3. Содержательно-смысловая модель Сознание

     Считается, что учащиеся удерживают в памяти
 
      • 10% того, что они читают;
      • 26% того, что они слышат;
      • 30 % - что видят;
      • 50% - что видят и слышат; 
      • 70% - что обсуждают с другими;
      • 80% - что основано на личном опыте; 
      • 90% - что они проговаривают в то время, как делают;
      • 95% - чему они обучаются сами.

         Истинный гуманизм в образовании связан с тем, чтобы облегчить учащимся понимание учебного материала, уменьшить разброс их интеллектуальных способностей.   Учитель должен выбрать:  что он планирует оставить в сознании учащихся – слепок урока или знания, приведенные в систему.   Как должны выглядеть эти системы?

         Мне  понравилась  теория В. Э. Штейнберга, изложенная в книге «Дидактические многомерные инструменты». М., 2002.    Используя его рекомендации, составила для себя формы содержательно- смысловых моделей по каждому разделу курса «Основы духовной культуры».   Их структура зависит от содержания темы.   Составляя их, привожу в систему все те знания, которые откладываются в закромах моей памяти и приобретаются непосредственно в ходе разработки программы.   Использую ССМ в конце изучения темы для обобщения,  закрепления и самопроверки  знаний детей как активных участников процесса обучения. Раздаю каждому ученику лист, где имеется система координат, а слова вперемешку разбросаны по странице. Надо вписать их в нужный узел координат.


         Выше представлена такая модель, которая применяется при  изучении темы «Сознание как духовная сущность человека».   Такой каркас, в виде  лучевой и сетевой графики, связан с морфологическими особенностями мозга, структура которого - радиально-концентрическая.   Природная организация материи имеет такие же свойства:  СОЛЯРНОСТЬ (многолучевая структура) и ФРАКТАЛЬНОСТЬ (сеточная, т.е. матричная структура).   Поэтому и представления человека о многомерности окружающего мира выражаются в радиально-круговых знаках: солнце, снежинки, в распространенных фразеологизмах: «рассмотреть круг вопросов», «разложить по полочкам», «танцевать от печки», «завязать узелок на память», «привести знания в систему», «увидеть все как на ладони».


        В центре системы координат (условный фокус внимания) помещается тема (проблема, задача).   Набор координат определяет разделы/направления изучения темы.  Положение стрелки тоже имеет определенный смысл.   Точки на линии координат обозначают количество и иерархию значимых элементов содержания раздела.  Ключевые слова в процессе объяснении разворачиваются в понятия.  Линии матрицы устанавливают связи между понятиями.  Эта форма обеспечивает визуальную, пространственную, системную, иерархическую организацию разнородных элементов.  Таким образом,  человек сначала получает представление об объекте познания, а затем анализирует и описывает его.  Из суждений формируется умозаключение.  К созданию иерархии  на линиях координат  ССМ привлекаю учащихся.

 
        В гуманитарных предметах ученику очень трудно удержать большой объем информации, получаемой в вербальной форме.  Дидактическая эффективность методики применения содержательно-смысловых моделей в обучении заключается в  следующем:

      • реализуется  принцип опорности мышления,

      • упрощается поток входящей в сознание информации,

      • облегчается запоминание и понимание учебного материала,

      • формируется способность к логическим умозаключениям,

      • развивается  абстрактное мышление,

      • активизируются левое (образное)  и правое (рациональное) полушария мозга.    Происходит целостное отражение действительности в образах-моделях,

      • осуществляется внутриличностное  развитие учителя и учащегося.
   

        Такой метод очень полезен тем, кто учится,  хочет стать высоко профессиональным специалистом и образованной личностью.   Да и многие житейские проблемы легче объяснить, нарисовав подобную модель.   Мне очень нравилось сотрудничать с учащимися на уроке,  используя этот метод приобретения знания.


