Ну, не знают они Хеттуры

И не знает Клёсов Хеттуры

Спасая себя и соратников, Клёсов по этому сюжету бросил фразу
«Род Авраама – вообще библейское понятие, вас тоже это возмущает?
http://www.proza.ru/2011/01/16/475

Библейское – это удел «библеистов». Научное – удел науки.
Вы же сами пришли к обоснованному выводу: "...у всех гаплогрупп, вовлеченных тогда в процесс размежевания евреев и арабов, должен быть свой «Авраам», и примерно жить в то самое время, около 4 тысяч лет назад..." http://aklyosov.home.comcast.net
А вот о Хеттуре не знали.

==================================

Первоначально, как обычно, не моё.
Ненаука на марше: гапло-группы Авраама и гоминиды

 
Tamerlan Заголовок сообщения: Ненаука на марше: гапло-группы Авраама и гоминиды Добавлено: Пн фев 08, 2010 2:44 am


завсегдатай
Зарегистрирован: Вс фев 15, 2009 3:10 am
Сообщения: 2271
Откуда: Феодосия Тема начата в связи с дискуссией у Зверозуба, где я эту "науку" отрицаю:
viewtopic.php?f=11&t=11&p=7209#p7209
 


Бороться с этой хренью лучше всего дав ей слово! Чтобы "поближе" познакомиться.

Образец литературы, которая к науке не относится:

Российская Академия ДНК-генеалогии

Какая гаплогруппа была у Авраама – J1 или J2? Анатолий А. Клёсов

http://aklyosov.home.comcast.net
 

Задавая вопрос в заглавии настоящего исследования, под «Авраамом» я имел в виду конкретного человека, от которого пошло расхождение генеалогической линии на евреев и арабов. Такой человек, без сомнений, существовал ===== африканский Адам:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Митохондриальная_Ева ; http://ru.wikipedia.org/wiki/Y-хромосомный_Адам ; П.З.). Как его на самом деле звали – мы не знаем. Но имя Авраам, настоящее или нарицательное, несет определенную историческую нагрузку. Авраам – родоначальник линий как евреев, так и арабов (==========а ещё и массы индоевропейцев, как ниже выяснится: П.З.).

Вот как об этом повествует Библия (Синодальное издание с внесением орфографических и пунктуационных изменений, 2001) :
(Быт. 16:1) Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь... ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Агарь П.З.)  (3) И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении 10 лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.... (15) Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.

(Быт. 21:2) Сарра (====== http://ru.wikipedia.org/wiki/Сара ; царица , сестра: П.З.) зачала и родила Аврааму сына... (3) И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак.

И далее Библия повествует – (Быт. 25:12) Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; (13) И вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их...
Идет перечисление 12 имен, начиная с Наваиоф, Кедар, Адбеел, Мивсам.... Это – начало арабской линии. Кстати, Кедар, или Кидар – прямой предок пророка Мухаммада (Магомета).

Как отмечает Библия о народе, потомках Измаила – (Быт. 25:18) Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии.

Далее, Библия излагает – (Быт. 25:19) «Вот родословие Исаака, сына
Авраамова. Аврам родил Исаака...» Сыновьями Исаака были Исав и Иаков, и от Иакова далее пошли 12 колен израилевых.

(================== слабовато у вас с библией, химик Клёсов.
http://www.organizmica.org/archive/703/zskm.shtml
http://www.russika.ru/ctatjajv.asp?index=300&pr=0 и т.д.
см.: завершение этой статьи: П.З.)


Так вот, вопрос: к какой гаплогруппе относились все перечисленные выше мужчины – J1 или J2? Остановимся на этих двух, хотя технически этот круг можно расширять (===== и не только технически, именно: http://www.rodstvo.ru/forum/lofiversion/index.php?t504.html :  П. З.).

Как-то повелось, что Авраама и его потомство сразу, как только появилась такая возможность, приписали к гаплогруппе J1. В 1997 и 1998 гг появились две статьи о ДНК-генеалогии коэнов (Hammer et al, 1997; Thomas et al, 1998), в которых гаплогруппы «коэнов» не были идентифицированы, как и в работе Бехара за 2003 год (Behar et al, 2003), в которой обсуждалась сводная гаплогруппа J.

А потом была совершена подмена, и «модальный гаплотип коэнов» оказался в гаплогруппе J1. Про гаплогруппу J2 речь даже не шла.

Далее выяснилось, что такой же «модальный гаплотип» есть и в гаплогруппе J2, а потом - что коэны, и много, есть и в гаплогруппе J2, но на это демонстративно не обращали внимания.

Потом оказалось, что «модальный гаплотип коэнов» существует только в 6-маркерном варианте, и уже в 12-маркерном он расходится на две линии (Klyosov, 2008). Но это
тоже предпочли не замечать. Потом оказалось, что модальный гаплотип «коэнов» есть и у арабов гаплогруппы J1, причем эта линия «коэнов» у арабов идет уже 9 тысяч лет, со времен древнейших бедуинов (Klyosov, 2009a).


(================ помните эти 9 тыс. лет у арабов, которые затем по Клёсову будут отделяться от евреев 8250±870 лет , 4500±500 лет, 4100±500 лет,4775 и 4200 лет, примерно 4000 лет назад, а ветви евреев друг от друга 3300 лет назад. Правда, "евреи гаплогруппы R1b1b2 в те времена определенно были, точнее, тогда они евреями еще не были. Общий предок евреев гаплогруппы R1b1b2 жил примерно 5650±710 лет назад, как показывают расчеты по 25- и 37-маркерным гаплотипам (Klyosov, 2008) Такая вот хронология, понимаете: П.З.).

Наконец, оказалось, что гаплотипы коэнов есть в полуторе десятков гаплогрупп, в том числе и в особенности в гаплогруппах J1 и J2, причем в гаплогруппе J1 коэны ведут свою родословную на протяжении только
одной тысячи лет, примерно с 10-го века нашей эры.

Как быть в таком случае с Аароном, первосвященником, потомком Авраама, и патриархом
коэнов, было неясно. Налицо временной разрыв между Аароном и коэнами гаплогруппы J1 в две с половиной тысяи лет. А вот в гаплогруппе J2 коэны ведут свое начало с кошерных 3300 лет назад (Klyosov, 2009b).


========http://ru.wikipedia.org/wiki/Авраам
По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в XIX—XVIII веках до н. э. интенсивную миграцию западно-семитских племён, называемых амореями или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Это около и более 3800 лет назад П.З.)

Для того, чтобы понять, в какие времена в гаплогруппах J1 и J2 произошло расхождение арабской и еврейской линий, мы построили деревья их гаплотипов, собранных по базам данных и по сетевым проектам.

Ожидаемое время жизни «Авраама», то есть время расхождения арабской и еврейской генеалогических линий - примерно 4 тысячи лет назад. Эта оценка базируется на сопоставлении библейских и исторических данных.

Естественно, хорошо бы обойтись без библейских, но такой роскоши нам наука не предоставляет. По многим интерпретациям Библии, исход евреев из Египта сопровождался извержением вулкана Санторин, который произошел немногим более 3600 лет назад. Евреи пробыли в Египте 430 лет (Исход, 12:40), но это, видимо, включает и раннее пребывание Аврама с Сарой в Египте. По другим интерпретациям евреи пробыли в Египте 230 лет, но это после прихода туда Иакова с сыновьями и внуками, и Иакову ко
времени прихода было уже 130 лет (Быт., 47:9). Так или иначе получается, что расхождение генеалогических линий евреев и арабов было примерно 4000 лет назад.

