Такие зимы Детства теплые!

               
                ...Шалун  уж  отморозил  пальчик ...
                А.С.Пушкин.
     Рождественские    сказки   ...

...Хоть   не  люблю  я  зИмы  с   холодами  уж  давно ,  --
Но  не   могу   не  вспомнить  с  нежностью,  любовью  --
Я   зИмы   детства    в    Умани    родной ,  --
В  послевоенное  голодное,  для  многих  --   время  --
                с  незажившей   болью  ...

Тогда  зимой   дороги  не  посыпАли  --  химией  и   солью ,
А  чтобы   не   скользить,  их  посыпали  --
                --  чистой   из   печей   древесною   золой,
И   главным    частым   транспортом  на   улице  зимой   --
Была    лошадка, в  сани -- розвальни  запряжена   владельцем  ...
А   я,  с  мальчишками,  курносые    коньки – снегурки –
Веревками  и  проволокой  к  валенкам  покрепче  прикрутив,
Гонять  любила  по  заснеженным  дорогам --  переулкам ,  --
--   часами ,  холода  не  чувствуя ,  что  было  сил  !  --
Любили  очень ,  мы   тогда ,  вооружась    --
                --  железными  крюкАми ,
Что  по – украински    звалИсь  --  «гачкамы»  --
Цепляться   за  проезжий  транспорт  гужевой  --
Так  «зайцами»   катались  целый  день  гурьбой ,
Пока   не   получали  мы  --  беззлобно  и  легонько  --
От    седока – владельца,    шутя,  удар   кнутом  ...
Однажды,  зимним  днем   с   работы –
                --  моя  мама  возвращалась,
Увидела   меня  за  уличным   занятием  обычным,
И  это  для  нее  и  --  шоком,  и  открытием –
                ужасным   оказалось,
и  долго  мне  пришлось  просить  прощения  потом ,
и   обещать  так   слезно  много ,  что  потом  --
с  предосторожностями  нарушалось  ежедневно  --
                так   привычно   !!!

Как   хорошо  было  барахтаться  в  сугробах  снега,
Что  были  чистыми  и   теплыми  казались 
Короткой   южною   украинской   зимой ! 
А  вьюги  и  метели ,  что  теплыми –
                -- ветрАми  пригонялись ,
Весною  пахли   даже   в  лютый   холод   злой  !  --

Как  я  любила , став   на  лыжи,  в  Софиевку –
                пойти  в  пургу,--
Преодолев  овраг  глубокий ,  я  выходила  на  Дубинку ,
И  силу   снежной  массы ,   преодолевая ,  --
Героем  Джека  Лондона  себя  при  этом ,  представляя,
Любила  в  гордом  одиночестве  почувствовать  --
                --   стихии  силу   всю  ...
И  всякий   раз,  когда  спускался  синий  зимний  вечер ,
Промокнув  и   обледенев,   спеша  домой,  --
--  скорей  в  тепло ,  прижаться  к  боку  разогретой  пЕчи,
своими  сразу  всеми,  застывшими  частями  тела  --
                --   щекой,   рукой ,
и  пятками,  и  задом,  так  изрядно  поелозившим
                по   горке   ледяной  !   
... так  ,  что  рубашка  вся  и  нижнее   бельишко ,
в  нетающих  на  теле  льдышках  ,
я    приносила  на   себе    домой   ...
И  варежки   обледенелые ,  негнущиеся ,  как  нечто  --
                совершенно   неопределимое ,
чудовищем   стоящие  в  углу   торчком ,
пока    оттаяв ,  лужу  на  пол  не  напустят  ручейком  !  --
И  губы  на  лице ,  румяном ,   посинелые ,
Еще  так  долго  оставались  непослушно – неумелыми ,--
Мешали   звукам  правильно   раскрыться  ртом ...
Когда – то ,  помню ,  физику  я  на  морозе  --
                --   познавала   языком ,
В  эвакуации  то   было ,  в  Башкирии, в   – 42ом,
Увидев ,  как  чудесно  примерзает ,  – варежка   промокшая 
к  железке  на  морозе ,  нАмертво ,  притом ,  --
Лизнула  я  железку  ...  и  потом  --
                --  зализывала   молча   слезы  --
                ободранным    до   крови   языком  !  --
Я  думаю ,  у  многих  в  детстве  горький  опыт –
                --  познанья  жизни   был   такой  ...

