Этот злобный Чёрный Квадрат...

Вверху: Казимир Малевич. «Бабы в церкви» 1911. Красный квадрат 1915. Чёрный квадрат на белом фоне 1915.

___________

    Поводом для написания этого текста стал очерк Лады Григорьевой "Загадочный успех "Чёрного квадрата", опубликованный в петербургском альманахе "Мост"25/2010. Я человек добрый, мирный, но, увы, в некоторых областях дел и знаний я свирепый специалист. И потому терплю самые невероятные мировоззренческие эскапады до тех пор, пока они самонадеянно не вторгаются в чужие профессиональные области. Тут уж приходится быть сердитым.
    Опус Татьяны Толстой "Квадрат" можно запросто прочитать, к примеру, здесь: https://dictionnaire.narod.ru/square.htm. Не знаю, стоит ли это делать: всё главное оттуда Л. Григорьева процитировала у себя. А вот просто ли найти в сети эту вещь Григорьевой, не уверен. Не уверен, – и потому помещаю её статью в качестве приложения здесь же, внизу.
    Интересно, что написанное мной вызвало к жизни заметки, написанные главным редактором издательства "Век Искусства" Александром Титовым. Сейчас они исчезли вместе с авторской страницей с портала "Проза ру", а жаль, разговор был интересный. Впрочем, у меня есть возможность восстановить и эти строки. Мой ответ ему тоже присутствует здесь.

    Вся дискуссия, таким образом, выглядит так.
    На этой странице:
    1/ Лада Григорьева (Санкт-Петербург). Загадочный успех "Чёрного квадрата"
(см. "Приложение" внизу).
    2/ Григорий Лыков (Владивосток). Этот злобный Чёрный квадрат...
   
    Продолжение (http://proza.ru/2011/01/26/856):
    3/ Александр Титов (Рязань, Санкт-Петербург). Чёрный квадрат Малевича (см. "Приложение" внизу на странице).
    4/ Григорий Лыков (Владивосток). Русский авангард. Справа рядом с нулём.
_____________
 


Григорий Лыков (Владивосток)
Этот злобный Чёрный Квадрат...


– Вынул из сердца Бога и поселил в нем мерзкую черноту
(из расхожих суждений о Малевиче).
– Одно из самых страшных событий в искусстве
(Т.Н. Толстая).


В статье «Квадрат», посвященной Малевичу, Татьяна Толстая писала: «Разговор о Боге очень прост. Если ты хочешь, чтобы Бог был – он есть. Если не хочешь – нет». Эта чёткая формула свободы никак не может прижиться в России. Потому, верно, что Бог у нас добрый, и мы тоже слишком добрые – мы рады одарить нашим Богом любого, хочет он того или нет. И не будет слаще обиды и гнева для нас – «Ах, ты мира Божьего нашего не принимаешь?..» – впрочем, подробно о том читайте у Достоевского.

Иногда я думаю, что такого беззащитного Бога – которого может обидеть даже художник – в России придумали искусствоведы. Придумали от безысходной дремучести огромных периферий русской художественной культуры. Очень удобно, когда нет профессионального языка и знаний, свести разговор к идеологии: светлое-тёмное, доброе-злое, «чистые»-«нечистые».
Я давно не перечитывал «Квадрат» Толстой. Вот, открыл, благодаря заметке Лады Григорьевой. Посмеялся. Это очень смешно – читать в XXI веке: «десакрализация и дегуманизация – одно и то же». Нет, Малевич был прав – русского Бога выдумали, похоже, русские женщины…

И это собственно всё о богах и идеях.
А дальше речь о Казимире Малевиче, повесившем в 1915 году в «красный» угол вместо иконы черно-белое живописное полотно. Повесившем не в церкви, а на петроградской художественной выставке футуристов – в том «храме», где и должно главенствовать явлениям художественным. «Мы идем к супрематии каждого искусства (supremasija /польск./ – превосходство). Мы идем к осознанию первенства его элементарных форм: пространства – в архитектуре, объема – в скульптуре, цвета и света – в живописи, слова – в поэзии».

