МифоЛогика. 6. Реальный мир
Предназначение человека. Объяснение непознаваемости Бога для реального мира. Ещё раз о дереве познания. Опасности поспешного знания
Действительно: возникает вопрос: зачем человек нужен Богу? Зачем Создателю понадобилось творение, которое создано «по образу и подобию самого Творца»? Каковы наши человеческие задачи? Ответ попытаемся найти в том же союзе мифа и логики.
Разбирая «этапы» творения Бога, мы остановились на том, что после сотворения Духовного мира («неба»), населяющие этот мир ангелы разделились на два лагеря: на святых ангелов, утвердившихся, что любовь к Богу - это абсолютно необходимое добавление к высокому разуму; и, с другой стороны, на тёмных ангелов, полагающих, что для «преобразования» Хаоса достаточно одного «голого» разума без «какой-то там нерациональной любви» к Богу.
Представим (насколько мы способны сделать это!) состояние Бога-Творца, ощущающего такую неблагодарность некоторых Его духовных созданий?!
Впрочем, согласившись заранее, что мудрость Бога на несколько порядков превосходит человеческий разум, можно предполагать, что Он предвидел Небесную драму и её последствия. Именно поэтому, возможно, Сам и не вмешался в борьбу ангелов света и ангелов тьмы. (Или, хотя бы, не лишил лукавого разума!)
Не будем забывать и о том, что все ангелы были созданы Им, Богом! И Он – их Творец, ЛЮБИЛ СВОЁ ТВОРЕНИЕ. В библейской притче о блудном сыне рассказано о такой любви!
По этой причине у нас созревает предположение, что, вынужденный разделить Духовный мир на светлое небо и тёмный ад, Создатель, не уничтожая этот ад, решил новым Делом убедить тёмных ангелов в основополагающей ОШИБКЕ их миропонимания.
Этим новым Делом Бога стало сотворение мира вещественного, реального с разумным человеком. Взаимосвязанность всех Дел Бога заключается не только в абсолютном совершенстве каждого шага Его Творения, но и в необходимости ПРОДОЛЖЕНИЯ каждого нового шага. Возможно, лишь с некоторым небольшим уточнением.
Да и нельзя было завершить всё Дело Творения созданием лишь Духовного мира: даже прекрасный проектный институт сам по себе, без воплощения в Дело… неполноценен.
«Мышление о мышлении» – это лишь высочайшая Теория! А нужно было ещё и само Дело Жизни! Дело той ипостаси Бога, которая проявляется в Его Святом Духе!
Поэтому человек оказался воплощён в вещественном мире, окружён живой природой, имел реальное тело, нуждался в реальном деле…, но имел в себе и духовную составляющую – душу, о которой мог только догадываться, сталкиваясь, например, с угрызениями совести.
Без души нет жизни! Но этот вывод не может быть порождён логикой разума. Потому что в данном случае разум не может выступить в роли «стороннего наблюдателя»: он – часть души (стр. 126 Закона Божьего).
Наконец, принимая жизнь как непреложную данность, человек, обладая «свободой выбора», может сомневаться в источнике жизни, если инструментом его познания является только «голый разум».
По разумности человек уступал ангелам. Хотя бы по той причине, что ему не были открыты знания духовного мира, да и по той, что знания эти не преподносились «на блюдечке» с дерева познания. Их надо было выстрадать в упорном труде познания жизни, в труде учёбы, «ощущая локтем» преподносимые жизнью соблазны, преодолевая лень, выстраивая свой характер … Наконец, решая поставленную Богом задачу о свободе выбора! Поставленную перед каждой личностью в отдельности!
Возникает предположение, что главное предназначение человека реального мира, очевидно, в том, чтобы в великом труде познания жизни и Бога, человек в естественных условиях сумел бы решить эту божественную Задачу! Лишь выбор направления к добру, свету, любви - облагораживают разум и помогают его движению вперёд по жизни с верой в Бога!
