Алексей Чурбанов. Зачем? По р-зу А. Ермолаева

(опыт положительной рецензии)

Алексей Чурбанов. Рецензия на произведение Андрея Алексеевича Ермолаева, «Буханка черного хлеба!», http://www.proza.ru/2010/02/25/1230

        Чем  хороши  размещенные на сайте маленькие рассказы и новеллы, так это тем, что их удобно и не обременительно читать. Это касается и новеллы «Буханка черного хлеба».

        Процесс принятия решения о прочтении этого произведения  у меня был следующий:

        1. Увидел название «Буханка черного хлеба» – традиционное, спокойное, намекающее на ненаступательность, сентиментальность текста (вспоминаются «деревенщики» и всё такое). Словом, меня, пятидесятитрехлетнего мужика, название не отвратило, наоборот, привлекло, и я открыл текст.

        2. Кошу взгляд на правый ползунок и с радостью вижу, что он длинный, значит рассказ по объёму невелик. Ну что ж, тогда можно читать первые две строчки.

        3. Ничего такие строчки… Незловредные… Сам жил в коммунальной квартире…  Решение принято: читаю до конца.

        Дочитал!  Были, конечно, «зазубрины», но дочитал до конца, и это в плюс автору. Хотя, ещё пяток абзацев в том же духе, и не выдержал бы: бросил. А если бы эти дополнительные абзацы развили интригу? Ну, об этом можно было бы только мечтать…

        Когда закончил чтение, подумал, что на это произведение я мог бы написать рецензию. А то смотрю-смотрю сессии, и всё размещённое в них не вдохновляет на критику. Не задевает. «Буханка черного хлеба» не то, чтобы задела, а была принята мною как должное:  крепкий текст, знакомая ситуация, личная боль за нас, русских, которые всегда «на грани», будь то во взаимоотношениях с близкими, или с самими собой. Иногда мы эту грань переходим, но автор не позволил этого своим героиням, и правильно сделал, а то бы получился вариант телевизионной передачи «Чрезвычайное происшествие» с её унылой заданностью и повторяемостью сюжетов.

        Художественное происшествие призвано воспитывать, не так ли? Убеждён, что подавляющее большинство авторов «Прозы.ру» не согласится с этим тезисом, и это будут авторы фэнтези, детективов, пятистрочных зарисовок и прочего бла-бла-бла (без обид, просто мы сейчас не о них). Произведения же в духе «критического  реализма» (как рассматриваемая новелла) должны иметь миссию: это завещали нам Толстой и Чехов.

        Какая миссия у данной новеллы? Да не обидится автор: никакой. Так, бытовая зарисовка получилась с некоторыми намёками на большее. Если этих намёков не замечать, то можно спросить: зачем автор это написал? Типа, чего он отвлекает занятых людей? И тщетно ждать ответа.

        Но мы заметили намёки на нечто большее, которые проявляются в неравнодушии автора к ситуации и персонажам, в сопереживании им, а это передается читателю и наполняет текст дополнительным смыслом. Собственно, так и рождается литература. Эта новелла – зародыш литературы, который может развиться (в этом ли тексте, или в другом), а может и нет. Всё зависит от уважаемого автора и от того, как он ответит самому себе на вопрос: зачем?

        Есть в тексте и очевидные огрехи – это не самое страшное, куда же нам, авторам, без них.

        1. Правильно расставленные знаки препинания – это важно!

        2. В какое время происходит событие? В советское время? В 90-е? Сейчас? Новелла такого рода должна «припечатать» не только типичные характеры и отношения, но и время. Подметить характерные детали времени, или отобразить его дух. Здесь дух устало советский (на то же намекает забытое слово «размен»), а жёсткость отношений вполне себе современная.

        3. Мужиков, из-за которых весь сыр-бор, нет совсем. Нужно дать читателю почувствовать их – несколькими точными деталями.

        4. Автор не довёл текст до кондиции (или не представил воочию своих персонажей), а потому допустил «умножение сущностей».

        Вот две строки, идущие подряд:
 - «Не успела она нарезать хлеб, как в помещение влетела растрепанная, темноволосая, нервная соседка»
- «Светка!- закричала вбежавшая, небольшого роста пухлая женщина средних лет»

        Это разные женщины, или одна?

        А вот и Светка раздвоилась:
- «Полная черноволосая женщина, оттолкнув от себя Светку, со злостью размахнулась и ударила ладонью, по лицу сидевшую перед ней блондинку».
 
        У читателя возникает вопрос: господин автор, Вы свой текст прочитали? Вы посчитали, сколько их было всего на кухне, Ваших героинь?

        Читатель нынче пошёл обидчивый: его на работе дрючат, чтобы был внимательный и аккуратный, и он (по наивности, конечно) ждёт того же от автора, произведение которого он соизволил прочитать. И всегда спрашивает: зачем, дядька, ты это написал? А действительно, зачем?

        И ещё: при чём тут буханка чёрного хлеба со знаком восклицания?


