Алексей Чурбанов. Зачем? По р-зу А. Ермолаева
Алексей Чурбанов. Рецензия на произведение Андрея Алексеевича Ермолаева, «Буханка черного хлеба!», http://www.proza.ru/2010/02/25/1230
Чем хороши размещенные на сайте маленькие рассказы и новеллы, так это тем, что их удобно и не обременительно читать. Это касается и новеллы «Буханка черного хлеба».
Процесс принятия решения о прочтении этого произведения у меня был следующий:
1. Увидел название «Буханка черного хлеба» – традиционное, спокойное, намекающее на ненаступательность, сентиментальность текста (вспоминаются «деревенщики» и всё такое). Словом, меня, пятидесятитрехлетнего мужика, название не отвратило, наоборот, привлекло, и я открыл текст.
2. Кошу взгляд на правый ползунок и с радостью вижу, что он длинный, значит рассказ по объёму невелик. Ну что ж, тогда можно читать первые две строчки.
3. Ничего такие строчки… Незловредные… Сам жил в коммунальной квартире… Решение принято: читаю до конца.
Дочитал! Были, конечно, «зазубрины», но дочитал до конца, и это в плюс автору. Хотя, ещё пяток абзацев в том же духе, и не выдержал бы: бросил. А если бы эти дополнительные абзацы развили интригу? Ну, об этом можно было бы только мечтать…
Когда закончил чтение, подумал, что на это произведение я мог бы написать рецензию. А то смотрю-смотрю сессии, и всё размещённое в них не вдохновляет на критику. Не задевает. «Буханка черного хлеба» не то, чтобы задела, а была принята мною как должное: крепкий текст, знакомая ситуация, личная боль за нас, русских, которые всегда «на грани», будь то во взаимоотношениях с близкими, или с самими собой. Иногда мы эту грань переходим, но автор не позволил этого своим героиням, и правильно сделал, а то бы получился вариант телевизионной передачи «Чрезвычайное происшествие» с её унылой заданностью и повторяемостью сюжетов.
Художественное происшествие призвано воспитывать, не так ли? Убеждён, что подавляющее большинство авторов «Прозы.ру» не согласится с этим тезисом, и это будут авторы фэнтези, детективов, пятистрочных зарисовок и прочего бла-бла-бла (без обид, просто мы сейчас не о них). Произведения же в духе «критического реализма» (как рассматриваемая новелла) должны иметь миссию: это завещали нам Толстой и Чехов.
Какая миссия у данной новеллы? Да не обидится автор: никакой. Так, бытовая зарисовка получилась с некоторыми намёками на большее. Если этих намёков не замечать, то можно спросить: зачем автор это написал? Типа, чего он отвлекает занятых людей? И тщетно ждать ответа.
Но мы заметили намёки на нечто большее, которые проявляются в неравнодушии автора к ситуации и персонажам, в сопереживании им, а это передается читателю и наполняет текст дополнительным смыслом. Собственно, так и рождается литература. Эта новелла – зародыш литературы, который может развиться (в этом ли тексте, или в другом), а может и нет. Всё зависит от уважаемого автора и от того, как он ответит самому себе на вопрос: зачем?
Есть в тексте и очевидные огрехи – это не самое страшное, куда же нам, авторам, без них.
1. Правильно расставленные знаки препинания – это важно!
2. В какое время происходит событие? В советское время? В 90-е? Сейчас? Новелла такого рода должна «припечатать» не только типичные характеры и отношения, но и время. Подметить характерные детали времени, или отобразить его дух. Здесь дух устало советский (на то же намекает забытое слово «размен»), а жёсткость отношений вполне себе современная.
3. Мужиков, из-за которых весь сыр-бор, нет совсем. Нужно дать читателю почувствовать их – несколькими точными деталями.
4. Автор не довёл текст до кондиции (или не представил воочию своих персонажей), а потому допустил «умножение сущностей».