Ко всему прочему, именно склонение к добру и любви менее разумного человека (в сравнении с разумом «тёмных ангелов»), сокрушительно разрушило бы убеждения всего тёмного мира во главе со своим предводителем, и явилось бы признанием его неправоты в небесном споре с Творцом. «Жизнь без Любви – никчемна! Такая жизнь не имеет шансов на будущее!»
Вот, наверно, одна из причин, зачем Богу нужен человек?! Хотя, разумеется, такое предположение – всего лишь, человеческое. И назвать такую цель – единственной, нельзя!
Да и вообще в Дела Бога мы пытаемся проникнуть не для постижения Божественных тайн. Это невозможно!
Наши думы о Боге позволяют нам обрести (в какой-то степени!) «взгляд на себя со стороны», ЧТОБЫ УЯСНИТЬ ЗАДАЧИ СВОИ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ!
Со взором, устремлённым в Небо, /Мы будем постигать себя!
Теперь сделаем следующий шаг в попытке уРАЗУМеть наш человеческий мир, опираясь на мифологию.
Зададимся вопросом: почему атеист не может доказать отсутствие Бога, а верующие – убедить оппонента, что Бог есть.
Уточнение: доказать ГОЛЫМ РАЗУМОМ. У атеиста, если и есть что-то, кроме разума, то сам он этого, извините, не желает признавать. (Верующему доказывать это – не нужно. Но общая с атеистом жизнь заставляет их вступать в диалог).
Так вот. Что мы имеем по поводу доказательства о сущности Бога на сегодняшний день? А вот что: горы книг! В которых, с одной стороны, изощренные способы доказательства, с другой – столь же изощрённые контраргументы!
А можно ли, что-то твёрдое сказать по этому поводу, приняв всего лишь НА ВРЕМЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, непреложным «миф» о существовании Бога? Применяя после этого одну голую логику!
И вот что получается.
Сначала – вспоминая вновь выводы Гёделя по поводу истинности любого утверждения, мы задаём себе вопрос: как можно ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ нашей реальности, если она создана Богом? Так что:
1. верующий человек доводами разума в принципе не может убедить атеиста о Божественной сущности. Человек чувства и человек веры – это «параллельные миры» мироощущения.
2. но что мешает атеисту (если его бытность не подвластна Богу), доказать, что Бога нет? Что или…?!! Вот именно, Кто?! Как говорится: «что и требовалось»!
Вновь убеждаемся, как ПРОСТО решается сложнейший вопрос логикой, всего лишь уважающей Миф, (пусть только на время рассуждений!) И Он сразу дарит нас прозреньем!!
Вот, например, попытаемся предположить, какие вопросы могли возникнуть у Бога на завершающем этапе творения человека? Представим, что в момент создания «внутренней формулы» человека Творец-Программист задался вопросом: а нужно ли Ему, чтобы человек знал о существовании своего Творца? Определённо и без сомнений?
Пытаясь проникнуться этим вопросом, мы должны понимать, что любое творение Бога совершенно! (Иначе нарушится закон всеобщей взаимосвязанности упорядоченной Гармонии!) Но мог бы Творец считать Свое творение совершенным, если бы Он ему не доверял?!! Ответ тоже ясен. Эту тему мы уже обдумали ранее.
Далее. От Своего совершенного творения Творец вправе ожидать и ответное полное доверие. А полное доверие может состояться только у полностью свободного человека. Что же может являться полной свободой для сотворённого Богом разумного человека?
Одно! Свобода в выборе: верить или не верить в своего Творца!!! И в Его заветы!
Так и перед человеком была поставлена задача Божественного уровня!! (Которую далеко не каждый человек даже желает обдумать!!)
Но могла ли такая задача состояться, если бы человек, используя свой разум, мог доказать, что «Бог есть!»? Нет, не могла. Доказательство сделало бы НЕНУЖНЫМ выбор!
Творцу, сумевшему вложить разум в голову человека, также доступно сделать Свою задачу не решаемой голым человеческим разумом.
Вот почему чисто разумного ответа на основополагающий Вопрос «Есть ли Бог?» для человека не может быть!! Это – воля Бога! Вполне прогнозируемая логикой, уважающей Миф!