(=========== Относительно верно, если исключать пращуров Авраама. http://forum.molgen.org/index.php?topic=590.25;wap2 ;
  А их гаплогруппы в истории значение имеют, тех же аработ 9 тыс. лет назад или  евреев гаплогруппы R1b1b2 шесть тысяч лет назад ?! П.З.)

Перейдем к гаплотипам.
Гаплогруппа J1

В базах данных было собрано 94 37-маркерных гаплотипов, содержащих 6-маркерную «подпись» «модального гаплотипа коэнов», 73 из которых принадлежали евреям, и 21 гаплотипам неевреев (================ тоже стоит постоянно помнить: П.З.)  . Точнее, «неевреями» были те, кто себя к евреям не относит, хотя они все имеют ближневосточный гаплотип J1.

С хорошей вероятностью, они потомки или евреев, или арабов (==== или просто своей гаплогруппы: П.З.) . Среди них были потомки жителей Италии, Кубы, Германии, Польши, Ливана, России, Украины, Пуэрто-Рико, Испании, Англии, Франции (баски) и других стран и народов, а также три араба -
среди которых сейд, прямой потомок пророка Мухаммада. Не только он так себя считает сам, но эта версия нашла свое потверждение при изучении дерева гаплотипов арабов вообще и сейидов в частности (Клёсов и Лугуев, 2009). Эти потомки-неевреи, носители 21 указанного гаплотипа, обычно имели фамилии, не характерные для евреев, хотя этот критерий, конечно, условный. 34 из этих 94 гаплотипов были тестированы в 67-маркерном
формате, что делает выборку с достаточно высоким разрешением.

Поскольку группа J1 ближневосточная по своему происхождению, и охватывает главным образом арабов и евреев, причем арабов в гораздо большем числе, то итальянцы, кубинцы, пуэрториканцы, немцы, украинцы и русские в перечне гаплотипов имеют по Y-хромосомам определенно ближневосточное, и скорее всего арабское или еврейское происхождение.

История была бурной, арабские завоевания были масштабными, так что удивляться наличию этой хромосомы в разных странах и регионах не приходится.

На рис. 1 приведено дерево 37-маркерных гаплотипов. Из рисунка видно, что дерево расходится по двум основным ветвям – одна, из 44 гаплотипов, справа, происходит явно от древнего общего предка, на что указывает «рыхлость» ветви и ее удаленность от «ствола», и другая, слева, явно значительно более «молодая», более прижата к основанию дерева.

«Старая» ветвь, то есть ветвь «старого гаплотипа коэнов» содержит 291 мутацию на первых 25 маркерах и 543 мутаций на первых 37 маркерах – от базового гаплотипа, приведенного ниже в 66-маркерном формате. Это дает соответственно 4225±490 и 4000±435 лет до общего предка, в среднем 4100±500 лет назад.

«Молодая» ветвь «гаплотипов коэнов» дала 975±135 и 1175±140 лет до общего предка, соответственно, или в среднем 1075±140 лет до общего предка.

Рис.1. Дерево 37-маркерных гаплотипов гаплогруппы J1, построено по данным базы данных YSearch (2008). В выборке – 94 гаплотипа, все принадлежат к «модальному гаплотипу коэнов» в их 6-маркерном формате. Левая ветвь – почти исключительно евреи, правая – на две трети не относят себя к евреям. Гаплотипы 200, 201 и 202s
принадлежат арабам, 202s – араб-сейид («Sharifs DNA Project»).

Эти два базовых гаплотипа различаются на 6 мутаций, что разводит их общих предков суммарно на 3750 лет, и помещает ИХ общего предка на (3750+4100+1075)/2 = 4460, или округленно 4500±500 лет до общего предка обеих ветвей. Это указывает на то, что более старая ветвь и есть общий предок для более молодой ветви. Проверим это с помощью дерева 66- маркерных гаплотипов.

На рис. 2 приведено дерево тех же гаплотипов, но в 66-маркерном формате.

Их, естественно, меньше, а именно 34 гаплотипа. Опять видно, что дерево расходится по двум основным ветвям – обе по 17 гаплотипов, причем ветвь слева происходит явно от древнего общего предка, на что указывает «рыхлость» ветви и ее «высота», и другая, справа, значительно более «молодая». Из 17 гаплотипов «старой» ветви одиннадцать, то есть две трети, принадлежат неевреям. В «молодой» ветви практически все евреи, если
судить по фамилиям. Критерий не очень строгий, но вполне надежный.

Рис.2 Дерево 66-маркерных гаплотипов гаплогруппы J1, включающих «подпись», или вставку, «модального гаплотипа коэнов» в 6-маркерном формате. Построено по данным базы данных YSearch (2008), “Cohen Haplotype Project” и арабской базы “Sharifs DNA
Project”. В выборке – 34 гаплотипа. Гаплотип 202s принадлежит арабу-сейиду.
Базовый (предковый) гаплотип старой ветви следующий:

12 23 14 10 13 17 11 16 11 13 11 30 -- 17 8 9 11 11 25 14 20 26 12 14 16 17 -- 11 10 22
22 15 14 18 18 32 35 12 10 -- 11 8 15 16 8 11 10 8 11 9 12 21 22 18 10 12 12 15 8 12 25
21 13 12 11 14 12 12 12 11

В нем выделены мутации по сравнению с молодой ветвью, приведенной ниже. Число мутаций, посчитанное по 25- и 37-маркерным панелям составляет, соответственно, 118 и 210, соответственно. Это дает 4475±610 и 4000±490 лет до общего предка, в среднем 4200±700 лет. При столь большом количестве мутаций считать по всем 66-маркерным гаплотипам нецелесообразно.
Предковый гаплотип более молодой ветви такой:
12 23 14 10 13 15 11 16 12 13 11 30 17 -- 8 9 11 11 26 14 21 27 12 14 16 17 -- 11 10 22
22 15 14 20 18 31 35 13 10 -- 11 8 15 16 8 11 10 8 11 9 12 21 22 17 10 12 12 15 8 12 24
21 13 12 12 14 12 12 12 11

Из 17 гаплотипов этой недавней ветви 16 представлены евреями, причем несколько человек указали, что они потомки коэнов. Число мутаций во всех 17 гаплотипах по 25 маркерам составляет 27, что дает 900±195 лет до общего предка, по 37 маркерам – 68 мутаций, что дает 1150±180 лет, по 67 маркерам – 93 мутации, что дает 1000±140 лет до общего предка. В среднем это составляет 1020±150 лет до общего предка евреев в этой выборке.

Поскольку между их базовыми гаплотипами на первых 25 маркерных имеется 6 мутаций, что составляет 3750 лет между общими предками, то ИХ общий предок жил (3750+4200+1020)/2 = 4500±500 лет назад. Это в пределах погрешности практически равно 4100±500 лет до общего предка обеих ветвей, рассчитанным по 25- и 37-маркерным гаплотипам, а значит, старшая ветвь и есть предковая для младшей. Только предковая не напрямую, а с переходом, через общего предка для молодой ветви.

