C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Старый альбом



«Всё проходит – пройдёт и это». В грустную минуту жизни можно этим утешиться. Но почему-то мы об этом забываем, когда счастливы, благополучны, а когда это проходит, совсем не готовы принять то, чего нельзя изменить. Вернуться, вернуться в прошлое на часок, полистать старый альбом. О, как давно она его не открывала! Боялась ворошить это прошлое.
А со страниц альбома смотрит детство, полуголодное послевоенное детство, но всё равно счастливое, потому что всё ещё будет, всё впереди.
А здесь она, Варя, ещё очень молоденькая девушка. И как-то странным образом, как тогда казалось, оборвалась её юность. В душе её только зрело чувство любви к кому-то, ещё не встреченному. Она мечтала со всей пылкостью своей натуры о романтических свиданиях с ним, единственным. Каким он будет? Она наделяла его внешностью то одного киногероя, то другого.  Но произошло всё совсем не так.
Они были едва знакомы. Просто встретились в одной компании. Казалось, он её никак не отличал среди других. И вдруг вызвался проводить, а при прощании сказал: «Выходите за меня замуж». Шутка что ли у него такая?! – подумала тогда  Варя и убежала, обидевшись. А он крикнул вдогонку, что завтра в 3 часа придёт за ответом.
И пришёл. «Вот ещё! Ни за что!» - решила Варя. Где же встречи лунными вечерами?  Пылкое признание в любви?
- Молодой человек, - вступилась мама, - мне кажется, дочь моя для супружеской жизни ещё очень молода. И вы едва знакомы, как я поняла! К чему так спешить?! …А ты что молчишь, ведь о тебе речь идёт?
«Да, мама! Конечно, нет!» – почти закричала Варя. «Потому что всё это  очень… неправильно», - добавила она тихо.
  - Так вы мне говорите «нет»?
Он взглянул на неё с лёгким укором, как смотрят на милого и чуточку капризного ребёнка, который не понимает, что делает.
- Я подумаю.
- У вас для этого не будет времени, Варя. Через два дня мы уезжаем.

По какой-то справке их очень быстро расписали в загсе, а два дня до отъезда прошли в сборах. Они почти не виделись.
И вот они вдвоём в купе. Она, Варя, теперь жена этого взрослого, красивого, но совсем чужого человека. От волнения Варя ничего не может есть. Ей нужно переодеться, и он, её муж, выходит из купе. Вот он наклоняется над ней, а она напряглась от страха! Нет, ничего… он просто поправляет одеяло и шепчет: «Спокойной ночи». И от его тёплого бархатного голоса ей становится спокойно и уютно. «Спать-спать», – стучат колёса, – «спать-спать» и Варенька засыпает и спит долго и крепко после пережитого волнения и двух тревожных, почти без сна, ночей. А поезд увозит её от дома всё дальше и дальше в новую неизвестную взрослую жизнь. И в этой жизни всё у неё будет: и прогулки под луной, и признания, и бессонные ночи любви. Варе казалось, что они всегда знали и любили друг друга. «Конечно, - соглашается с ней Егор, - только я понял это раньше. Я же старше и мудрее тебя на целых 5 лет. Взглянул и понял: ты – моя женщина. Уехал бы, а потом всю жизнь жалел, что упустил свой шанс». И Варенька так благодарна ему, что он не упустил этот шанс, который оказался счастьем для них обоих.
Варвара Ильинична задумчиво смотрит поверх альбома. Губы её, отвыкшие улыбаться, слегка дрогнули.
…Говорят, первый «медовый месяц»… Нет, первый месяц у них был только прелюдией, а потом целый год узнавания, открытий, радости от близости. Они так были влюблены друг в друга, что им