А  обьязательные  валенки ,  что  «сжевывали»  --
                при  ходьбе  мои  чулочки –
на   лифчиках  с  резинками  --   такими –
--   трогательно – несовременными  нелепостью  своей !  --
И  пуговки ,  что  неизбежно  отлетали  с  «мясом»  --
                лифчика   кусочком ,
Не  выдержав   усилий  валенок , что  были  трением  сильней !
И  даже  уж  потом ,когда  была  постарше  я,
По вечерам гуляя  с  мальчиком ,  что   первой  был  «любовью»,
Я  ощущала   с  ужасом ,  как  непреодолимо  на  ногах  --
Происходила   дикая   борьба ,  и  с  той – же  ролью  --
Коварно  пуговицы  отлетали  молча ,  --  в  пух  и  прах !  --
а  я  и  виду  не  подав , --
гуляла  с  голыми  ногами  на   морозе   --   
                часы   забвению   предав !  --
Такие   зимы   были  в  детстве   у   меня  !  --
--  обычные  для   Украины   провинциальной,   зимы,
воспетые  поэтами ,  писателями  всласть ,
и  вдохновлявшие  художников  создать   прекрасные  --
--   творения – картины ,
Чайковского  и   многих  --  иже  --
                чарующие  звуки   написать ,
И  --  Гоголя    так   часто  вдохновлять   на   --
«Ночь  перед  Рождеством» , Диканьку  и 
                многое  -- нетленное    еще  ...
прочитанное    узнанное   в  детстве  мною,
А  многое  --  увиденное   уж   потом , -- 
Всегда  так     ярко   напоминающее   детство, 
Прошедшее  в   естественном   природном  мире  том, 
Когда  зимой   все   было   в   белом   снеге ,  --
Сверкающем     своею    чистотой  ...
И   домики  в  сугробах  под  шапкой   снега  бугорком ,
И   дым  из  труб, и,  по  тому,  как  поднимался  он  --
Предсказывалась    на    ближайшее   погода  ...
 
Как   хорошо,  когда   Душа   взрослеет  и   растет,  --
Там,  где   ее   прекрасная   Природа   окружает,
В    гармонии  естественной ,где  ничего  не   раздражает...
Где лучшим   телевизором  была   та   красота  вокруг, 
Заворожая   первозданностью  нетронутой  своей ...
То   солнце   зимнее   и   тени    на   снегу ,
По   вечерам  --   сгущалось    небо   все   сильней,   
На   белоснежности  покров   ложилась  ночи  синь, 
А  в  домиках  под   шапками   из  снега   ---
Поочередно   зажигались  огоньки  домашние  светил ,
И  свет   из   каждого    окошка  --
На   снег   ложился   отблеском    тепла  ...
Искрилось  все   под  светом,  и   вела   дорожка   
в  тепло ,  и  чувствовали  мы ,  что  нам  домой  пора,
И , разве  то  не  сказка , что  в  Душе  --
                осталась  навсегда  ?  ...
   
И  чувство  защишенности  присутствовало  в  нас  тогда,
И   это   все,  что  взращивало   многих  и   меня  --
Навек   запомнить  то  великолепие,  что  так  естественно  --
Нерукотворно  нас   в  то  время   окружало, 
И  мир   духовный   наш  --  формировало  --
Природой   силы,   дать   нам   развитие    ума,   
Чтобы  затем  освоить  и  плоды  цивилизации  сполна ...

