Оперу;
в. Инструментальный камерный ансамбль;
г. Эстрадный оркестр;
д. Джазовый ансамбль;
е. Большой джазовый оркестр (Бигбенд);
ж. Оркестр народных инструментов;
з. Духовой оркестр;
и. Модные вокально- инструментальные группы;
к. Инструментальную музыку;
л. Электронную музыку ( Синтезированную на электроинструментах)?
Ответ укажет на степень индивидуализации человека в его сообществе со всеми ее характерными качествами.
4. Любите ли Вы инструментальную музыку (скрипка... труба)? ДА. НЕТ.
Инструментальная музыка специфична и часто трудна восприятию. Предпочтения говорят, что человек несет в себе своеобразность и в зависимости от выбранного инструмента характеризуется соответствующими качествами. Например, саксофон характеризует человека мягким, лиричным, с оттенком грусти или тоски.
5. Чему будет отдано предпочтение сложным композициям (1) или небольшим пьесам, в том числе песням (2)? (Первое или второе).
Ответ будет характеризовать уровень мировосприятия и, соответственно, мировоззрения.
6. Можете ли Вы назвать современного композитора, пишущего
классическую музыку? ДА. НЕТ.
Характеризует, минимум, эрудированность
7.Любите ли Вы классическую музыку? ДА, НЕТ.
Если ДА, то, как часто Вы ее слушаете?
а. Постоянно.
б. Часто.
в. Иногда.
г. Редко.
д. По возможности.
Если НЕТ, то почему?
а. Она мне не нравится.
б. Она сложна для восприятия.
в. Она не в моде.
г. Не люблю большие оркестры.
д. Меня не приучили (не научили) ее слушать.
е. Классическая музыка не соответствует современному образу жизни.
ё. Не имею возможности слушать.
Ответы могут позволить идентифицировать человека в повседневной суете, точно определяя его интеллектуальный уровень, жизненную позицию и т.п.
8. Считаете ли Вы, что каждый композитор должен стать, прежде всего, хорошим исполнителем чужих произведений? ДА. НЕТ.
Исполнение чужих произведений программирует на характер их автора, загоняя свою самобытность в тупик.
9. Считаете ли Вы, что классическая музыка консервативна в своем звучании ДА. НЕТ.
Классическая музыка с использованием натуральных инструментов по замыслу должна оставаться эталоном воспроизведения исполнителями трансформированного композитором мироощущения.
10. Ее можно синтезировать на современных электронных инструментах? ДА. НЕТ.
Использовать современные музыкальные инструменты можно в произведениях, в которых по замыслу автора они должны участвовать, но синтез прежних классических произведений является извращением сути, т.к., учитывая характерные качества (возможности) электронной музыки - музыки насилия, изменяется характер произведения и ранее легко воспринимавшееся произведение незаметно для слушателя сдвигает его восприятие, нарушая устоявшееся и навязывая более жесткий, агрессивный характер.
Чтобы пояснить, почему синтезированная музыка (исполненная на электроинструментах) носит характер насилия, нужно внимательно проанализировать звучание больших оркестров, где нет электроинструментов. Основным резонатором в больших оркестрах является контрабас. Звучание контрабаса усиливает каждый инструмент оркестра, если его звук входит в резонанс со звуком контрабаса. В подобном варианте контрабас и весь оркестр слышен очень далеко, хотя вблизи это звучание не чувствуется очень громким. Звук контрабаса становится несущей для звуков других инструментов. Их звучание превращается в созвучие. Если не происходит резонанса из-за плохо настроенных инструментов или фальши по вине исполнителя, то контрабас не слышен даже в непосредственной близости от оркестра, автоматически не происходит формирования основы для звучания остальных инструментов, звук плохо распространяется на расстояние, хотя вблизи будет ощущение очень большой неприятной громкости звучания инструментов.
Если в хорошо звучащем оркестре сфальшивить, например, один инструмент, то эта фальшь не будет сильно ощутима, т.к. неправильное звучание не входит в резонанс со звуком контрабаса и, соответственно, автоматически выпадает из созвучия. Эта фальшь может быть слышна поблизости, но не на расстоянии. Так автоматически происходит натуральное выравнивание (очищение) звучания, что нельзя сказать о синтезированной музыке на электроинструментах.