Наконец, еще одна совершенно другая выборка анализировалась нами в статье (Клёсов и Лугуев, 2009), где рассматривались гаплотипы евреев и арабов-сейидов, по их сведениям – прямых потомков пророка Мухаммада.
Действительно, время жизни общего предка сейидов оказалось равным
1600±380 лет назад (по 25-маркерным гаплотипам) или 1300±260 лет назад
(по 37-маркерным гаплотипам), тогда как пророк Мухаммад жил около 1380
лет назад (дети двоюродного брата Мухаммада Хасан и Хусейн родились в
624 году и 627 году, соответственно). 37-маркерный базовый гаплотип
арабов-сейидов выглядит следующим образом:

12 23 14 10 13 18 11 17 11 13 11 30 -- 20 8 9 11 11 26 14 20 26 12 14 16 17 -- 11 10 22
22 14 15 18 16 32 36 12/13 10
Базовый гаплотип евреев в выборке (здесь уже не отбирали только «модальные гаплотипы коэнов») оказался равен
12 23 14 10 13 17 11 16 11 13 11 30 -- 17 8 9 11 11 26 14 21 26 12 14 16 17 -- 11 10 22
22 15 14 20 17 31 36 12 10

Общий предок этой выборки евреев жил 3950±590 лет назад (по 25- маркерным гаплотипам) или 3800±490 (по 37-маркерным гаплогипам).

Между этими базовыми гаплотипами 6.30 и 10.67 мутаций (25-маркерные и 37-маркерные гаплотипы), если считать без округления аллелей. Это помещает общего предка арабов-сейидов и евреев на 4775 и 4200 лет назад по 25- и 37-маркерным гаплотипам, соответственно, или в среднем на 4500±500 лет назад.

Мы видим, что все приведенные выше времена по всем выборкам действительно в пределах погрешности сооответствуют времени жизни библейского Авраама. Естественно, цифра 12 в числе вождей арабских племен (или «князей», по Библии, Быт., 25:16), которые жили на территории между Персидским заливом и восточными границами Египта, здесь слишком «круглая», чтобы воспринимать ее буквально, как и цифру 12 в числе колен израилевых. Тем не менее, на этой цифре мы ничего не основываем. В любом случае – факт, что арабы и евреи ближневосточного происхождения относятся к одной гаплогруппе, значит – к одному и тому же генеалогическому роду. Еще не столь далекое время назад указанная территория называлась по регионам именами тем самых арабских племен.
Похоже, родоначальник генеалогической линии арабов и евреев гаплогруппы J1, которая стала расходиться примерно четыре тысячи лет назад (4200±500 лет назад), действительно имел 6-маркерную «подпись, а именно
12 23 14 10 X X X 16 X X 11 X
в 12-маркерном формате FNDNA, пусть его звали не Авраам, а как-то иначе. Сути дела это не меняет.

Гаплогруппа J2

Аналогичный по сути анализ был проведен для евреев и арабов гаплогруппы J2. Для этого в базах данных и в «Проектах ДНК» арабов и евреев были собраны 37- и 67-маркерные гаплотипы. Выборка составила 181 и 131 гаплотипов, соответственно. В качестве Проектов использовали: Arabic World DNA, J2-Arab Project, Sharifs DNA Project, Y-Search.Org, Jewish Heritage Project, Cohen Project, Sephardic Heritage.

Дерево 67-маркерных гаплотипов приведено на рис. 3. Оно имеет интересную композицию.

На самой вершине дерева слева и справа расположены компактные плоские ветви гаплотипов, в которых входят только гаплотипы евреев. Это – субклады J2a4b и J2a4b1, соответственно. Их базовые гаплотипы
12 23 14 10 13 17 11 16 11 13 11 30 -- 18 9 9 11 11 26 15 20 29 12 14 15 16 -- 10 11 19
22 15 13 19 17 35 39 12 9 – 10 7 15 15 8 11 10 8 11 9 12 17 17 14 11 12 12 15 8 11 21
21 13 12 11 13 10 12 12 11
и
12 22 14 10 14 15 11 15 12 14 11 31 -- 15 9 9 11 11 26 15 20 29 13 13 15 16 -- 10 10 19
22 15 12 15 17 34 36 12 9 – 10 7 15 15 8 11 10 8 11 9 0 17 17 15 10 12 12 15 8 11 22 21
13 12 11 13 11 12 12 11
Характерно, что в субкладе J2a4b1 все гаплотипы имеют нуль-мутацию в маркере DYS425.

Все 22 гаплотипа в субкладе J2a4b имеют 46 мутаций на первых 25 маркерах, что дает время до их общего предка 1200±210 лет назад. Все 21 гаплотипы в субкладе J2a4b1 имеют всего 26 мутаций на первых 25 маркерах, что определяет их общего предка на 700±150 лет назад. Понятно, что в таком случае арабы в обоих субкладах маловероятны, и тянуть прямую генеалогическую линию до «Авраама» отсюда не приходится.

Иначе говоря, ясно, что на роль прямых потомков Авраама параллельно с арабами евреи в этих субкладах не подходят.

Рис.

(Продолжение ниже)

_________________
http://timurlank.mylivepage.ru/wiki/index/

 

Последний раз редактировалось Tamerlan Пн июл 05, 2010 10:17 pm, всего редактировалось 13 раз(а).

Tamerlan Заголовок сообщения: Re: О гапло-группах Авраама
Добавлено: Пн фев 08, 2010 2:46 am

завсегдатай



Зарегистрирован: Вс фев 15, 2009 3:10 am
Сообщения: 2271
Откуда: Феодосия Рис.3 Дерево 67-маркерных гаплотипов гаплогруппы J2 арабов (номера гаплотипов ниже 100) и евреев (номера гаплотипов 100 и выше). В выборке – 131 гаплотип.

Если сложить все 88 оставшихся гаплотипов на дереве, понимая, что это укажет на общего предка, близкого к основанию всей гаплогруппы J2, а именно на времена древних бедуинов, от которых и произошли арабы и евреи (как мы понимаем, далеко не все евреи и арабы гаплогруппы J2 произошли от «Авраама» ============== эта ремарка самого Клёсова, запрятанная в контекст, дорогого стоит ), то так и оказалось. Все 88 гаплотипов содержат 1003 мутации, что дает 8250±870 лет до общего предка. Условный базовый
гаплотип на первых 25 маркерах – следующий:
12 23 15 10 13 16 11 15 12 13 11 29 -- 15 8 9 11 11 26 15 21 31 12 13 16 16
J2a4b
J2a4b1
Aрабы
Евреи
675 лет
550 лет
450 лет
Арабы
и турки
Главная ветвь
17 7
Этот путь не подходит для решения нашей задачи. Нам нужно выявить общего предка, от которого пошло расхождение арабской и еврейской линий.

Еще две очень молодых ветви примыкают к указанным выше ветвям –
малая ветвь из шести гаплотипов по соседству с ветвью J2a4b, возрастом 675±280 лет. Отнесение этой ветви неясно. Некоторые гаплотипы в ней типированы как J2, некоторые – как J2a4b1, включая одного турка. Неясно, как такие молодые ветви одного субклада могли разойтись настолько в разные стороны. Можно только предположить, что было несколько внедрений этого субклада в еврейскую общность, причем, естественно, с
разными исходными гаплотипами. Это и дало столь разные ветви.

Еще одна молодая, чисто арабская ветвь с возрастом 550±190 лет до общего предка находится в верхней правой части дерева. Это – ветвь субклада J2a4h. Она обильно представлена по всему миру – и в Европе, и на Ближнем Востоке, и в Индии.

Довольно обширная древняя ветвь слева в нижней части дерева целиком состоит из гаплотипов арабов с заметным включением турок, и тоже не подходит для наших целей. Ни одного гаплотипа евреев в этой ветви нет.