Рецензии
Текст господина Ермолаева поражает воображение. Я текст прочитал. Прочитав,захотел написать. Захотев написать, - стал думать, - а что написать? Отзыв - не пишется,потому что и так все ясно. Пародия - не слагается по той же причине. Остановился на рецензии к отзыву. Тоже не очень слагается, тут уж, не знаю, почему. Видите, сколько происходит процессов в организме читателя (а это еще не все процессы!) при чтении текста. А тут еще некорректный вопрос...
Вопрос. Как бы потактичнее его задать... Я не читал других произведений господина Ермолаева, но предложенный текст, вот хоть приговорите меня к расстрелу через повешение с конфискацией, на сто процентов согласуется с канонами женской миниатюры на сайте. Добротной никакой миниатюры. А ля Игорь Федькин, только автор постарше. Соответственно и успех - аж двадцать рецензий. Вот в чем the question есть. Ну,имеющий уши...
В тексте нет никаких намеков. Ни на что. Такую историю, именно такими словами может рассказать на кухне бухнувшая пивка тетка лет сорока своей подружке. Какой, к черту, зародыш литературы? Какой фокал? Если б я до колик не боялся Бориса Бельского,который,вон - аж самого БК по стенке размазал, я б назвал ЭТО тем самым словом на букву "г". Нет, это не то, что вы подумали. Вторая буква в этом слове - "р".
Но, подружки - подружками, а язык, натурально, протокольный. Нет, это опять не то, что вы подумали. В смысле, язык - как в протоколе.Перечисления,перечисления...Фантазии - ноль, шаг от изложения фактов вправо, шаг влево - резкое падение в рейтинге. И никакое "БЛАГО-ДАРЮ" в ответах на рецензии не спасет.
Во всем согласен с господином Чурбановым,кроме наличия присутствия имения места (могучее влияние текста!) зародыша литературы. Зародыш,конечно,есть, но он - зародыш троешного сериала "Дать бы ему в мор..."
Поэтому, тоже задам вопрос - "зачем?". Только не господину Ермолаеву, а ОТ. Зачем брать для обсуждения такие тексты? Несметное количество подобного "г" (снова не то,что вы подумали,см.выше) обсуждается вне серьезного проекта в голубых далях сайта, где ночной зефир струит эфир.
Профессор, при всем моем к Вам огромном уважении...!!!
Радостей (С) господину Ермолаеву кухонно - пятиэтажных!
С бухан..., черт, с уважением - Сергей Смирнов.

Сергей Сергеевич Смирнов 2   18.01.2011 19:09     Заявить о нарушении
Спасибо,Мята! Чего ж тут смешного? Женщина с буханкой... Грустно!
С уважением - Сергей Смирнов

Сергей Сергеевич Смирнов 2   18.01.2011 19:32   Заявить о нарушении
Я не могу представить, как героиня кромсала буханку!?
И вообще, буханка-это образ в рассказе или метафора!? А может ГГ рассказа, т.е. главная героиня!?

Зоя Чепрасова   18.01.2011 21:25   Заявить о нарушении
А что, Зоя, это - мысль! Мне как-то не удалось взглянуть на буханку как на ЛГ. Здорово!
С уважением - С.С.2

Сергей Сергеевич Смирнов 2   18.01.2011 21:31   Заявить о нарушении
Если ГГ - буханка, то это уже расчленёнка...

Аманда Глумская   18.01.2011 21:43   Заявить о нарушении
Все чаще совпадаю с Сергеем Сергеевичем:)

Мне вот тут нужно было объяснить, зачем я все время хочу все сравнивать, и я задумался над примером текста, который не с чем сравнить, но не потому, что он такой оригинальный, а потому, что в нем вообще нет никаких литературных ассоциаций. И мне почти сразу вспомнился вот этот этюд про буханку. То есть, прочитать можно, но удовольствия - ноль, даже не смотря на наличие сюжета и образов:) А причина проста: это не литература:( Это пережеванная словесная каша (из жизни).

Сергей Сергеевич, мое уважение! Полностью согласен:)

PS. А вот слово "размазал" в вашем тексте я бы заменил на "вознамерился размазать", исключительно истины ради:)

Беспощадный Критик   19.01.2011 05:10   Заявить о нарушении
Спасибо,БК, PS принимается.
С уважением - С.С.

Сергей Сергеевич Смирнов 2   19.01.2011 11:59   Заявить о нарушении
Андрей Алексеевич, насчет "ПОКРАСЬ В КРАСНЫЙ". Лучше использовать красную краску в зеленый горошек. У меня есть левая малярная кисть (с).
С уважением - Сергей Смирнов.