Рецензии
«Содержательно – смысловая модель Сознание»
Рисунок. В центре СОЗНАНИЕ. От него 4 луча: духовное начало, духовные потребности, духовная культура, духовная жизнь.

Духовное начало: вера, интеллект, добро, истина, красота, творчество, выбор.
Духовные потребности: верить, мыслить, любить, познавать истину, созерцать красоту, творить новое, свободно выбирать.
Духовная культура: право, дизайн, искусство, наука, мораль, философия, религия.
Духовная жизнь: переживание, общение, творчество, познание.

Прилагательные: духовная, духовное, духовные – в словарях русского языка не имеют чёткой трактовки, так как не определён их корень – существительное дух.
В «Большом толковом словаре русского языка» термин дух кодирует следующие понятия: сознание, мышление, психические способности, внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива; Душа; основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо. При этом сам термин сознание не имеет чёткого толкования (см. статью «Сознание»). Это и психические способности, и внутреннее состояние, и моральная сила. Но эти толкования не делают понятным термин дух. Получается, что Дух – это НЕЧТО. Сказать, что дух – это душа, нельзя потому, что издревле человечество по этому термину имело различные представления, что получило своё отражение в религии.
Применение же в речи терминов с туманными понятиями – забавная игра в угадайку. Попробуйте понять следующие фразы: «Моя душа исходит духом». «Моя душа полна сознания, т.е. духа», «Моя душа содержит психические способности, т.е. дух». Правда, какая-то весёлая чушь?
В статье «Духовность» я предположил, что в давние времена человек закодировал процесс мышления термином ДУХ, понимая, что это нечто, порождающее его способность к обработке и отражению информации. В этой же статье я показал читателю, что термины культура и интеллект являются синонимами.
В статье «Искусственный интеллект – крылатое заблуждение» опубликовано моё определение интеллекта (ума) как признака качества мышления.
С учётом сказанного, считал бы возможным трактовать словосочетание «Духовное начало как начало (пробуждение) мыслительных процессов в человеке, превращающееся с годами жизни в его мировоззрение; «Духовные потребности» как жизненные ценности; «Духовная культура» как культура; «Духовная жизнь» как интеллектуальная жизнь или проявления процессов интеллектуально-информационной системы человека.
Пробуждение мышления в человеке предполагает, что в нём уже сформировались базы начальной (исходной) информации. Первичность этих баз доказывает, что познание реальности является фундаментальным условием интеллектуальной жизни человека, в которой сознание является её свидетельством, а интеллект – качеством мышления, проявляемым при взаимодействии с первичными объектами действительности. В начальный период жизни человека его Разум ставит перед собой вопросы: «Кто? Что?» и познаёт предметы и язык общения: «Это мама, это папа, это чашка, это кошка». Он не ищет ответ на вопрос «Почему?». А до пробуждения этого вопроса у ребёнка не возникает оснований для познания мира посредством критического анализа и не возникает необходимости веры, так как его познание реальности предметно и доказательно. Оно не выходит за пределы формирующихся ощущений и не вызывает в нём сомнений, т.е. не требует доказательств.
Вера – это отношение к информации как к познанию без привлечения необходимых доказательств.

Цитата: «Считается, что учащиеся удерживают в памяти»

