Стилистические ошибки начинающих авторов 3 ч

3. стилистические ошибки начинающих авторов с полным их разоблачением.

Развлекаемся дальше.
(временами, для упрощения понимания принципов, я пишу терминологически неправильные вещи)

Сегодня тема в чем-то очень сложная, в чем-то очень простая: использование в повествовании времен глаголов. Что такое глаголы? Это действие. Через него персонаж соединяется с описываемым миром. Понятно, что в произведении, персонаж не может вообще ничего не делать, т.к. это тоже делание, поэтому глаголы нам всегда пригодятся.

1. Самое простое. Всегда следите за согласованием времени и формы глагола в одной описываемой сцене. Если в первой фразе абзаца у вас: «толпились студенты, ожидаЮщие экзамена перед кабинетом», а во второй, про них же говорится: «студенты, ожидаВшие экзамена толпились перед  кабинетом» – это ляп. Ничего не произошло, а время действия изменилось с «будущего прошедшего» на «прошлое прошедшее».

2. Для описания событий «в развитии» надо использовать различные времена глаголов. Даже не так: ВРЕМЕНАМИ ГЛАГОЛОВ НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Если посмотреть внимательней, в большинстве произведений начинающих авторов используются только  прошедшее время в совершённой или несовершённой форме. К чему это приводит? Несмотря на то, что повествование дается от первого лица и действие происходит «здесь и сейчас», читатель зевает, не чувствуя сопереживания. Примеры: «Я шел по улице и увидел толпу ребят. «Гопники!» – подумал я. Потом я побежал от них.», или: «Иду по улице, навстречу ребята, гляжу –  точно гопники. «Буду драпать» – думаю я.». В каком примере описание более «живое»?


3. Непосредственно вытекающее из второго. Автор, используя в повествовании только глагольные формы прошедшего времени, интуитивно чувствует, что текст получается унылым и плоским. Пытаясь это исправить, он щедрой рукой расшвыривает по тексту: «!» или «!?» или даже «...!?». Увы, тем самым, он лечит симптом, не трогая болезни. Как мы все знаем, лечение симптомов ни к чему хорошему не приводит. Так и в рассматриваемом случае, от знаков препинания рябит в глазах, герои не разговаривают, а орут, текст же по-прежнему остается серым и плоским. Редактора шутят: «Первый признак графомана – неспособность закончить предложение точкой».

4. Пользуйтесь в тексте пятью временами:
а) «я буду садиться» – для того что герой собирается делать;
б) «я сяду» - для того что с героем ТОЧНО произойдет;
в) «я сажусь» – для тех событий, которые «прямо щаз» показывает камера оператора;
г) «я сел» – для подтверждения факта, совершённого действия или когда он рассказывает о удачном действии в прошлом. Кстати, в связке с «в», эта форма хорошо подходит для усиления действия;
д) я садился – для демонстрации неудачи героя в совершении действия или когда он рассказывает о прошлом;
В результате ваш текст обретет еще одно измерение.


Рецензии
Я сажусь (тут оператор поворачивает на меня камеру) ...в (пытаюсь усилить эффект) ... лужу от неожиданности наличия такого ясного ума у ...ЕЖА!
Возможно, я попала в другое измерение?..

Вы поняли, что, судя по несостыковкам во временах глаголов: сажусь-наст., попала-прош. и "...неспособности закончить предложение точкой", я-графоман...

С уважением, Полина.

Вертинская Полина   11.02.2014 11:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.