Если натурально выравнивался принятый (привитый) максимальный уровень звучания оркестра путем резонанса звучания с (контра)басом, где звучание передает индивидуальное эмоциональное состояние каждого музыканта, то эти эффекты в электронной музыке исключены. Эффект большого оркестра создается одним человеком или несколькими музыкантами. Изначально исключаются индивидуальное разнообразие звучания инструментов, а передается состояние одного музыканта, который свою личную манеру, видение произведения и свое мимолетное настроение навязывает вместо коллективной.
Совершенно по-другому воспринимается звучание “стерильной музыки”, когда строй выверен идеально и, еще более выразительный пример, исполнение поручено компьютеру. Музыка становится невыразительной, монотонной и быстро утомляет. Звук отличается чистотой амплитуды (стерильностью), которую нельзя добиться на обычном инструменте, как и искусственно подогнанную ритмику. (Эффект быстрого утомления или потери интереса находит простое объяснение - рецепторы реагируют на выходящие за рамки уже отформатированных норм звучания и перестают реагировать на компьютерный стандарт звучания или ритма.) Если в команде несколько инструментов, которые требуют согласования звучания (гитары, скрипки и другие инструменты), то ошибки в этом согласовании или фальшь не исправляются автоматически, как это делается в натуральном оркестре, а звучание регулируется искусственно, насильно программируя его жесткое и неправильное восприятие. Синтезированная музыка несет разрушение устоев программ по восприятию натуральной музыки. Привлекает необычное звучание, а вместо этого индивид получает программный продукт насилия, который тиражируется в иные плоскости жизни. Данная музыка ускоряет разрушение устоев личности, и ведет к зомбированию. Именно слушатели этой музыки занимают последнюю ступень градации.
11. Есть ли у Вас явно лидирующий фаворит среди исполнителей
эстрадных песен или рокгрупп? ДА. НЕТ.
Для высококлассного композитора не может быть приоритетов среди исполнителей, хотя он может учитывать их возможности, а воспоминание о рокгруппах является больше провокационным, чем смысловым. Хотя рокгруппы и являются мощным инструментом программирования, качественно они рассчитаны на самую низшую ступень восприятия для слушателей, которым навязаны примитивные стандарты восприятия и мышления. Слушатели рокгрупп являются самыми ущербными индивидами, если у них продукт рокгруппы является вершиной музыкального творчества.
12. Если бы у Вас была возможность стать руководителем музыкального коллектива, какой коллектив Вы хотели бы возглавить:
а. Оркестр симфонической музыки;
б. Оркестр джазовой музыки (Бигбенд);
в. Оркестр народных инструментов;
г. Рокгруппу;
Ответы в данной группе на пункты “а”. и “б”. кроме амбиций говорят о популяционном мышлении. Ответ на третий пункт подчеркивает рамки национальной принадлежности, а ответ на пункт “г” говорит о профессиональной границе образа мышления.
13. Каким видам инструментов Вы отдаете предпочтение:
а. Духовым;
б. Струнным;
в Клавишным;
г. Синтезаторам;
д. Ударным?
Если приоритет отдан ударным инструментам, то индивид ритмикой отодвигает на второй план мелодичность созвучий.
Если синтезирующим инструментам, то он отбрасывает полноценность и природность звучания, заменяя ее на более жесткий и безликий вариант звучания. Синтезированная музыка - символ ограниченности, насилия и стерильности.
Универсальность клавишных характеризует отдавшего им предпочтение как разностороннюю личность, пытающуюся объять необъятное. Клавишные не могут обеспечить длительное звучание, поэтому им приходится приближаться к ритмическим функциям. Возможность аккордного звучания делает клавишные инструменты незаменимыми и центральными в организации музыкальной плоскости.
Струнные инструменты характеризуют мягкий вариант восприятия мира даже тогда, когда с их помощью рисуется трагедия разрушения.