Надо ли говорить, почему в начале прошлого века искусство перестало гладить обывателя по голове и отвернулось от него к своим собственным вопросам, которых накопилось множество? «Глубокий кризис, потрясение тысячелетних основ», – писал Бердяев. «Уже не может выдержать старая форма нового смысла жизни», «Наш век нельзя заковать в кафтан Алексея Михайловича», – Малевич в своих утверждениях не один и далеко не первый. В 1915-м художественному миру уже известна экспрессивная, пульсирующая живопись Ван Гога, круговорот земли и воздуха, людей, деревьев, цветов и солнечного света. (О нем, кстати, великолепно писал Малевич в Витебске в книге «О новых системах в искусстве».) Уже работают группа «Синий всадник», Мунк, Кандинский, Филонов. В Италии написаны первые манифесты футуристов – Маринетти, Боччони, Сант-Элиа. В Париже Модильяни и Бранкузи обращаются в скульптуре и в живописи к пра-символике, предшествующей всем другим символам человечества: удлиненные осевые формы (фаллос), шар и эллипс (солнце). Появляется странная музыка Скрябина. И скоро возникнет не менее странная архитектура.

В 1910 году тонкий и наблюдательный Василий Кандинский вглядывался в линии, пятна, геометрические фигуры и краски, формулировал их непосредственное «звучание» для глаза. Кандинскому предстояло стать автором необыкновенно сложной беспредметной живописи, построенной на идеях музыкального контрапункта, близкой по воздействию к симфониям Малера и Шостаковича.
Малевич выбрал противоположный путь: минимализации художественных средств. Геометрия в его работах проста: круги, прямоугольники, трапеции, эллипсы, кресты. Главная фигура – квадрат, в нем он видел особую значительность. Красный – сигнал революции, белый – чистое действие. Чёрный – знак экономии, последняя главнейшая плоскость на линии искусства, выводящая за его орбиту. Не все знают, кстати, что живописных квадратов у Малевича несколько. Есть красный квадрат. Есть белый на белом. Да и работа, выставленная в 1915 году, полностью называется «Чёрный квадрат на белом фоне». Белое поле занимает в ней примерно треть площади всего полотна. Это не «чёрная» живопись. Это диалог двух красок – чёрной и белой. Деталь: с Малевичем о диалоге довелось говорить в Витебске М.М. Бахтину. И где-то – не помню уже – тот вскользь поминал влияние Малевича на свои собственные идеи диалогизма в искусстве.

«Я освобождаю искусство от нехудожественных элементов». «Я вывожу форму и цвет за нуль, в некое иное измерение». Тональность заявлений Малевича меняется по мере развития его супрематических идей. Он пытается осмыслить свое открытие. За живописным нулем нет живописи. Стремясь оставить в искусстве только сущность, Малевич вышел за его орбиту и сам мучительно хотел понять – куда.

Итак, это уже не живопись. Но что же? «Живые миры, готовые улететь в пространство»? Отголоски разных художественных, научных, философских идей того стремительного времени сливаются у Малевича в прихотливую –  эклектика, романтика, – теорию искусства. Выход – есть. В архитектуру, в реальную жизнь! Во времена ГИНХУКа он стал делать вместе с учениками трехмерные композиции – архитектоны. Он называл их концентратами нового стиля. Спорил с конструктивистами: построение формы «от функции» – прагматично, узко. Восхищался спиральной башней Татлина. А еще раньше, в Москве, звал к себе в мастерские ткачей и металлистов; хотел проверять на практике жизненность художественного метода.

В 20-х, уже стараясь избегать эпатажа, Малевич сдержанней формулирует свои художественные открытия. Супрематизм – конец и начало, искусство обнаженных ощущений, отказавшееся от изображения видимой формы, внешнего. Внешнее (в человеке – лицо) – это маска, завеса, прячущая энергетическую сущность мира. Зажигаясь опять от своих идей, Малевич пишет «крестьян» 1929-1932 гг. Стилизованные фигуры с цветным пятном вместо лиц написаны локальными, яркими, праздничными красками. В искусствоведении только ленивый не вспоминал фразу о «Квадрате» как «голой иконе» из полемики Бенуа с Малевичем. Если называть иконой изображение существенных оснований предмета, то крестьяне конца 20-х – действительные иконы супрематизма. Это мощное высказывание на тему человека во вселенной – и последнее. В 1930 году Малевич был арестован, правда, ненадолго. В 1932-м писал об ощущении пустоты. В 1935 умер.