Сергей Сергеевич Смирнов 2   19.01.2011 15:31   Заявить о нарушении
Вынужден признать, что оценка коллегами отрецензированного мной произведения оказалась, мягко говоря, невысокой. А общая реакция – нервно насмешливая.
Так, Сергей Сергеевич, судя по неровностям текста, когда писал реплику на мою рецензию, непрерывно хохотал, утирая глаза и сморкаясь в платок.
Хотя что, вроде бы, смешного в том, что автор недостаточно мастеровит, сместил «фокал» и наделал ещё кучу глупостей, о которых упомянуто в дискуссии? Здесь к автору единственная претензия в том, что он выставил на всеобщее обозрение недоработанный текст. Все мы в той или иной мере страдаем этим пороком.
Что касается того, литература ли это или хотя бы её зародыш, то Сергей Сергеевич рассудил строго и сразу по Гамбургскому счёту: это «пережёванная словесная каша (из жизни)». А если и зародыш, то «троешного сериала "Дать бы ему в мор...". Ну, хоть так.
Я отметил неравнодушие автора, сопереживание своим персонажам, и именно это имел ввиду, говоря о «зародыше». Много произведений (и не только на «прозе.ру»), где этого нет и в помине. Я же считаю это важным в реалистической прозе (ИМХО).
В заключение, может быть Андрей Алексеевич откликнется и в дополнение к выражению благодарности, разъяснит, зачем он написал свою новеллу и что хотел сказать. Без шуток, интересно.

Алексей Чурбанов   19.01.2011 23:53   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей, Вы, все-таки, рецензировали произведение, значит, не раз его перечитывали и вдумывались в смысл.Ну, я еще могу понять вопрос - "зачем написал", а вот что хотел сказать автор, мне думается, Вы, как рецензент, должны,хотя бы, догадываться и в рецензии донести это до читателя. Уж если отрецензировали.
Я сильно подозреваю, что Вы и сами все понимаете, но, зачем-то делаете хорошую мину при плохой игре. Текст лишен каких-либо признаков литературного произведения и таковым не является, как не является литературным произведением школьное сочинение на вольную тему. Я мог бы по косточкам разобрать шедевр и обосновать свое смелое утверждение, но, жаль времени. Хотел бы спросить и у Вас - зачем? Зачем Вы взялись это рецензировать? Неинтересно, ведь.
С уважением - Сергей Смирнов.

Сергей Сергеевич Смирнов 2   20.01.2011 02:35   Заявить о нарушении
Мята, после ваших слов хочется встать на защиту Алексея, хочется сказать, что писать положительные рецензии на (особенно, плохие) тексты гораздо сложнее, чем отрицательные, но не буду. Просто отмечу, что опыт не столько провалился. сколько не нашел отклика у более строгих судий.

А попытка у Алексея, по-моему, была вполне честной: за то купил, за то и продавал. Что, конечно же, ничего не меняет: рассказ плохой, а рецензия слишком снисходительная. Но это ведь первый опыт на странице ОТ, и Алексей отстаивает свои позиции с завидной твердостью, так что о провале пока рано:)

Всем всего,

Беспощадный Критик   20.01.2011 09:48   Заявить о нарушении
Сергей Сергеевич, Вы правы, ой, как правы!
Но надежду писателю оставить следует, как и рецензенту текста. Зародыш литературы, т.е. тема, есть.
Шведская семья! Разъезжаться не надо. Мужчины, коль уж, работать не хотят, будут по очереди нянчиться и водку пить. Женщинам придётся добывать, не покладая рук,пропитание. Отпадёт проблема использования конфорок, всё станет общим!

Зоя Чепрасова   20.01.2011 09:54   Заявить о нарушении
Если без шуток, то присоединюсь к мнению Андрея (БК).
Тексты всякие важны, тексты всякие нужны. Я о критических.

Зоя Чепрасова   20.01.2011 09:58   Заявить о нарушении
Спасибо за комментарии к моим скромным критическим опытам. Но я действительно не нашёл другого произведения для рецензирования, по крайней мере в сессиях 7 и 8. Они пролетали мимом меня, не оставляя ни одной эмоции, ни одной зацепки. А это оставило зацепку. Так что никакой хорошей мины при плохой игре. Всё честно.

Алексей Чурбанов   20.01.2011 10:38   Заявить о нарушении
Мята, Вы вообще допускаете, что бывают люди со вкусами и оценками, отличными от Ваших, и что эти люди "не строят хорошую мину при плохой игре"? Я ведь не сказал, что "Олимпийцы" - плохое произведение. Это не моё произведение.

Алексей Чурбанов   20.01.2011 11:33   Заявить о нарушении
Ну, ладно, Мята. Думайте, что хотите. Я отмечал в одной из дискуссий, что рецензенты и участники обсуждений, к сожалению, допускают уничижительные оценки произведений и их авторов как бы походя, в праздной междусобойной болтовне, открытой для всеобщего обозрения. Так, будто автора и нет, будто он не читает их посты. Такова частично и наша теперешняя дискуссия. Предлагаю закрыть тему, так как мнения высказаны, и автор вправе принять их или отвергнуть. С уважением, Алексей

Алексей Чурбанов   20.01.2011 12:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.