• 10% того, что они читают; (Это не так. Информация, произведшая впечатление или пробудившая интерес к ней Разума, запоминается полно).
• 26% того, что они слышат; (Слуховой тракт приёма информации менее информативен и значительно уступает зрительному тракту. Но, информация, произведшая впечатление или пробудившая интерес к ней Разума, запоминается полно).
• 30 % - что видят; (Это не так. Информация, произведшая впечатление или пробудившая интерес к ней Разума, запоминается полно).
• 50% - что видят и слышат; (Информация поступает по двум трактам, между зрительной и слуховой Разум устанавливает ассоциативные связи и возрастает число информативных признаков. Информация, произведшая впечатление или пробудившая интерес к ней Разума, запоминается полно).
• 70% - что обсуждают с другими; (Это объясняется возрастанием информативных признаков запоминаемых данных, а также более интенсивной аналитической работой Разума. Но. Информация, произведшая впечатление или пробудившая интерес к ней Разума, запоминается полно)
• 80% - что основано на личном опыте; (То, что основано на личном опыте, запоминается на все 100 %. Пропавшие 20 % - не произвели впечатления или не пробудили интереса. Когда ученики обучаются сами – это их личный опыт, а ниже по тексту этот процесс гарантирует 95 % запоминания).
• 90% - что они проговаривают в то время, как делают; (Мыслительная категория, ставшая основой для речевых и динамических программ конечностей, одна. Каждое, в таком случае, отражение информации подвергается повторному приёму данных Рассудком и двойному контролю Разума).
• 95% - чему они обучаются сами. ( В этом случае процесс познания изначально определяется Разумом как интересный или необходимый. Программы мышления по восприятию информации назначаются Разумом как главные).

Но, удерживают ли учащиеся информацию в памяти?
Современная наука рассматривает три вида человеческой памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную. Сенсорная память хранит данные от нескольких долей секунды, до нескольких секунд. Кратковременная память – хранит данные до нескольких часов, суток. Долговременная память – хранит данные месяцами и годами. Помещение данных в тот или иной вид памяти не является волевым (субъективным) процессом, контролируемым человеком и подчинённым его прихоти: «А давай-ка эту информацию я сейчас помещу в долговременную память». Только при усилении исходного сигнала он может быть помещён, в зависимости от степени усиления, или в сенсорную, или в кратковременную, или в долговременную память. Такое усиление происходит, когда информация оказывает на психику человека впечатление или, когда Разум настроен на приём тематической информации, и она ему интересна. Впечатление и интерес – вот два обстоятельства, способствующие помещению информации в память на тот или иной срок хранения.
Учащиеся не могут «удерживать информацию в памяти», так как это способны делать только нейроны памяти.
Екатерина, ради Бога, не воспринимайте этот текст как нечто бестактное. Но у меня нет другой возможности выразить своё отношение к прочитанному. С глубоким к Вам уважением.

Николай Мурашев   08.01.2012 01:26     Заявить о нарушении
Николай, я уже давно великодушно отношусь к таким проявлениям человеческой внутренней неустроенности, как агрессивность, бестактность, зависть, ненависть даже. Давайте, будем снисходительны к праву каждого на свободу самовыражения, если это не несет угрозу жизни человечеству.

А последнее Слово все равно будет за Богом! "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо написано: "погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну". 1 Кор.1619-20. Будьте снисходительны к моей испытанной вере. На этом стою.

Екатерина Истоомина 2   09.01.2012 01:27   Заявить о нарушении
Искренне уважаемая Екатерина! Не могу принять на свой счёт показавшийся мне упрёк в агрессивности и бестактности. В дискуссии огорчение не является аргументом, а лишь печальным фактом. Я огорчён тем, что Вы огорчены.

Николай Мурашев   09.01.2012 13:15   Заявить о нарушении
Николай, да я просто ваше слово "бестактное" включила в перечень того, что иногда встречаю на страницах авторов ПрозыРу. И ответные реакции бывают очень нервные. Зачем?! Вот и высказалась перед вами, философом, зная, что философы мыслят широко и объемно, и умеют управлять своими эмоциями. Вы мыслите оригинально, это я отметила еще в июне-июле. А я приняла мировоззрение, сформированное во мне Премудрым Словом Божиим. И это длилось тоже не меньше 10 лет, т.к. атеистическое образование крепко цеплялось за мое сознание. Я тронута вашей искренностью. Не прощаюсь - Екатерина.

Екатерина Истоомина 2   09.01.2012 16:07   Заявить о нарушении
Рад общению. На душе чуточку полегчало. С уважением.

Николай Мурашев   09.01.2012 16:34   Заявить о нарушении