И это собственно всё о Малевиче Казимире Севериновиче.
Скандалы вокруг его живописи возникли уже по большей части в конце ХХ века. Когда стало можно открыто спорить на тему и модно обвинять искусство русского авангарда в «бездуховности».

А теперь еще слово о русских женщинах.
Что мне сказать Ладе Григорьевой? Что с интересом читаю ее статьи в журнале «Мост», что отношусь к ней с уважением. А поспешен в суждениях бывает, наверное, каждый? Я не судья ей.
Толстой Татьяне Никитичне сказать мне решительно нечего; она не читает сетевых авторов, называет всех графоманами (сам слышал, за слова отвечаю).
Единственно…
я вот подумал: 
Выстукивая на клавишах: «Квадратный нуль Малевича – одно из самых страшных событий в искусстве», не дрогнул литературный пальчик, не набежала на ясное чело хотя бы легкая тень?
Искусство не бывает страшным. Искусство – весело или грустно, понятно или не понятно, далеко или близко. Возле искусства ты всегда в области свободы. Хочешь, чтобы Бог был, – он есть. Нет, – значит, нет.
Страшное в 1915 году – это танки на Сомме, это газовая атака под Ипром, это то, что из самолётов научились попадать бомбой в дом. Страшное – это болезнь и смерть близких, а не упавшая и расколовшаяся надвое икона.
И это собственно всё.

P.S.
А еще, наверно, открытием для таких искусствоведов станет факт, что Малевич свои чёрные плоскости никогда не писал одной чёрной краской («густо замалевал черным цветом» – Т. Толстая). Чтобы чёрный звучал, чтоб был мощный, праздничный контраст по отношению к белому полю, Малевич щедро мешал с сажей синий кобальт, краплак. Да и белый у него не белым написан; он богат, с оттенками зеленого, розового.
Всё же был он художник, а не маляр, каким рисует его в очерке «Квадрат» модная современная писательница.


15-16 января 2011

_______________


ПРИЛОЖЕНИЕ.


Лада Григорьева (Санкт-Петербург)
Загадочный успех «Чёрного квадрата»

 
«В 1913 году взял Казимир Малевич небольшой холст – 79,5*79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал чёрным цветом, – рассуждает Т. Толстая и недоумевает: – Эту несложную работу мог выполнить любой ребёнок, мог бы и душевнобольной – да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у неё были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время в нужном месте». Успех этой примитивной и неоригинальной работы (подобное уже рисовали до Малевича) окутан тайной. Почему именно эта геометрическая фигура, терпеливо зачернённая художником, признана его лучшей работой, имеет статус памятника государственного значения и стоит около двадцати миллионов долларов? Искусствоведы, рассуждая о «Чёрном квадрате», пускаются к такие мудрствования, что возникает сомнение – понимают ли они сами, что пишут?

Например, у Сарабьянова можно прочесть: «… (квадрат) концентрирует в себе бесконечное мировое пространство, несёт выражение «всего» в непроницаемой чёрной поверхности». На что Я. Ушаков замечает: «Вообще, все ужимки и прыжки вокруг «Чёрного квадрата» напоминают массовый психоз, когда люди, чтобы не показаться необразованными, придумывают массу красивых слов, дабы никто не сомневался, что они-то поняли: эта картина истинный шедевр. Вспомните Г.Х. Андерсена и его «Платье короля».

Один из первых, кого насторожил «Чёрный квадрат», был А. Бенуа: «Это не простая штука, – предупреждал он, – не просто вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведёт всех к гибели».