Вывод: предчувствие в союзе с разумом позволяет утвердиться без использования сложнейших и многочисленных СИСТЕМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, что вполне прогнозируемой волей Творца может быть Его нежелание, чтобы верующий человек мог доказать существование Бога. Или, чтобы атеист мог доказать отсутствие Бога!!
Насколько Творцу понятно предназначение своего творения, настолько, возможно, человеку необходима притягательная тяга к Богу вместе с неразрешимой полностью Его тайной!
Следующая тема: Дерево познания в жизни человека.
При создании всего живого в реальном мире Бог-Любовь надеялся на человека, как Своего помощника на земле, предназначая ему «владычествовать» над всеми земными тварями и нарекать именами «всякую душу живую». Но для такой безмятежной «райской» жизни человеку надо было выполнять заповеди и запреты Бога. Ведь родитель вынужден так много предварительных навыков вкладывать в своего ребёнка без объяснений!! «Нельзя!» И всё.
Можно предполагать, что Бог главной опасностью для человека считал поспешность в постижении реального мира. И указал на это особо, не позволяя поедать плоды дерева познания. Наверно, любой шаг в познании реальности должен быть выношен в многообразии подходов, в великом труде исследования… Только тогда новая толика знания приносит пользу! Заметим: даже в самом названии дерева было заложено указание на ПОстепенность: дерево ПОзнания, а не дерево знания.
Явно, что ЭТО мы до сих пор не усвоили, требуя от малыша: скорее учись считать, писать, музыке, танцам…
- А что такое хорошо, и что – плохо?!
- Это – потом, потом, между делом усвоишь… Да и сам я, твой родитель, в этом путаюсь…!
И срываются в спешке недозрелые плоды знаний. Без видения нужного ВЕКТОРА, без соблюдения очерёдности!!
И так часто плачем мы, вопрошая: а ведь рос такой хороший мальчик?! Откуда это у него?!
Главную опасность для человека: поспешность при обретении знания – конечно же, видел и лукавый. И минимальными усилиями он ввёл человека «в искушение».
Так что грешным человек не был создан, грешным он стал сам.
Но не потому, что попробовал плод какого-то непонятного дерева. А потому что этим он нарушил замысел Бога вложить в человека разум ЕСТЕСТВЕННЫМ путём через познание человеком сотворённой Богом жизни! Такое нарушение было ПРИНЦИПИАЛЬНО непозволительно!
С другой стороны, этот пример говорит о важности послушания детьми своих родителей. Без всяких объяснений, до которых дети ещё не доросли!
В нашем реальном мире зло не стало исключением, потому что к помощи Бога даже после горького первородного «опыта» мы не научились прибегать постоянно. Только когда уже нет «своих» сил, мы взываем: Господи, помилуй, прости и помоги!!
Следующая седьмая часть – заключительная. И, добавим, ОСОБАЯ.
Свидетельство о публикации №211011600514
Есть мнение (богословское), что древо познания добра и зла - это древо познания вообще (в еврейском языке "добро и зло" обозначает "всё на свете", т.е. это познание не собственно добра и зла, а вообще как познание всех тайн мира). И плоды этого древа - разумеется, не яблоки (хотя кто-то пишет, что это скорее всего были смоквы (инжир), и Иисус проклял смоковницу, как раз потому что из-за нее произошло грехопадение), а это некий способ познания, запрещенный до поры до времени Богом.
Заповедь "не вкушай" была дана до времени. Человек должен был познавать мир постепенно, владычествовать над тварями и приобретать навык общения, бытия с Богом. Однако человек не послушался и рано "сорвал плод", отчего и повредились в нем все составы, и прежде всего - его воля, которая стала удобопреклонной ко греху (к отвержению воли Бога).
Бог бы простил человека, если б он покаялся, но тот же сам обвинил Его - "жена, которую Ты мне дал...". Ну и как такому доверять, еще и дерзит?