совсем не хотелось иметь детей. Им казалось невозможным делить свою любовь ещё с кем-то. Дети, конечно, у них будут, но потом. К тому же Варенька так молода! Она сама ещё такой ребёнок! Ему хотелось её баловать, наряжать, любоваться ею. Он видел, как она расцветает, как превращается в настоящую соблазнительную женщину. Ему жаль было её красоты, которую могла испортить беременность.
Но всё проходит, прошло и это. И слава богу! Потому, что рождение сына принесло не только заботы, но и новые радости.
Она листает страницу за страницей старого альбома – и всюду он, их сын, их гордость. Перед ней не только картинки прошлого, но и звуки: его первый крик, первый шаг, первое слово. А здесь он уже первоклассник. А вот и выпускной бал. Как быстро летит время! Их сын – самый умный и самый красивый. А каким же ему быть? Ведь он сын своих родителей! А они с Егором! Ещё такие молодые! Они кружились в вальсе, отплясывали современные танцы. Варенька – лёгкая, изящная – казалась не старше выпускниц. И Егор, статный, рослый, спортивный. Гордый за сына и жену. Но разве можно! Разве можно было быть такими счастливыми?! Вот боги  им и позавидовали.
Листает, листает альбом бывшая Варенька, а теперь Варвара Ильинична.
А вот фотография солдата. Их сын – солдат срочной службы. Сколько было волнений! Долгие месяцы ожидания. Но прошли и эти 3 года. Их сын жив, здоров. Он с ними. У него уже есть невеста – боже, как летит время! И тоже совсем молоденькая. Но со свадьбой нужно спешить. Пожалуй у них есть для этого свои веские причины. Проходят годы, меняется время, и меняются нравы.
…Варвара Ильинична откинулась в кресле, закрыла глаза. Кажется, что она спит, но это не так.
Сон давно уже оставил её. Так, лёгкое забытьё. А так хочется заснуть и проснуться в другом времени – в прошлом. Но время всегда идёт вперёд. Его не обманешь, и оно наступило – время скорби. Ушёл из жизни Егор. Полный жизненных сил, планов. Погиб нелепо. Влетел в его автомобиль какой-то юнец, как потом оказалось, севший за руль в сильном подпитии. Егор, раненый, пытался вытащить из загоревшейся машины парня. Не успел. Взрыв унёс обоих.
Как металась Варя по квартире со странной тревогой в душе, ещё не зная о беде. Сердцем срослась она за эти годы с Егором. Вот и отозвалось оно болью на боль родного сердца. Взглянула в зеркало и не увидела там никого. А когда зазвонил звонок – он прозвучал для неё зловеще –  ноги её подкосились. Почувствовала недобрую весть.
Врачи боялись за её жизнь, но Варя выжила. Только, когда взглянула в зеркало, не узнала себя. На неё смотрела поседевшая, костлявая – почти старуха. Это в сорок-то с небольшим! Всё, что было лучшего в Варе, ушло вместе с Егором.
Всё проходит. Прошла острая живая боль в сердце, от которой хотелось кричать. В нём поселилась тупая, тягучая, мёртвая тоска. Чтобы сказал Егор, если бы смог её увидеть сейчас? Он так любил её красоту. Варя встала, подошла к зеркалу. Оно безжалостно отобразило то, что сделало с ней – нет, не время – её неизбывное горе. Она посмотрела на портрет мужа, и ей показалось, что он взглянул на неё с укоризной. Варя отпустила схваченные на затылке волосы, и они тяжёлым каскадом рассыпались по плечам. Она постарается… она постарается стать такой, какой любил её муж. Она покрасит свои поседевшие, некогда прекрасные волосы. Она ушьёт платье, которое висит на ней, как «с чужого плеча» - его любимое платье. Пусть он и сейчас гордится ею. Она будет говорить с его душой, и он услышит, он обязательно её услышит. Ведь уныние, в котором она пребывает – тяжкий грех. Она чувствует всю справедливость этих слов. Оно бременем ложится на всех, кто её окружает. Она будет учиться жить заново. А Егор будет жить в их сыне, внуке. Он будет жить в её памяти. И память эта будет светлой. Такой же светлой, каким был этот человек.
Нет, не всё проходит. Что-то остаётся.  Иначе, зачем человек является на свет…





Рецензии
да, старые фотоальбомы захватывают. недавно пробовал оцифровать один такой старенький, чтоб на компе смотреть, но впечатление уже не то. с уважением, Пол

Пол Унольв   24.02.2011 18:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.