Факт размещения Малевичем на выставке 1915 года «Чёрного квадрата» на месте, где положено вешать иконы, в углу под потолком, – один из самых известных в его биографии. Малевич отрицает возможность случайного совпадения, назвав картину «иконой нашего времени». Но точнее было бы – антииконой. «Вместо иконы, – указывает Т. Толстая, – то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь – мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма». Именно так – «Вечная Тьма» назвал свой «чёрный квадрат» ещё в 1617 году Роберт Флуд. Знал ли о нём Малевич? Да, и не скрывал этого. В своём автопортрете он придал себе черты гуру, очень похожего на Флуда. Таким образом указал на свою связь с тайным братством розенкрейцеров, в основе учения которых лежит синтез еврейской и восточной каббалы. Не новые взгляды, а древние идеи, враждебные христианству, проповедовал Малевич. Они оказались востребованы – Малевич стал главой ГИНХУКа. По счастью, на короткий период  наступали будни великих строек – дух разрушения стал мешать власти.

Но история «чёрного квадрата» уходит своими корнями ещё дальше. В «Кицур Шулхан Арух» сказано: «По установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат, размером локоть на локоть (48*48 сантиметров), чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном храме».

Малевич выполнил свой «квадрат» в соответствии с указанными размерами. Сходство картины с иудейским символом во многом может объяснить её невероятную популярность, но не является основанием считать Малевича иудеем. Малевич – сектант, одержимый созданием собственной веры. Его доклады об искусстве имеют религиозные названия: «Бог не скинут». Он отрицает Бога Ветхого и Нового Заветов.
«Имя тебе Казимир. Ты глядишь, как меркнет солнце спасения твоего, – с пониманием писал Хармс. – Чёрное солнце вместо привычного дарующего жизнь Светила – этот образ зловещей нитью проходит сквозь всё творчество Малевича. Он обдуманно закрывает завесой «Чёрного квадрата» солнце веры в Единого Бога и восклицает:

– Если религия познала бога – познала нуль.
– Человек, достигший совершенства, уходит в абсолют, освобождается от познаний… ибо абсолют – это бог, свободный от всякого действия».

Для Малевича не существует деления на добро и зло, Бога и Дьявола. Его вселенная – поток безликих, безоценочных форм, в ней ничего не исчезает, а лишь видоизменяется. Нравственный закон – всего лишь человеческая выдумка, иллюзия восприятия. На самом деле всё равноправно и ведёт к одной, освобождённой от смыслов, цели.
 
Путь открыт, наверно, к раю
Всем, кто идёт путями зла.
А. Блок
 
Вновь слил я Свет и Тьму.
К. Бальмонт
 
Искушение создать свой мир, не имеющий основания в Воле Божьей, стало торжеством Дьявола Русского Модернизма, маскирующегося под абстрактные суждения, стремление к оригинальности. Последствия такого выбора до сих пор приносят страшные плоды. «Художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в чёрную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, чёрные ангелы, прагматичные и довольные, знающие почём земная слава и как захватить её». Сделка с Дьяволом принесла Малевичу мировую известность. «Чёрный квадрат» признан лучшей его картиной, чтобы отрицающим любовь оком сжигать людские души, пронзая их из лучших каталогов, захватывая в музеях, на выставках. «Чёрный квадрат» обольщает, заманивает, ослепляет, понуждая славить его. Постепенно он проникает в суть смотрящего, заставляя отречься от всего, что дорого, от близких людей, основ мировоззрения, веры, чтобы увести в пустоту, в разрушение, в ноль.

2010 г.
_______________

Вторая часть дискуссии здесь: http://proza.ru/2011/01/26/856


Рецензии
показывали по ящику: Малевич написал по-моему 6 "Черных квадратов". Написал как копии. И только один - первый имел действие на зрителя. Это было определено опытным путем. Воздействие незаурядного художественного творения. Как это работает, никто не знает. То ли от него исходит особенная энергетика, то ли просто мистика...

Александр Смоликов   02.02.2023 17:21     Заявить о нарушении
Да почему бы и нет. Басни тоже вид искусства.

Григорий Лыков   03.02.2023 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.