Конечно, Бог сотворил человека из любви (Бог явно не нуждался в создании человека) и дал ему такую свободу, чтобы он был "по образу и подобию Его". Образ есть у каждого человека, а вот подобие... подобия еще нужно достичь. И к этому человек должен был стремиться. Иисус Своим появлением и Своей жизнью на земле показал, что есть подобие для человека. И нам нужно теперь уподобиться Ему Самому.
Что же до атеиста... Вы знаете, мне кажется, нет 100%-ных атеистов, или их очень и очень мало. Все во что-то верят. Если не в Бога, то в суеверия и в астрологию. Уж этого "добра" полно... Другое дело - когда дела становятся плохи, нападают болезни, смерть вдруг забирает близких, вот тут все становятся верующими... Но опять же - до поры до времени. Когда в жизни материально всё гладко - кто вспомнит о Даровавшем эти блага?
С уважением,
Ал Захаров 07.06.2013 23:39 Заявить о нарушении
Юрий Анников 2 08.06.2013 08:32 Заявить о нарушении
Значит, у Бога был не один способ передачи знаний.
А вот на ту тему, что «Бог явно не нуждался в создании человека» - согласиться нельзя! Без человека не было бы «осмысления изнутри» реального мира. Да, не было бы и греха. Но! Покаявшийся в грехе человек не менее, а возможно, более дорог для Бога, чем праведники.
Согласен, что «нет 100%-ных атеистов, или их очень и очень мало». Частенько и верующий человек, по сути, отдаляется от своей веры. А атеист невольно приближается к вере. И ещё.
С кем рядом вам было бы удобнее жить: с высоконравственным думающим атеистом или с фанатиком веры? Вот и я и пытаюсь себя приблизить к Богу и помочь атеисту найти «путь и истину и жизнь». Да, путь этот очень не близок! В том числе и для меня.
Юрий Анников 2 10.06.2013 13:26 Заявить о нарушении
Здесь какое еще следует сделать указание. Тот, кто появляется последним, обычно получает имя. Сын от родителей, например. Но человек хотя и был последним творением, тем не менее нарекает имена животным (т.е. последний стал как бы первым). Что это значит? Это и есть исполнение предназначения человека: "да владычествуют они {люди} над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле... плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле"(Книга Бытие 1:26, 28).
Это идет с древних времен - знание имени дает власть над человеком и над всеми вещами.
То есть - повторюсь - не человек был создан для мира, а мир - для человека. И разумеется, мир не был бы осмыслен без человека. Но предназначение всего мира - служить человеку, быть для человека. Однако в результате грехопадения всё изменилось, и уже "тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Послание к Римлянам 8:19-21).
Есть мнение, что человек, пав, уже не мог быть царем в этом мире, и мир как бы восстал на бывшего царя, он не хотел, чтобы человек в новом состоянии им правил. И тогда Бог "покорил" тварь, т.е. животный мир и весь мир в целом, вновь как бы настроил его под человека. И этот мир - с его пожиранием друг друга и хищничеством, борьбой за выживание - вынужденно стал таким, потому что иначе человек павший не смог бы в нем жить, однако когда будет новые небо и земля, "волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь"(Исаия 65:25).
Насчет удобств жизни. Я знаю достаточно как тех, так и других людей. Есть неверующие, но очень принципиальные (в моральном смысле) люди. Есть верующие, но очень... гм... ну не буду осуждать. В общем, в вопросе уживчивости дело не столько в вере, сколько в личных качествах человека. Это если мы говорим об удобствах жизни меня, а не его.