                ...  однажды  ...
...  Однажды ,  помнится  мне   случай  был  такой  -- 
Пруды  в   Софиевке  зима  сковала  толстым  льдом,
И  мы,  расчистив  снег  там ,  сделали  каток  себе ,
И  зиму  всю  катались  на  естественном  катке .
А  в  стороне  неподалЕку    --  лед   заготовляли  -- 
Мы  с  интересом  наблюдали ,  как  разрезая  вынимали –
кубы  огромные  из  толщи   всей ,  -- так  что  большой
                участок  прУда превратился  вдруг  в   бассейн ! 
Конечно – же --  бассейн  зимой  «моржу»  любому  всласть, 
Но  «моржеванием»  тогда  общественность –
                еще  не  увлеклась,
И  потому, желающих   не  находилось,  чтоб  купаться,
А   много  нас,  ребят ,   лишь  на  коньках   кататься ...
Несильный   был   мороз   тогда  , -- 
И  потому  в  бассейне  долго  стояла  незамерзшею  вода,
И  старшие  предостерегали  --  не, под'езжать  --
______________________нам  близко  на   коньках  ,
Чтоб  в  воду ,  ненароком , не упасть -- испытывали  страх ! 
И  вдруг ,  Крещенские  ударили  морозы  средь  зимы ,
И  водное  пространство  вдруг  замерзло ,  увидали  мы ,
покрывшись   тонкой  идеально  гладкой  пленкой  льда ,
прозрачной ,  как  стекло ,  так  что  была  видна   вода  ..
И ,  так  как ,  поверхность  нашего   катка  -- 
Была   не  так  чтоб ,  --   очень  идеальной ,  -- 
Нас  привлекал  бассейн  --  поверхностью   зеркальной , --
Любили   мы  в  то  время «Серенаду  Солнечной  Долины» ,
И  гладь  зеркальная  к  себе  влекла  неодолимо  !   --
Но  знали  мы ,  что   тонок  лед ,  и  есть  опасность , 
И  чувство   самосохраненья  --  сдерживало  пыл  , 
Но  вот ,  один  из   смельчаков  вдруг  разогнавшись , 
На  скорости  по  глади  той  зеркальной  прокатил  !  ...
И  ... --  ничего ,  за  ним  другой ,   и   --  третий, 
по – одному  решались  на  тот  опасный   трюк ... 
...  и   я  решилась  и ,   промчалась  из  девчонок  первой,   
и  единственной  из  всех  немногих  на  катке  подруг  ...
И  было  фантастически   прекрасно    
--   смотреть  и  чувствовать,  как 
                под  коньками   смельчаков ,
Прозрачный  гладкий   лед  ходил   воды   волной, 
выдерживая  тяжесть   бегуна ,  лишь  --
                прогибаяся    безгласно  ! 
Такое  может   в  жизни   быть  нечасто ,  --
                может   --  только  раз,
Незабываемо  до  старости  и  вспоминается,
Как  мне  сейчас  ...
Хотела   уж  давно  закончить  я  свои  воспоминания ...
...  ведь,  может  странно ,  что  в  Америке  зимой,
настойчиво   так   помнятся  мне  годы  ранние,
что   в   Умани    случалися   со   мной  ...
Пока  я  не  покинула  места   родные ,   
О  чем  в  душе   жалею  до  сих  пор   тайком  ...
И  каждый   раз  --  все  новое   воспоминание ,  --
Как    бусинки ,  что    --   за    одной   --  одна,  --
Из  прошлого   нанизываются   в    сознании ,
И  вьется  ожерельем   нить   воспоминания , 
И  --  нет   тому  конца --  до  Жизни   дна ...
&*&*&*&*&&&&&&&&&&&&&&&
P.S. ... Окончен  труд ,  что  дан  мне  Богом  всласть,
Чтобы   Душе   согреться  и   Духом  не  упасть ! 
Не   знаю ,  хорошо – ли   это  --
Так    много   в   прошлом   пребывать ?  ...
Но,   настоящее   мое    согрето  --
Всем   тем,   что   вспоминается   опять ...
...  Хоть  и   живу  я  в  курсе  всех  событий  современных  ,  --
Имея  опыт  и   багаж  из  прошлого,  --  приветствую 
                я   Новый   ВЕК,
И  в  курсе   я   открытий   новых, беспредельных,
Что   совершает   Человек,  -- 
и  всех  его   --   ужасных   злодеяний , 
                что  нас --  окружают, 
--   заставив  содрогнуться  Новый  Век  ! –
Быть – может,  --  прошлое  не  стОит  ворошить??? –
Но,  пастораль  прошедшего  -- 
                меня  поддерживает  и  питает,
И  помогает   в  безумном  нашем   Мире  --  быть  и  жить  ...
                December,2001 .Переступив порог, в пришедший Новый Век ...
&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&&


Рецензии
"...И , разве то не сказка , что в Душе --
осталась навсегда ?"
Сказка, конечно, сказка. Кто-то, может быть, и не поверит из молодежи. Я верю. Потому что очень многие пережитые Вами, Алла, моменты были и у меня. Одежда зимняя у меня была точно такая же до мелочей, хоть я и родилась в 60-м. Были и чулочки, пристегнутые к сшитому из байки лифчику. И обледенелые варежки на резинке. И прилипший к железным качелям язык. И теплый свет из окон, зовущий домой. Только жила я в то время в казахстанской степи в военном городке. Никогда не бывала на Украине. Представляла ее сначала по фильму "Вечера на хуторе близ Диканьки", а потом по книге Гоголя.
Спасибо, Алла, что всколыхнули и мои воспоминания о зимах детства.
С теплом, обнимаю

Любовь Павлова 3   29.01.2016 22:25     Заявить о нарушении
Спасибо Люба, дорогая, за отклик и понимание моего живоописания! Ведь главное, чтоб тебя кто-то понимал в этом мире большом, который для меня всё более и более пустеет...Рада, что у нас, как ни странно аналогичные воспоминания детства. Как я погляжу, сегодня у детей даже провинции совсем другие интересы и устремления - глаза на ходу смотрят в айфоны, пальцы судорожно нажимают кнопки, а уши заткнуты плэером, а входя в "сети", как и любая,впрочем, сегодня мать-алкоголичка,не могут правильно без ошибок написать слово, кроме матерного ... Но, очень горды, что сидят в "сетях"! Разве не так? Поэтому, печально я смотрю... это наряду с какими-то запредельными открытиями... Ну вот, выговорилась! Обнимаю.

Алла Зиливинская   30.01.2016 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.