Наконец, ветвь из трех гаплотипов (205, 209 и 210) внизу дерева относитcя к гаплогруппе J2b, в то время как все остальные гаплотипы дерева – к гаплогруппе J2a.
В итоге мы пришли всего к одной двойной ветви, которая по всем критериям подходит для задачи настоящего исследования. Это – широкая двойная ветвь справа, за вычетом прилегающей молодой арабской ветви субклада J2a4h. В этой двойной ветви слева – практически только евреи, справа – практически только арабы, и вся двойная ветвь стоит на одной «ножке», что означает наличие общего предка для еврееев и арабов. Во всей двойной ветви – 39 гаплотипов, но восемь из них – молодая арабская ветвь,
резко отличающаяся по аллелям (гаплотипы 6 и 60-66) от основной ветви.
Она – отдельное образование. Среди остальных 31 гаплотипа 11 гаплотипов арабов и 20 – евреев. Базовый гаплотип этой ветви, общий для арабов и евреев – следующий:
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29 -- 15 8 9 11 11 24 15 21 31 12 13 16 17 -- 10 10 19
23 16 14 18 18 36 37 12 9 – 11 7 14 15 8 11 10 8 11 9 12 17 17 14 10 12 12 15 9 12 22
21 14 12 11 14 11 12 12 12

Первые 25 маркеров этого гаплотипа содержат 211 мутаций, что помещает их общего предка на 4375±530 лет назад.

Как видим, это опять времена библейского Авраама. Для гаплогруппы J1 (см. выше) это время было 4200±500 лет назад.

Взглянем на дерево 37-маркерных гаплотипов той же смешанной арабской и еврейской серии гаплогруппы J2 (рис. 4).
Рис.4 Дерево 37-маркерных гаплотипов гаплогруппы J2 арабов (номера гаплогипов ниже 100) и евреев (номера гаплотипов 100 и выше). В выборке – 181 гаплотип.
Единственное преимущество серии из 37-маркерных гаплотипов в том, что их больше – 181 по сравнению с 151 гаплотипом 67-маркерной серии.
Дерево практически такое же, только ветви поменялись местами. Справа внизу – древняя «бедуинская» ветвь гаплотипов, потомки которой и арабы,
J2a4b1
J2a4b
Главная ветвь
550 лет

и евреи. Там же находятся гаплотипы группы J2b. Основная ветвь, предмет нашего рассмотрения – внизу дерева. В ней 37 гаплотипов арабов и евреев.
Базовый гаплотип – следующий:
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29 -- 15 8 9 11 11 24 15 21 31 12 13 16 17 -- 10 10 19
23 16 14 18 18 36 37 12 9
Он идентичен базовому гаплотипу основной ветви, приведенному выше для 67 маркеров. Примечательно, в 37-маркерном дереве малая «молодая» арабская ветвь выведена за пределы основной ветви. Во всех 37 гаплотипах – 231 мутация, что дает 3950±470 лет до общего предка. В 67-маркерном дереве это было 4375±530 лет, то же самое, в пределах погрешности расчетов.

Примечательно то, что тот же самый базовый гаплотип был обнаружен
ранее для гаплотипов потомков коэнов из бывшей Российском империи –
России, Украины, Беларуси, Литвы и Польши (Klyosov, 2009b), базовый
гаплотип которых на первых 21 маркерах (остальные не определялись) был
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29 – 15 8 9 11 11 24 15 21 32
в нем – всего одна мутация в последнем маркере по сравнению с базовым
гаплотипов, полученной в настоящей работе по 37- и 67-маркерным
гаплотипам. То, что мутация – не удивительно, поскольку общий предок
тех коэнов жил всего 325±190 лет назад, в 17-м веке, плюс-минус два
столетия. Примечательно то, что все остальные аллели сохранились за
четыре тысячи лет со времен «Авраама» гаплогруппы J2. То, что
выявленный нами базовый гаплотип коэнов гаплогруппы J2, а также евреев
и арабов той же генеалогической линии, хотя и разошедшейся по
этническим и религиозным причинам, является для всех перечисленных
одним и тем же, и указывает на важного – для евреев и арабов гаплогруппы
J2 – общего предка. По всем критериям – это опять прародитель евреев и
арабов, «Авраам гаплогруппы J2».
Есть еще одна группа свидетельств о важности этого предкового гаплотипа
арабов, евреев, и коэнов гаплогруппы J2. Их предоставили сами коэны
гаплогруппы J2. Президент Международной Ассоциации Коэнов, Машуах
Коэн, направил мне список 12-маркерных гаплотипов коэнов, в
происхождении которых Ассоциация не сомневалась. Среди них – коэны-
ашкинази гаплогруппы J2 из России, Белоруссии, Польши, Литвы, Венгрии,
Германии, Австрии, Испании, Португалии, Ирландии и коэны-сефарды
Испании, Португалии, Бразилии, Марокко и Нидерландов.
18 0
Рис. 5. 12-маркерное дерево из 21 гаплотипа коэнов, гаплогруппа J2 (J2a-
М410). Гаплотипы представлены Президентом международной
Ассоциации Коэнов Машуахом Коэном. Индекс «С» - сефарды, «А» -
ашкинази.
Дерево гаплотипов коэнов гаплогруппы J2 приведено на рис. 5. Как видно,
ашкинази и сефарды вполне четко разделяются на свои ветви.
У коэнов-сефардов
12 23 15 10 13 18 11 15 12 13 11 29
12 23 15 10 13 18 11 15 12 13 11 29
18 1
12 23 15 10 13 18 11 15 12 13 11 29
12 23 15 9 13 17 11 16 12 13 11 29
12 23 15 10 13 15 11 14 13 13 11 29
12 23 15 10 13 18 11 16 11 13 11 31
12 23 15 10 13 16 11 15 12 13 11 29
на все гаплотипы, то есть на 84 маркера, приходится 14 мутаций от их
базового гаплотипа
12 23 15 10 13 18 11 15 12 13 11 29
что даёт 2500±700 лет от их общего предка.
Для коэнов-ашкинази
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29
12 23 16 10 14 18 11 15 12 13 11 30
12 23 15 11 14 19 11 15 12 13 11 29
12 23 15 11 14 19 11 15 12 13 11 29
12 23 15 11 14 18 11 15 12 13 11 29
12 23 15 11 14 16 11 15 12 13 11 29
12 23 15 10 14 17 11 16 12 13 11 29
12 23 15 10 14 16 11 15 12 13 11 29
12 23 13 10 14 16 11 15 12 13 11 29
на все 14 гаплотипов, то есть на 168 маркеров, приходится 18 мутаций от их
базового гаплотипа
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29
что даёт 1575±400 лет от их общего предка.
Это – в точности базовый гаплотип «коэнов Российской империи» на
первых 12 маркерах, и гаплотип патриарха евреев и арабов гаплогруппы J2,
приведенный выше.
12 23 15 10 14 17 11 15 12 13 11 29 – 15 8 9 11 11 24 15 21 32 9

Между базовыми гаплотипами ашкинази и сефардов гаплогруппы J2 имеется всего две мутации, что помещает их общего предка на 3300 лет назад.