Духовые инструменты выражают чувственность восприятия и, в то же время, их палитра звучания указывает на большой диапазон возможностей от возможностей ласкового женского человеческого голоса до внутриутробного, животного призывного вопля. Вторичные программные ассоциации утвердили за ними имидж инструментов походной музыки, хотя в сочетании со струнными инструментами они создают богатейшую палитру для реализации трансформаций в музыкальную плоскость. В извлечении звука и звучании духового инструмента участвует все тело музыканта и поэтому использование духовых инструментов в Бигбендах незаменимо. Бигбенд - сообщество, где живут духовые инструменты с душами их музыкантов, которым суждено оказаться на вершине оркестровой иерархии.
Характерным (контрольным) ответом исполнителя на восьмой вопрос
будет ДА.
Среди слушателей самого низшего порядка будет преобладать песенная форма с бедной гармонической структурой (2-3 аккорда), однообразные ритмы. Будет отдано предпочтение одному исполнителю или популярной группе. (Есть ли у Вас явно лидирующий фаворит среди исполнителей или рокгрупп?)
Программирование песенной формой, где бедная музыкальная форма дополняется грузом нейро-лингвистического программированиея, превращается в комплексное программирование, которое затрудняет перепрограммирование и удерживает слушателя в своем плену. Яркий пример можно найти этому в церковном хоровом песнопении. В отличие от попмузыки там можно найти сложные по форме и содержанию музыкальные произведения, которые используют всю палитру программирования индивида.
По возможности, непременно следует вернуться к более подробной детализации, хотя, надеюсь, тема определена и есть возможность желающим продолжить рассуждения и размышления в данном русле.
Вместо серии обобщающих выводов хочется в заключение привести всего один, который неожиданно созрел в связке изложенного и российской действительности. Звучание оркестра и контрабаса с ним невольно подсказали аналогию в плоскости общественных отношений. Не слышен контрабас в фальшивящем оркестре. Пропадает основа и весь оркестр вызывает только раздражение своей фальшью. Так и в России, не чувствуется природная основа исконно русского народа, не соответствует эта основа всему привнесенному фальшивому. И не будет этот оркестр звучать до тех пор, пока не появится соответствие между основой, которая определена русскому народу его миссией и исполнителями.
Формула достижения успеха проста: незыблемая природная основа, которая позволяет естественно громко звучать инструментам исполнителей, дирижер – духовный лидер, проводник природной законности и жесткое требование к исполнителям исполнять то, что нужно, а не то, что хочется, произвольно, т.е., если не изменяет память, ad libitum.
ВЕСНА, 2000 г.
Свидетельство о публикации №211011400283
Кстати, Вы когда-нибудь пробовали составить психологический портрет человека, исходя из его музыкальных предпочтений?
Геннадий, было безумно интересно прочитать Вашу работу!
Неужели на Прозе нет ни одного музыканта, который бы высказался по этой теме?!
А какую музыку Вы любите? )))
С уважением, Надежда.
Надежда Лезина 26.03.2011 11:48 Заявить о нарушении
Нравится и симфоническая музыка, но для неё нужно больше времени. Слушать , погружаясь в тему музыкального произведения, нужно не отвлекаясь.
С Вами согласен о воздействии классической музыки. Этому причина, конечно же, в первую очередь, - богатые гармоничекие последовательности, лежащие в её основе. Естественно, воздействует,только если человек способен пропустить это через себя. А для этого, ох, сколько нужно!
Наверно Вы правы, что можно увидеть "одну сторону медали". Все опубликаванные мною работы - это зафиксированные мысли и выводы, порою наспех, которые пронеслись в моём сознании в те годы. Я совсем не пытался их доводить до совершенства. В этом мире так много интересного, что приходится констатировать катастрофическую нехватку времени, чтобы хотя бы бросить взгляд в ту или иную сторону и сформулировать, хотя бы в первом, поверхностном подходе своё мнение.
Пользуясь моими наблюдениями (выводами) попробуйте сами определить характерные черты того или иного человека, основываясь на его музыкальные пристрастия. Проверьте на практике, насколько они оказались субъективными.
