Рецензия на роман Кысь Т. Толстой
Прежде всего, хотелось бы сказать о названии. На первый взгляд «Кысь» звучит, как что-то вроде кися брысь, но всё же это не так. На самом деле «Кысь», как, впрочем, и весь роман, это имя собственное.
Автор в своём произведении переносит читателя в далёкое будущее, но с одной оговоркой – действия происходят после ядерного взрыва и со всеми вытекающими из него последствиями. А они в романе так у них и называются - Последствия. У кого третья нога, у кого хвост, у кого когти, да гребешки. Цивилизации – ни какой. Описание быта отбрасывает нас где-то в пятнадцатый век. Люди жгут лучины и топят печи, питаются мышами, да червырями. Собирают грибышы и сажают репу. А из ржави делают брагу, и за одно курят её, ржавь-то эту.
Прочитав книгу я ни сколько не жалел о потерянном времени. И дело даже не в том, что большая часть освоена в отхожем месте, нет. С первых же страниц я понял насколько красочно это произведение и как оно богато на образы. Жаль только, что краски отсвечивали радиационным фоном, а образы наполнены мутирующими созданиями. Правда всё это описано живым и богатым, как ручеёк льющимся, русским языком. «Кысь» – это единственная книга, в которой я так и не завел закладку. А зачем казалось мне, повествование так тянется и тянется, хоть и журчит как ручеёк, но только скуку нагоняет. Закрыл книгу, потом открыл в приблизительно том же месте и чти дальше. Ну, упустил пару мутантов, ничего же страшного.
Так пройдя где-то четверть объёма, мне вдруг открылась первая потайная мысль. Оказывается Татьяна Никитична смелый человек. Замышляя писать свой роман, она хотела снискать славу диссидента. Я и хронологию по этому поводу глянул. Начала в 1986 году, а закончила в 2000. Видите, как ей не повезло. Союза то не стало, но я же повторяю, что она смелый человек . И пусть на первый взгляд замысел со взрывом стал вскоре не актуален, ведь в 2000 году ужасы ядерного взрыва уже мало кого страшили, больше переживали за последствия миллениума, глобального потепления, предсказаний майя, вот и Апофеоз к нам летит, но она не побоялась людской молвы и всё же опубликовала своё произведение.
Так ухмыляясь и злорадствуя, над нынче публичным человеком, я лишь наслаждался переливами красивой русской речи. Проза настолько богата и насыщенна, что торжествуй плагиат. Можно кусками вырывать, там всем хватит. И вдруг автор так тонко подводит читателя к личной трагедии главного героя. Разве может всё вышеописанное богатство, сравниться с криком души ставшего на распутье. Ни одна сила не увлечёт так читателя, как личная трагедия. Когда накал страстей. Когда внутри стоны отчаяния и пустота. А кругом презренные лица. Когда нужно сделать выбор – либо ты возвращаешься обратно, оставаясь быдлом и ешь мышей с червырями, либо ты становишься санитаром общества, очищаешь это общество от Болезни и самое главное получаешь свою страсть, так сказать кокаин для души. И главный герой, а зовут его Бенедикт, выбирает второе. Надевает красный колпак, берёт в руки крюк, и рыщет по городу в поисках источника страшных болезней. Этот источник – старопечатные книги. Они под запретом, но с некоторых пор книги становятся истинной любовью Бенедикта. Раньше он их боялся как чумы. Боялся появления санитаров, которые забирают людей на лечение и после их уже никто не видит. А теперь он сам санитар, и ему, как хранителю порядка, и тем более, как зятю главного санитара, читать книги позволено. Вот она – рыкающая во чреве страсть, зовущая и алчущая наслаждений. Там, на приятно шелестящих страницах книг и журналов он находит совсем другой мир, полный тайных интриг и страстей, путешествий и приключений.
Но есть у Бенедикта и добрый наставник. Он из тех людей, которые жили ещё до взрыва. А то, что он живёт уже больше двухсот лет ничего удивительного. Это у «прежних» такое последствие – естественной смертью они не умирают. Вот он, видя в Бенедикте живой ум и добрую душу, пытается привить ему другие взгляды, научить его не только наслаждаться чтением, но и правильно его понимать. Он ему рассказывает о трудах Канта. «Вот была у него мысль о двух законах. Один закон внешний – закон неба, а другой внутренний – закон души. Внешний – это когда смотришь на небо, а там звёзды горят, мерцают то там, то там, пролетают кометы, луна светит и кажется всё хаотичным. Но это не так. На самом деле всё упорядоченно и подвластно единому закону вселенной. Второй закон – внутренний. Он о душе. Кажется, что там тоже всё разбросано и спутано. Как поступать? К чему стремиться? Но и тут всё должно подчиниться единому закону – закону человеческой морали».
И вот тут-то я извлёк самую глубокую мысль. Мне стало понятно, что роман актуален хоть сейчас, хоть через двести лет. Даже после взрыва или чего ещё там, что может с нами случиться, но покуда существует человеческое общество, этот роман словно кривое отражение будет освещать наши поступки. Ведь сколько написано великими мыслителями всего времени, изданы тонны трактатов, раскрыты тысячи идей, а где оно то «Торжество разума», где те философы, о которых завещал нам Руссо, что придут к власти и будут мудро управлять достойным обществом. Нет их. Человек по-прежнему тянет одеяло на себя. Прикрываясь громкими лозунгами, и не гнушаясь ни чем, рыщет в поисках своего кокаина для души. Не важно что это: деньги, власть, или просто удовольствия жизни, главное, что мы не хотим открыть для себя внутренний закон морали.
Так и Бенедикт, посредством государственного переворота он взлетает на вершину власти. Второе лицо в городе. А вот гармонии в душе совсем нет. Он смотрит на небо в поисках ответа на первый закон. А там тучи, ветер, мгла. «Вот так и в душе – думает он – погано, серо и всклокочено». В одном из первых указов о свободе они с тестем распоряжаются обнести город высоким забором, что бы народ мог свободно и без страха разгуливать по улицам. А своего доброго наставника, Бенедикт, хоть и скрипя сердце, а всё же соглашается извести на костре.
Я так и не завел закладку, а перед тем как закрыть книгу, всегда запоминал страницу, что бы ни дай бог пропустить чего интересного. А последние главы дочитывал, как любимый роман – лёжа на диване, укрывшись тёплым пледом, и попивая горячий ча
Свидетельство о публикации №211011501814