Это действительно находится в полном согласии с историческими сведениями. Примерно 3300 лет назад был основан институт храмовых священников-коэнов, в середине 1-го тысячелетия до н.э., во времена вавилонского и асирийского пленений, произошло отделение сефардов от основной части евреев, и уже после разрушения Храма в Иерусалиме и Рассеяния, в середине 1-го тысячелетия нашей эры, стали формироваться
сообщества евреев, получившие позднее наименование ашкенази, или немецкие евреи.
Гаплогруппа R1b1b2

У арабов очень мало гаплотипов R1b1b2. В базе данных YSearch из нескольких десятков тысяч гаплотипов R1b1b2 только несколько арабских, причем обычно коротких, 12-маркерных. В научных публикациях обычно приведены еще более короткие гаплотипы, обычно 6- и 9-маркерные. Для наших целей они не подходят. Но для понимания, относится ли задача, поставленная в настоящей работе, к арабам и евреям вообще, для начала достаточен и простой эксперимент. Вопрос – попадают ли арабы и евреи
гаплогруппы R1b1b2 в одну ветвь? Если нет – можно и не продолжать.

В работе (Klyosov, 2008) было показано, что гаплотипы евреев гаплогруппы R1b1 не смешиваются с европейскими гаплотипами. Вопрос – куда пойдут гаплотипы арабов – к евреям или к европейцам?
Для получения хотя бы предварительного ответа на этот вопрос было построено сводное 25-маркерное дерево гаплотипов европейцев, евреев и арабов (рис. 6). 37-маркерных (и выше) гаплотипов арабов в базах данных практически нет. Все три арабских гаплотипа попали либо в исключительно европейскую ветвь (справа, указано стрелками), или в
почти полностью европейскую (на дереве слева; в этой ветви арабский гаплотип 502 находится на ветви в компании из пяти других гаплотипов – 225, 231, 253, 254, и 288; принцип нумерации на дереве – европейские гаплотипы имеют номера от 201 до 304).

Рис. 6. 25-маркерное дерево из 163 гаплотипов гаплогруппы R1b1b2.
Выборка из базы данных YSearch и Sharifs DNA Project. Гаплотипы
евреев – номера 1-108, неевреев – 201-304, арабов – 500s, 501 и 502.
Стрелками указаны гаплотипы араба-сейида и другого араба из
той же ветви.
Чтобы сделать это наблюдении еще более очевидным, на рис. 7 приведена
ветвь справа в увеличенном виде. Видно, что гаплотип араба-сейида (500s) и
другого араба (501), из родственной подветви, находятся исключительно в
«европейском» окружении.
18 4
Рис. 7. Фрагмент ветви справа на 25-маркерном дереве гаплогруппы R1b1b2, приведенном на рис. 6. Выборка из базы данных YSearch и Sharifs DNA Project. Гаплотипы евреев – номера 1-108 (в данной ветви отсутствуют), неевреев – 201-304, арабов – 500s (сейид) и 501 Таким образом, вопрос о совместном общем предке евреев и арабов гаплогруппы R1b пока (или вообще) снимается. Похоже, что размежевания евреев и арабов этой гаплогруппы во времена Авраама не было.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы имеем двух «Авраамов» - один в гаплогруппе J1, другой – в гаплогруппе J2. Времена жизни обоих – практически одинаковы. Потомство обоих разошлось на еврейскую и арабскую линии. В обеих ветвях есть коэны, причем много. Одна разница – коэны в гаплогруппе J1 повели свое начало тысячу лет назад, в гаплогруппе J2 –примерно 3300 лет назад. В этом смысле гаплогруппа J2 больше подходит библейским канонам.

В самом деле, как так получилось, что на свете жили два «Авраама» - каждый со своей галогруппой и гаплотипом? Видимо, объяснить можно так. Действительно, были предки арабов и евреев в гаплогруппе J1 и J2. Это не удивительно. Они не были принципиально различимы, поскольку и те и другие фактически были бедуинами. Примерно 4 тысяч лет назад по какой-то очень серьезной причине часть бедуинов разделилась на евреев и
арабов. Видимо, это была религиозная причина, потому что в остальном культурные признаки и тех и других были сходны, если не идентичны.

Причем разделение было, судя по резкому расхождению генеалогических линий, весьма решительным. Естественно, линия раздела проходила не по гаплогруппам, и вовлекала обе основные гаплогруппы, J1 и J2. А история, легенда об Аврааме и его сыновьях, патриархе арабов Измаиле и патриархах евреев Исааке и сыне его Иакове, пересказывалась евреями и арабами всех гаплогрупп. Так и получилась, что у всех гаплогрупп, вовлеченных тогда в процесс размежевания евреев и арабов, должен быть свой «Авраам», и примерно жить в то самое время, около 4 тысяч лет назад.

Если другая гаплогруппа такого размежевания по линиям, идущим от одного предка, не покажет, следовательно, евреев и арабов с такой гаплогруппой в те времена не было, а если и были – то в процесс размежевания вовлечены не были.

Гаплогруппа R1b1b2 не показала. Как не показала и наличия общего предка во времена Авраама. Евреи гаплогруппы R1b1b2 в те времена определенно были, точнее, тогда они евреями еще не были. Общий предок евреев гаплогруппы R1b1b2 жил примерно 5650±710 лет назад, как показывают расчеты по 25- и 37-маркерным гаплотипам (Klyosov, 2008).

Общий предок современных ливанцев гаплотруппы R1b1b2 жил в те же времена, 5200±670
лет назад. Но их гаплотипы не пересекаются.
Вот и вся история с двумя Авраамами, гаплогруппы J1 и J2.

Литература
Клёсов, А.А. и Лугуев, Р.Г. (2009) Произошли ли сейиды от генеалогической линии Пророка Мухаммада, а Пророк, как и евреи – от Авраама? Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии, 2, №7, 1182- 1199.
Behar, D.M., Thomas, M.G., Skorecki, K., Hammer, M.F., Bulygina, E., Rosengarten, D., Jones, A.L., Held, K., Moses, V., Goldstein, D., Bradman, N and Weale, M.E. (2003) Multiple origins of Ashkenazi Levites: Y chromosome evidence for both Near Eastern and European ancestries. Am. J. Hum. Genet.
73, 768 – 779.
Hammer, M.F., Skorecki, K., Selig, S., Blazer, S., Rappaport, B., Bradman, R.,
Bradman, N., Warburton, P.J., Ismajlowicz, M. (1997) Y chromosomes of Jewish
Priests. Nature 385, 32.
Klyosov, AA. (2008). Origin of the Jews via DNA genealogy. Proceedings of the
Russian Academy of DNA Genealogy (ISSN 1942-7484), 1, No. 1, 54 – 232.
http://www.lulu.com/content/2677603.
Klyosov, A.A. (2009а). DNA Genealogy, mutation rates, and some historical evidences written in Y-chromosome. II. Walking the map. J. Genetic Genealogy, 5, 217-256.
Klyosov, A.A. (2009b). A comment on the paper: Extended Y chromosome haplotypes resolve multiple and unique lineages of the Jewish Priesthood.
Human Genetics, 126, 719-724.
Thomas, M.G., Skorecki, K., Ben-Ami, H., Parfitt, T., Bradman, N., Goldstein, D.B. (1998) Origins of Old Testament priests. Nature 394, 138 – 140.