Что касается портрета, то он рисуется автоматически уже во время чтения. В штрихах существует и Ваш портрет в моём воображении. Вы - интересный человек.
И Вы скажите о предпочитаемой Вами музыке.
С уважением, Геннадий.
Геннадий Шикунов 27.03.2011 04:57 Заявить о нарушении
Что касается моих муз. предпочтений... Мои муз. пристрастия (при страсти я)))) - их много. В разные периоды жизни они меняются. Иногда они непонятны моим близким - "как ты можешь ЭТО слушать"?! - спрашивают в недоумении. А я в этот момент СЛЫШУ то, что мне в этот конкретный момент НУЖНО. Для души. Для тонуса, для объяснения своей жизненной позиции в этот момент. Я могу плакать от примитивной мелодико-гармонической конструкции, от тембра голоса, от видеоряда и т.д. НО! После "Неоконченной симфонии" Шуберта - не смогу слушать Лепса, например. А после Меркьюри не захочу слушать виолончельную сонату Франка... Сейчас ужаснётесь))):люблю Пьяццоллу, Шопена, Аббу, Битлс, Стиви Уандера, фортепианные сонаты Шуберта, Ваенгу, Агутина, Баха, Барри Уайта, Мясковского, далеко не всё у Бетховена и Листа, Моцарта... Ряд можно продолжить. Не могу назвать одного композитора, у каждого есть что-то "моё". Из жанров ближе симфонический и камерный. Недопонимаю вокал с фортепиано. С трудом дослушиваю оперу (стыдно, но - честно). По-моему, хватит для составления портрета)))
Надежда Лезина 29.03.2011 00:21 Заявить о нарушении
А затем перейдёт на тот привычный, которым он пользуется постоянно. Это я к тому, что если задать неожиданно вопрос и получить спонтанный ответ, то он будет однозначным. А у Вас было время проанализировать, сопоставить.
С одной стороны – это хорошо, а с другой стороны спонтанности не получилось.
У каждого человека есть характер, и присутствует всегда настроение. В сочетании проявляется целая палитра восприятия.
Я же не сказал, что я совсем не слушаю песенников. Но как сравнить Ободзинского с Николаевым? Недавно я слушал Синатру, точнее оркестр, аккомпанирующий ему, а мне говорят: «Не могли бы Вы выключить это кваканье?»
Что я могу подумать об этом человеке, если он не воспринимает изумительное (с моей точки зрения) звучание оркестра?
«Из жанров ближе симфонический и камерный». Вы ответили не вопрос.
Вы можете воспринимать богатство звучания во всей красе. Это говорит о широте Вашей женской души. А мужчина, который чувствует всю эту мощь? Не сомневаюсь, что при стечении обстоятельств, характера, можно ждать адекватного поведения.
С уважением, Геннадий.
Геннадий Шикунов 29.03.2011 23:31 Заявить о нарушении
Не совсем поняла Вашу последнюю фразу об адекватности поведения. Пожалуйста, поясните, иначе разговор может пойти по ложному пути))
Прочтённую Вами "Биографию в цифрах" не воспринимайте всерьёз, это было написано о-о-чень давно и не относится к литературе (здесь выложила по просьбе друзей). Если осилите "Курицу", то это больше я)))
Надежда Лезина 30.03.2011 00:03 Заявить о нарушении
Недавно я выразился, что женщина характеризует больше статику, а мужчина динамику процесса. Восприятие всей палитры, в данном случае, МОЖЕТ стать хорошей основой для возможной самореализации.
Прочтите письмо.
С уважением.
Геннадий Шикунов 30.03.2011 01:38 Заявить о нарушении
В связи с этим вопросом, пока ничего не пишу)))
Надежда Лезина 30.03.2011 11:08 Заявить о нарушении
Сейчас пошлю письмо.
С уважением, Геннадий.
Геннадий Шикунов 01.04.2011 02:22 Заявить о нарушении
С уважением, Н.
Надежда Лезина 02.04.2011 10:50 Заявить о нарушении