Вот две строки, идущие подряд:
- «Не успела она нарезать хлеб, как в помещение влетела растрепанная, темноволосая, нервная соседка»
- «Светка!- закричала вбежавшая, небольшого роста пухлая женщина средних лет»
Это разные женщины, или одна?
А вот и Светка раздвоилась:
- «Полная черноволосая женщина, оттолкнув от себя Светку, со злостью размахнулась и ударила ладонью, по лицу сидевшую перед ней блондинку».
У читателя возникает вопрос: господин автор, Вы свой текст прочитали? Вы посчитали, сколько их было всего на кухне, Ваших героинь?
Читатель нынче пошёл обидчивый: его на работе дрючат, чтобы был внимательный и аккуратный, и он (по наивности, конечно) ждёт того же от автора, произведение которого он соизволил прочитать. И всегда спрашивает: зачем, дядька, ты это написал? А действительно, зачем?
И ещё: при чём тут буханка чёрного хлеба со знаком восклицания?
Свидетельство о публикации №211011701138
Вопрос. Как бы потактичнее его задать... Я не читал других произведений господина Ермолаева, но предложенный текст, вот хоть приговорите меня к расстрелу через повешение с конфискацией, на сто процентов согласуется с канонами женской миниатюры на сайте. Добротной никакой миниатюры. А ля Игорь Федькин, только автор постарше. Соответственно и успех - аж двадцать рецензий. Вот в чем the question есть. Ну,имеющий уши...
В тексте нет никаких намеков. Ни на что. Такую историю, именно такими словами может рассказать на кухне бухнувшая пивка тетка лет сорока своей подружке. Какой, к черту, зародыш литературы? Какой фокал? Если б я до колик не боялся Бориса Бельского,который,вон - аж самого БК по стенке размазал, я б назвал ЭТО тем самым словом на букву "г". Нет, это не то, что вы подумали. Вторая буква в этом слове - "р".
Но, подружки - подружками, а язык, натурально, протокольный. Нет, это опять не то, что вы подумали. В смысле, язык - как в протоколе.Перечисления,перечисления...Фантазии - ноль, шаг от изложения фактов вправо, шаг влево - резкое падение в рейтинге. И никакое "БЛАГО-ДАРЮ" в ответах на рецензии не спасет.
Во всем согласен с господином Чурбановым,кроме наличия присутствия имения места (могучее влияние текста!) зародыша литературы. Зародыш,конечно,есть, но он - зародыш троешного сериала "Дать бы ему в мор..."
Поэтому, тоже задам вопрос - "зачем?". Только не господину Ермолаеву, а ОТ. Зачем брать для обсуждения такие тексты? Несметное количество подобного "г" (снова не то,что вы подумали,см.выше) обсуждается вне серьезного проекта в голубых далях сайта, где ночной зефир струит эфир.
Профессор, при всем моем к Вам огромном уважении...!!!
Радостей (С) господину Ермолаеву кухонно - пятиэтажных!
С бухан..., черт, с уважением - Сергей Смирнов.
Сергей Сергеевич Смирнов 2 18.01.2011 19:09 Заявить о нарушении
С уважением - Сергей Смирнов
Сергей Сергеевич Смирнов 2 18.01.2011 19:32 Заявить о нарушении
И вообще, буханка-это образ в рассказе или метафора!? А может ГГ рассказа, т.е. главная героиня!?
Зоя Чепрасова 18.01.2011 21:25 Заявить о нарушении
С уважением - С.С.2
Сергей Сергеевич Смирнов 2 18.01.2011 21:31 Заявить о нарушении
Мне вот тут нужно было объяснить, зачем я все время хочу все сравнивать, и я задумался над примером текста, который не с чем сравнить, но не потому, что он такой оригинальный, а потому, что в нем вообще нет никаких литературных ассоциаций. И мне почти сразу вспомнился вот этот этюд про буханку. То есть, прочитать можно, но удовольствия - ноль, даже не смотря на наличие сюжета и образов:) А причина проста: это не литература:( Это пережеванная словесная каша (из жизни).