Помочь ему... Я давно уже понял и, быть может, это неверно, но у человека есть всегда либо какая-то предрасположенность к мысли о духовном, либо обстоятельства его жизни складываются так, что он вольно или невольно задумывается об этом. Однако есть такие люди, которых "ничем не прошибешь": им доказательства не доказательства, им опыт не опыт. Они не хотят слушать и слышать. Посему, конечно, неизвестно когда и где, в чьем сердце отзовется наше слово, пытаться, конечно, надо, но путем слов можно - на мой взгляд - лишь подтолкнуть к мысли человека уже предуготовленного, уже ищущего, уже задумывающегося о духовном (а значит уже не совсем атеиста). Личный пример и пример положительный - вот, на сегодняшний день, в большей степени свидетельство о вере или неверии. Если свет наш будет светить, то тогда и прославится и "поймется" Бог (См.:"Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного"
(Евангелие от Матфея 5:16)
Ал Захаров 10.06.2013 19:16 Заявить о нарушении
Вы никак не прокомментировали высказанное в самом начале этого (6 раздела) моё понимание "зачем человек нужен Богу?" Сам я нигде не встречал попытки ответить на этот вопрос.
Сегодня я, учитывая ваше замечание, исправил свои предположения о способе передачи Богом Своих знаний ангелам.
Юрий Анников 2 12.06.2013 11:33 Заявить о нарушении
Посему Бога никто не вынуждал творить человека, никто не вынуждал Его творить и мир. Он это сделал по Своему желанию, а не по некоей необходимости. Ведь иначе получается, что Богу было одиноко, или Бог оказывается в зависимости от созданного Им мира. Мы не можем мыслить такими "человеческими" категориями и не можем говорить о том, что мир или человек нужен Богу для воплощения, излияния любви. Не нужен! Но...
Но это не значит, что Бог не может захотеть сотворить мир и человека такими, какими Ему угодно. Почему люди не летают как птицы, почему Земля круглая, а не плоская, почему именно такие физические законы этого мира? Бог так захотел, так установил. Почему не иные? Так Ему захотелось. У Него не было нужды как творить мир и человека вообще, так и творить мир, и человека именно такими.
Из акта свободного творения мира вытекает и свободный, никем не вынуждаемый и не необходимый акт творения человека. Бог захотел (а не был вынужден или принужден, и это не было вызвано необходимостью) сотворить человека по образу и подобию Своему. Зачем? Чтобы свободное и разумное существо (каким был создан человек), получив бытие, осознав себя, как существующее, смогло разделить бытие с Ним, чтобы пребывало с Ним и существовало. Блаженный Августин писал: "Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе".
Безусловно, Бог любит Свое творение и создал нас по Любви, ибо Бог есть Сама Любовь и не любить не может. Человеку же были даны (до грехопадения) некоторые установки: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле"(Книга Бытие 1:28). Однако не только эти цели были поставлены перед человеком, еще были поставлены задачи в раю: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Книга Бытие 2:15-17). Были даны, таким образом, положительные заповеди: возделывать и хранить рай, и одна "отрицательная" - не есть с древа познания.
Человек с определенной точки зрения тоже должен был стать богом. Он был создан царем над всей землей, создан для размножения по ней, возделывания и хранения рая. И таким образом, жить с Богом, в созданном для человека месте. Если же мы под древом подразумеваем некие способы познания, то можно предположить, что и "возделывание", и "хранение" тоже суть способы познания мира и Бога - умножение и сохранение знаний, познание всего существующего. Хотя можно предположить и то, что человек был создан для фермерства и селекции :)
Это мои такие мысли. Если вам интересно это в догматическом богословском плане, могу предложить прочесть главу из книги В.Н. Лосского "Догматическое богословие" - "Христианская антропология" (есть в Интернете, например, на сайте azbyka.ru).
Ал Захаров 12.06.2013 13:07 Заявить о нарушении
И вдруг, осенило: наверно, перечисленные выше достоинства – необходимы, мало того, были бы и достаточны… при наличии ПРОСТОТЫ. Именно простота рождает законченность и становится ЧАСТЬЮ совершенства, воплощённого в формуле «ВСЁ во ВСЁМ».
Планка слишком высокая? Да, пожалуй! Но Бог предоставляет всем живущим людям достигать её, вслушиваясь в аргументы ЕСТЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ нашей Жизни.
На этом я пока заканчиваю наше общение. Для меня оно было очень полезным.
С уважением,
Юрий Анников 2 13.06.2013 09:16 Заявить о нарушении