_________________
http://timurlank.mylivepage.ru/wiki/index/


А вот что известно ныне

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гаплогруппа_J1_(Y-ДНК)
J1 (M267) — типичен для населения Восточной Анатолии, например ассирийцев и армян. Субклад (подгруппа, т.е. ответвление) этой гаплогруппы, определённый мутацией P58(J1c3) распространён среди евреев (предполагается, что данная гаплогруппа была у Авраама[4])и населения Аравийского полуострова - (арабы считаются родственниками евреев и ведут свое происхождение от Авраама-Ибрахима). Так же гаплогруппа широко распостранена в Дагестане (причём дагестанский субклад J1*(M267+) не является близким к арабскому J1c3d), в Леванте и семитоязычного населения Северной и Северо-восточной Африки, так же умеренно распространена в Западной Азии и Греции. Для евреев характерны лишь только субклады J1c3* и J1c3d* (Cohanim). Например корневой субклад J1*(M267) будучи характерным для ассирийцев, армян, народов Дагестана, ливанцев и европейцев у евреев и арабов практически не наблюдается. Кластер J1*, DYS388=13, YCAIIa=20,(L136-,P58-) с небольшой частотой распространён равномерно по всей Европе, в т.ч. наблюдается несколько случаев среди русских и украинцев.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гаплогруппа_J1_(Y-ДНК)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гаплогруппа_J2_(Y-ДНК)
Частоты J2 (включая все подгруппы): Ингуши (81 %), Крит (до 40 %) , Ливанцы (34%)[4], Азербайджан (до 31 %), Турция (30-35 %), Осетины (25-30 %), Албания (23-25 %), Италия (20-25 %), Греция (до 20 %), Иран (20-25 %), Грузия (около 20 %), Македония (10-15 %), Сербия (8 %), Белоруссия (5 %), Россия (3 %), Венгрия (3 %) и тд.

Частоты J2-M172 в некоторых русских областях из публикации Angela Fechner et al (2008):

Вологодская обл. N=40 (7.5 %), Смоленская обл. N=43 (7 %), Новгородская обл. N=40 (5 %), Пензенская обл. N=81 (4.9 %), Рязанская обл. N=36 (2.8 %), Орловская обл. N=42 (2.4 %), Брянская обл. N=43 (2.3 %)

Миф

Гаплогруппа J2 «еврейская»
Реальность

Ellen Levy-Coffman: «К сожалению, дезинформация о гаплогруппе J2 продолжает пронизывать СМИ, и ее часто неправильно отождествляют с J1 и называют „еврейской“ или „семитской“, несмотря на то, что она присутствует в различных нееврейских средиземноморских и европейских популяциях.

В научной работе Di Giacomo et al.(2004) было подчеркнуто, что J2 „средиземноморский“ или „эгейский“ скорее чем „семитский“. Далее исследователи поддержали версию, что некоторые подгруппы J2 кажется имеют более позднее происхождение, чем начало неолитической революции и распространились в Эгейский период к остальной части Европы в течение расширения греческой цивилизации. Именно эта основная идея, что многие еврейские J2 имеют европейское происхождение скорее, чем Восточное. M102 происходит из южной части Балкан и вообще отсутствует на Среднем Востоке. Ашкенази имеют частоту примерно 1,2 %»

http://en.wikipedia.org/wiki/Haplogroup_J2_(Y-DNA)

Гаплогруппа J преобладает у семитов, но её немало и у народов Дагестана.Частота J2 высока у ингушей (81 %), осетин (25-30 %), хотя бы несколько процентов есть у русских.
А.А.Клёсов сделал важный вывод: "Естественно, линия раздела проходила не по гаплогруппам, и вовлекала обе основные гаплогруппы, J1 и J2. А история, легенда об Аврааме и его сыновьях, патриархе арабов Измаиле и патриархах евреев Исааке и сыне его Иакове, пересказывалась евреями и арабами всех гаплогрупп. Так и получилась, что у всех гаплогрупп, вовлеченных тогда в процесс размежевания евреев и арабов, должен быть свой «Авраам», и примерно жить в то самое время, около 4 тысяч лет назад..."

Но свой "Авраам" коснулся и индоевропейцев, "ариев" Клёсова.
При этом индоевропейская ветвь "Авраама" состояла, аж, из 6 (шести) сыновей.


Вот часть моего раннего материала (стоит Клёсову в святцы иногда и заглядывать)

… Мало кто подчеркивает, что, по позднеантичным данным, прапрадед и прапрапрадед Авраама задолго до рождения первого настоящего еврея (ибрима - изгоя для всех; иудея) ушли в Европу, присоединились к Скифской стране и ее народам. Велика вероятность, что версия родилась и поддерживалась в античных иудейских общинах Приазовья (например, в Фанагории), а оттуда распространялась по разным странам, пока не попадала в письменные источники. http://www.proza.ru/2010/10/18/1099

Летописных "нарцев еже суть словен" общепризнанный "отец истории" Геродот мог называть неврами. Нарцев-невров наука включает в число праславян, с ними связывают и Неревский конец в Новгороде, реку и город Нарву, другие омонимы. Неревский конец дал первую средневековую берестяную грамоту России и еще сотни грамот, показав высокий уровень грамотности жившей здесь на улице Великой общины. И здесь тоже могли хранить память о Великой Скифии.

Имени Авраама созвучны позднеантичные (жили ближе к Висле) и раннесредневековые (уже у Карпат и Дуная) обры-авары; античные иберы Кавказа и Испании, некоторые иные народы, страны и – понятно – личности. Интернет забит текстами и пояснениями к Библии (тысячи жизней на дефрагментацию библейских частностей не хватит, а они – частности – злонамеренно и упорно множатся и множатся; пусть люди вместо реальной жизни о тысячах библейских сюжетов думают и выполняют «волю божью»). Чья на самом деле «эта воля» - в информационном обществе ответ находится очень быстро.
В целом род Авраама уходил от северного натиска (гутиев, предков гиксосов, хаттов-хеттов; вероятно – и хурритов). Некоторое время обитал в Египте. И затем вернулся на земли Ханаана. Неплохое изложение: Бытие (Copyright © 2002 Полубоярцев А.В.) http://genealogic.narod.ru/jesus/indexru.htm

Господь заключил завет с Аврамом, сказав: потомству праотца даст землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов (Рипы, Рифы, Рифеи), Аморреев, Хананеев, [Евеев], Гергесеев и Иевусеев… Явно «воля божья» была провокационной. За что обрекались на страдания и рабство дети тех же кенеев, кенезеев, хеттеев… Библия дает немало примеров не очень праведных деяний во имя одного бога и одной веры (при массе в идеале - равноправных иных).

Взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою. Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.
Бывает. И признан Авраам праотцом арабов, сторонников арабской веры. Известно, что Авраам от своей сестры Сары все же имел сына Исаака – и в том основной корень иудейства.


Но вот о последней жене Авраама – Хеттуре – разговоров много меньше. Взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры.

И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет (многовато, но при нестрогом счете реальных лет – тоже допустимо). И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Чего же 2 сына оказались в лучшем положении, чем 6 младших ?! А ведь Хеттура явно приложила немало сил, чтобы Авраам коротал свой век в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью].

Верно, беда Хеттуры и ее детей было в том, что происходили они из ранних индоевропейцев – отчасти выходцев из той же Великой Скифии.

Хеттура (;;;;;;;; чаще производят евр. "курение, благоухание, благовоние") — вторая жена Авраама (Быт. XXV, 1); хотя в других местах называется и наложницей (Быт. XXV, 6; 1 Парал. 1, 32 — 33). Детям X. от Авраама последний дал подарки и отпустил их на восток, а все, что имел, отдал сыну своему Исааку (Быт. XXV, 1 — 6). Иосиф Флавий почти 20 веков назад говорил (Древн. 1, 15),что потомки Хеттуры овладели Триглодитиею и страною Счастливой Аравии до берегов самого Чермного (Красного, но созвучием Черного) моря. По одному из Иудейских преданий, Хеттура тождественна с Агарью. Хеттеи (Быт. 15:20, 23:3 и др.) - народ Ханаанский, от родоначальника Хета, сына Ханаанова. Во времена Авраама они якобы обитали в гористых местах на юг от Хеврона и Вирсавии (Быт. 23:3, 26:23,33,34). Были в благоприятных отношениях к Аврааму, который – как показала старость – тоже к ним благоволил....