Сергей Сергеевич, мое уважение! Полностью согласен:)
PS. А вот слово "размазал" в вашем тексте я бы заменил на "вознамерился размазать", исключительно истины ради:)
Беспощадный Критик 19.01.2011 05:10 Заявить о нарушении
С уважением - С.С.
Сергей Сергеевич Смирнов 2 19.01.2011 11:59 Заявить о нарушении
С уважением - Сергей Смирнов.
Сергей Сергеевич Смирнов 2 19.01.2011 15:31 Заявить о нарушении
Так, Сергей Сергеевич, судя по неровностям текста, когда писал реплику на мою рецензию, непрерывно хохотал, утирая глаза и сморкаясь в платок.
Хотя что, вроде бы, смешного в том, что автор недостаточно мастеровит, сместил «фокал» и наделал ещё кучу глупостей, о которых упомянуто в дискуссии? Здесь к автору единственная претензия в том, что он выставил на всеобщее обозрение недоработанный текст. Все мы в той или иной мере страдаем этим пороком.
Что касается того, литература ли это или хотя бы её зародыш, то Сергей Сергеевич рассудил строго и сразу по Гамбургскому счёту: это «пережёванная словесная каша (из жизни)». А если и зародыш, то «троешного сериала "Дать бы ему в мор...". Ну, хоть так.
Я отметил неравнодушие автора, сопереживание своим персонажам, и именно это имел ввиду, говоря о «зародыше». Много произведений (и не только на «прозе.ру»), где этого нет и в помине. Я же считаю это важным в реалистической прозе (ИМХО).
В заключение, может быть Андрей Алексеевич откликнется и в дополнение к выражению благодарности, разъяснит, зачем он написал свою новеллу и что хотел сказать. Без шуток, интересно.
Алексей Чурбанов 19.01.2011 23:53 Заявить о нарушении
Я сильно подозреваю, что Вы и сами все понимаете, но, зачем-то делаете хорошую мину при плохой игре. Текст лишен каких-либо признаков литературного произведения и таковым не является, как не является литературным произведением школьное сочинение на вольную тему. Я мог бы по косточкам разобрать шедевр и обосновать свое смелое утверждение, но, жаль времени. Хотел бы спросить и у Вас - зачем? Зачем Вы взялись это рецензировать? Неинтересно, ведь.
С уважением - Сергей Смирнов.
Сергей Сергеевич Смирнов 2 20.01.2011 02:35 Заявить о нарушении
А попытка у Алексея, по-моему, была вполне честной: за то купил, за то и продавал. Что, конечно же, ничего не меняет: рассказ плохой, а рецензия слишком снисходительная. Но это ведь первый опыт на странице ОТ, и Алексей отстаивает свои позиции с завидной твердостью, так что о провале пока рано:)
Всем всего,
Беспощадный Критик 20.01.2011 09:48 Заявить о нарушении
Но надежду писателю оставить следует, как и рецензенту текста. Зародыш литературы, т.е. тема, есть.
Шведская семья! Разъезжаться не надо. Мужчины, коль уж, работать не хотят, будут по очереди нянчиться и водку пить. Женщинам придётся добывать, не покладая рук,пропитание. Отпадёт проблема использования конфорок, всё станет общим!
Зоя Чепрасова 20.01.2011 09:54 Заявить о нарушении
Тексты всякие важны, тексты всякие нужны. Я о критических.
Зоя Чепрасова 20.01.2011 09:58 Заявить о нарушении
Алексей Чурбанов 20.01.2011 10:38 Заявить о нарушении
Алексей Чурбанов 20.01.2011 11:33 Заявить о нарушении
Алексей Чурбанов 20.01.2011 12:15 Заявить о нарушении