Имена наследников Хеттуры и Авраама давно подвергаются разным толкованиям.
В частности, Беф-Сан примерно со времен Давида превращается в Скифополь (так назывался до 7 века н.э.). К примеру, Медан (возм., корень этого слова связан с аккад. "быть сильным"; хотя куда деть славянское «мед» ?!) , сын Авраама от Хеттуры (Быт 25:2; 1Пар 1:32), напоминает и о Мадае, сыне Иафета (Быт 10:2; 1Пар 1:5). Мадая считают предком индоевропейцев-мидийцев, чье имя стало эпонимом этого народа. Ему созвучно имя скифского царя-полководца Мадия из Приазовья, который около 26 веков назад завоевал земли от Каспия до Египта и Индии.
Шуах, сын Авраама и Хеттуры (Быт 25:2), напоминает о Шуе (Шуя) (кр. ф-ма от "(Господь есть) помощь"): 1) хананей, тесть Иуды (Быт 38:2,12; 1Пар 2:3); 2) дочь Хевера из колена Асира (1Пар 7:32). Шева (Сава). Из текстов Быт 10:7; 1Пар 1:9 следует, что Ш. - это потомок Хуша из рода Хама. В Быт 10:28 Ш. назван сыном Иоктана из рода Сима, а в Быт 25:3; 1Пар 1:32 - сыном Иокшана, потомка Авраама и Хеттуры. Это же имя (в Синод. пер. чаще всего - Сава) встречается далее в Иов 1:15; 6:19; Ис 60:6, а также в 3Цар 10:1-13; 2Пар 9:1-12; Пс 71:10,15 (в Синод. пер. - Аравия); Иер 6:20; Иез 27:22; 38:13; Иоил 3:8. Здесь чаще речь идет о различных аравийских племенах - о потомках Авраама и Хеттуры, живших вблизи Мадиана, о потомках Иоктана, живших юж. и юго-вост. Мадиана, и о некоем кушитском племени из Южной Аравии, к-рое позднее образовало Савейское царство, известное и по небибл. источникам.

Прим. в 1200-600 гг. до Р.Х. в Аравии существовало царство минеев, тер. к-рого простиралась с юго-запада на северо-запад Аравии. С 950 г. до Р.Х. рядом с ним появляется Савейское (библ. Савское) царство, ставшее господствующим в регионе и просуществовавшее до 115 г. до Р.Х. Из ассир. письм. источников следует, что савеи сначала завоевали Северную Аравию, а затем, постепенно продвигаясь на юг, вытеснили минеев. Во всяком случае, таковы совр. представления ученых, хотя следует признать, что надписи из Южной Аравии, письменность к-рой тесно связана с финик. (см. табл. на стр. 24, No 4 и 5), предоставили не слишком много материала по этому вопросу. Савейское царство оказывало сопротивление усиливающемуся ассир. влиянию и после падения Ассирии достигло своего наивысш. могущества. Но в 115 г. до Р.Х. Савейскому царству пришлось покориться власти усилившегося Джурхумитского царства (до 300 г. по Р.Х.).
Шева (Савей) ["(Бог есть) изобилие, совершенство"]: 1) вениамитянин, сын Бихри, к-рый после подавления восстания Авессалома призывал израильтян к новому отпадению от Давида. Для его преследования Давид послал сначала Амессая, а затем Авессу, Иоава и своих телохранителей. В конечном итоге Ш. и его сообщники были окружены в Авеле-Беф-Маахе, город был осажден. По требованию Иоава жители города убили Ш. и перебросили его голову через стену (2Цар 20:1-22); 2) израильтянин из колена Гада, живший в Галааде (1Пар 5:13); 3) -> Шема (I,1); 4) [возм., "равный (отцу, брату и т.п.)"], сын Халева, сына Есрома. Ш. - родоначальник жителей Махбены и Гивеи (1Пар 2:49).

Вместе с тем трудно не вспомнить индоевропейского Шиву.
Дедан: 1) Д. упоминается как среди потомков Хама, так и среди потомков Авраама от Хеттуры (Быт 10:7; 25:3; 1Пар 1:9,32); в обоих случаях его братом называется Шева (Са-ва). В Иез 38:13 Д. и Шева (Сава) также упомянуты вместе; 2) в других местах род Д. упоминается вместе с Фемой (Теймой), оазисом в Северной Аравии, и его обитателями (Ис 21:13 и след.; Иер 25:23). Согл. Иер 49:8 и Иез 25:13, Д. граничит на юге с Эдомом. Вполне можно видеть в Д. араб. кочевое и торг. племя без твердо очерчен. места жит-ва, возм., возникшее из смешения двух родов. В торговле с Тиром деданитяне предлагали попоны для верховой езды (Иез 27:20); 3) Д. - город, местонахождение которого предпола-гали в оазисе Эль-Ула в Северной Хиджазе, ок. 150 км юго-зап. Фемы (совр. Таймы) и ок. 300 км сев.-зап. Медины.
Вместе с тем трудно забыть Дедала и титанов, иные индоевропейские ононимы, созвучные Дедану.

Для одних Зимран – виноградарь ( Быт 25:2 - один из сыновей Авраама от Хеттуры). Для иудейских специалистов, имена детей Хеттуры отражали их дела: например, Зимран - подпевающий идолам, Якшан - барабанящий перед идолами.
Иудейский Мидраш рассказывает, что сыновья Авраама от Хеттуры (Зимран, Йокшан и прочие) стояли у истоков брахманизма. А это индоевропейское направление веры.
Нередко имя Зимран ведут от евр. "играть (на струнном инструменте)", "воспевать").

Зимри – моя песнь.
Зимри ("моя песнь"; в Синод. пер. также - Замврий): 1) сын Зары из колена Иуды (1Пар 2:6); 2) сын Салу, начальник поколения Симеона, убитый Финеесом за его грех с мадианитянкой (Чис 25:6-8,14); 3) Замврий - начальствовавший над половиной колесниц в Израильском царстве. После того как З., убив царя Илу, взошел на престол, он истребил дом Ваасы. Но его царствование длилось всего лишь 7 дней (882 г. до Р.Х.): когда -> Амв-рий осадил город Фирцу, З. покончил жизнь самоубийством (3Цар 16:9-20; 4Цар 9:31); 4) Замврий - вениамитянин и потомок Саула (1Пар 8:36; 9:42). Его пытались отождествить с предыдущим З. (3), убийцей Илы, захватившим его престол; 5) Зимврия - земля (Иер 25:25), о расположении к-рой нет никаких сведений. Возм., ее название связано с -> Зимраном, потомки к-рого могли образовать самостоятельное царство в Аравии или иных местах.

Иокшан (птицелов) (Быт. 25:2) сын Авраама от Хеттуры, отец Шевы (Шивы) (Фемана – Демона) и Дедана (Дедала), признается родоначальником Савеев и Деданитян (Иов. 6:19). Но его имя явно созвучно Иоктану (Нектану русских летописей, брату отца Авраама).
Для одних Ишбак [евр. Йишбак, "оставленный"], сын Авраама и Хеттуры (Быт 25:2; 1Пар 1:32), родоначальник одного из араб. племен. Но Ишбах [евр. Йишбах, "он восхвалит", "восхваляет", еврей из колена Иуды, основатель города Ештемоа (1Пар 4:17 - в Синод. пер. Ешфемоа - сын И.). Ишбак (оставленный; Быт 25:2, 1Пар 1:32) - один из сынов Авраама и Хеттуры и родоначальник племени северных Арабов.
По мнению Бунзена, местность Еш-Шобак, крепость Каменистой Аравии, сохраняет след Ишбака. Но как быть со славянскими «изба» (избак, избач) ?!


Или вот еще потомки Авраама. Сынами Дыдана были: Ашшурим (ассирийцы ?) и Лытушим (латыши, литовцы ?!), и Лыумим. (4) А сыны Мидьяна (мидянина ?) : Эйфа и Эйфэр, и Ханох (Ханок ?) , и Авида (Овид-Книва ?), и Элдаа. Все они сыны Кытуры. (5)

Но отдал Авраам все, что у него, Ицхаку. (6). Уже отметили – несправедливо.
Шесть сыновей Хеттуры и Авраама - что это символизирует и какая связь между ним, его сыновьями и заветом Иеговы? В отношении шести сыновей, которые родились от Хеттуры Аврааму, некоторые богословы привыкли утверждать, что сыновья символизируют тот народ мира, который во время царствования Христа будет участвовать в благословении восстановления; говорят, что Хеттура символизирует Новый Завет, который будет рождать детей восстановления. Однако, это утверждение Писание как бы не поддерживает, исходя из двух причин:

Новый Завет не относится к общему человечеству, ибо Новый Завет это то орудие Иеговы через которое Он изберет один народ из племен для Своего имени, который народ, после того, как окажется верным, вместе с Иисусом Христом будет действовать в оправдании имени Иеговы; эти все — дети Иеговы (глобализации, понимаете ли). Те, которые причастны к земным благословениям человеческой жизни, будут детьми Христа, а не Иеговы. Это решительно доказывает тот факт, что верные люди прежних эпох, которые будут на земле видимыми представителями Бога, станут детьми Христа и непосредственно будут стоять под Его правлением. (Пс. 44:17) Естественно, всякая жизнь происходит от Иеговы, но Господа Иисуса Христа наделил Иегова той властью и авторитетом, чтобы Он обеспечил жизнью класс земной, поэтому Писание называет Христа "Отцом вечности". (Исаия 9:6) Дети Хеттуры происходили не от Исаака, который символизирует Христа, а от Авраама, а он символизировал Бога. Из этих причин якобы видно, что шесть сыновей Хеттуры не символизируют земной человеческий класс. В эти споры вмешиваться не будем.
http://genealogic.narod.ru/jesus/indexru.htm

 Имя Авраам – ибрим - засвидетельствовано в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины 3-го тыс. до н. э., а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от 3-го тыс. до н. э.. Согласно традиции, первоначально имел имя Ав-рам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Быт. 17,5). Так христианизированная Росия (так в связи с образом Роса-Роша византийцы с 9-10 вв. называли Скифию) стала посвященной Россией. Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ. Ур Халдейский, см. Быт. 11, 28). Таким образом, предки Араама жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24, 2—3). Бог требовал от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности божеству. И это должны уметь переживать его потомки. От Агари, Сары и Хетуры… Не будь «дурой», она – верно – и смекнула, что тоже является продолжательницей традиций мудрости Великой Скифии.
Арабам в родоначальники достаточно Агари. Шести детей Хеттуры им с избытком. Пусть овладевают Европой и проносят туда свет новой веры.
Все, что до света этой веры – понятно – ереси. «Вс;хъ ересей родоначальницы и первообразныя именованія, отъ которыхъ произошли другія, суть сл;дующія:
Варварство. Эта ересь держалась отъ дней Адамовыхъ въ десяти родахъ до Ноя. Варварствомъ же названа отъ того, что тогдашніе люди не им;ли какого либо началовождя или одного согласія, но всякій самъ распоряжался собою, и законъ для него состоялъ въ предпочтеніи собственной воли.
Ски;ство, — существовавшее отъ дней Ноевыхъ и посл; того до построенія столпа и Вавилона и посл; столпотворенія немного л;тъ, то есть до Фалека и Рагава (Быт. 11, 18 и дал). Уклонившись въ страну Европы, ски;фы поселились въ области ски;ской между тамошними племенами со временъ ;арры (ст. 26), отъ котораго произошли ;ракіяне, и поздн;е.
Еллинство, со временъ Серуха начавшееся идолопоклонствомъ: и какъ тогда каждый водился какимъ нибудь суев;ріемъ, то при большей образованности, при установившихся обычаяхъ и законахъ, племена челов;ческія начали составлять постановленія объ идолахъ, которыхъ обязательно обоготворяли; въ начал; расписывали красками и д;лали изображенія чтимыхъ ими издревле властителей или чарод;евъ, сд;лавшихъ въ жизни что либо достопамятное, уважаемыхъ за силу и т;лесную кр;пость; а потомъ, со временъ ;арры, отца Авраамова, ввели въ идолопоклонство д;ланіе кумировъ, почтили праотцевъ своихъ изваяніями, стали выд;лывать подобія умершихъ, сперва съ помощію скудельнаго искусства, а потомъ прим;нительно ко всякому искусству: строители домовъ обтесывали камень, серебряники же, золотари, а также столяры и прочіе обд;лывали каждый свое вещество.
Египтяне, а вм;ст; съ ними вавилоняне, фригійцы и финикіяне сд;;лались первыми учредителями сего богопочтенія, д;ланія кумировъ и совершенія таинствъ; отъ нихъ большая часть учрежденій перешла къ еллинамъ со временъ Кекропса и посл; него. А впосл;дствіи и гораздо поздн;е провозгласили богами Кроноса, Рею, Зевса, Аполлона и прочихъ. Еллины получили имя отъ н;коего Еллина, одного изъ жителей Еллады, давшаго названіе и самой стран;; а другіе говорятъ, — отъ маслины (;;;;), росшей въ А;инахъ. Вождями еллиновъ, какъ показываетъ д;йствительная исторія, были іоняне, названные отъ имени Іона, сына одного изъ построившихъ столпъ. По причин; разд;ленія (;;;;;;;;;;;) языковъ они названы также меропами. Впосл;дствіи, гораздо въ поздн;йшія времена, еллинство перешло въ ереси, разум;ю пи;агорейцевъ, стоиковъ, платониковъ, епикурейцевъ и прочихъ. Но вм;ст; съ т;мъ у этихъ народовъ существовало богопочтеніе, и законъ естественный, отъ сложенія міра и до посл;днихъ временъ, сохраняясь въ особомъ отд;льномъ вид; среди варварства, ски;ства и еллинства, пока они не вошли въ единеніе съ богочестіемъ Авраамовымъ. Посл; того іудейство, со временъ Авраама получивъ особый характеръ и распространившись чрезъ Моисея, седмаго отъ Авраама, посредствомъ даннаго ему Богомъ закона, отъ Іуды, четвертаго сына Іакова, прозваннаго Израилемъ, чрезъ Давида, перваго царя изъ кол;на того же Іуды, унасл;довало полное свое имя.
Это уже цитированный нами ранее Епифаний . Напомним, белокурый и голубоглазый Давид тоже увлекался хеттеянками, играл на гуслях. Хеттские идолы даже привлекали мудрейшего Соломона. Фактов – бездна. Так что Авраам через его жен символ Праотца Всех народов… Подумайте сами.
http://www.russika.ru/ctatjajv.asp?index=300&pr=0


Анатолий Алексеевич, потомки Хеттуры внимания к себе тоже требуют.


Рецензии