Этот злобный Чёрный Квадрат...

Иллюстрация: Казимир Малевич. «Крестьянки в церкви».



– Вынул из сердца Бога и поселил в нем мерзкую черноту
(из расхожих суждений о Малевиче).
– Одно из самых страшных событий в искусстве
(Т.Н. Толстая).


В статье «Квадрат», посвященной Малевичу, Татьяна Толстая писала: «Разговор о Боге очень прост. Если ты хочешь, чтобы Бог был – он есть. Если не хочешь – нет». Эта чёткая формула свободы никак не может прижиться в России. Потому, верно, что Бог у нас добрый, и мы тоже слишком добрые – мы рады одарить нашим Богом любого, хочет он того или нет. И не будет слаще обиды и гнева для нас – «Ах, ты мира Божьего нашего не принимаешь?..» – впрочем, подробно о том читайте у Достоевского.

Иногда я думаю, что такого беззащитного Бога – которого может обидеть даже художник – в России придумали искусствоведы. Придумали от безысходной дремучести огромных периферий русской художественной культуры. Очень удобно, когда нет профессионального языка и знаний, свести разговор к идеологии: светлое-тёмное, доброе-злое, «чистые»-«нечистые».
Я давно не перечитывал «Квадрат» Толстой. Вот, открыл, благодаря заметке Лады Григорьевой. Посмеялся. Это очень смешно – читать в XXI веке: «десакрализация и дегуманизация – одно и то же». Нет, Малевич был прав – русского Бога выдумали, похоже, русские женщины…

И это собственно всё о богах и идеях.
А дальше речь о Казимире Малевиче, повесившем в 1915 году в «красный» угол вместо иконы черно-белое живописное полотно. Повесившем не в церкви, а на петроградской художественной выставке футуристов – в том «храме», где и должно главенствовать явлениям художественным. «Мы идем к супрематии каждого искусства (supremasija /польск./ – превосходство). Мы идем к осознанию первенства его элементарных форм: пространства – в архитектуре, объема – в скульптуре, цвета и света – в живописи, слова – в поэзии».

Надо ли говорить, почему в начале прошлого века искусство перестало гладить обывателя по голове и отвернулось от него к своим собственным вопросам, которых накопилось множество? «Глубокий кризис, потрясение тысячелетних основ», – писал Бердяев. «Уже не может выдержать старая форма нового смысла жизни», «Наш век нельзя заковать в кафтан Алексея Михайловича», – Малевич в своих утверждениях не один и далеко не первый. В 1915-м художественному миру уже известна экспрессивная, пульсирующая живопись Ван Гога, круговорот земли и воздуха, людей, деревьев, цветов и солнечного света. (О нем, кстати, великолепно писал Малевич в Витебске в книге «О новых системах в искусстве».) Уже работают группа «Синий всадник», Мунк, Кандинский, Филонов. В Италии написаны первые манифесты футуристов – Маринетти, Боччони, Сант-Элиа. В Париже Модильяни и Бранкузи обращаются в скульптуре и в живописи к пра-символике, предшествующей всем другим символам человечества: удлиненные осевые формы (фаллос), шар и эллипс (солнце). Появляется странная музыка Скрябина. И скоро возникнет не менее странная архитектура.

В 1910 году тонкий и наблюдательный Василий Кандинский вглядывался в линии, пятна, геометрические фигуры и краски, формулировал их непосредственное «звучание» для глаза. Кандинскому предстояло стать автором необыкновенно сложной беспредметной живописи, построенной на идеях музыкального контрапункта, близкой по воздействию к симфониям Малера и Шостаковича.
Малевич выбрал противоположный путь: минимализации художественных средств. Геометрия в его работах проста: круги, прямоугольники, трапеции, эллипсы, кресты. Главная фигура – квадрат, в нем он видел особую значительность. Красный – сигнал революции, белый – чистое действие. Чёрный – знак экономии, последняя главнейшая плоскость на линии искусства, выводящая за его орбиту. Не все знают, кстати, что живописных квадратов у Малевича несколько. Есть красный квадрат. Есть белый на белом. Да и работа, выставленная в 1915 году, полностью называется «Чёрный квадрат на белом фоне». Белое поле занимает в ней примерно треть площади всего полотна. Это не «чёрная» живопись. Это диалог двух красок – чёрной и белой. Деталь: с Малевичем о диалоге довелось говорить в Витебске М.М. Бахтину. И где-то – не помню уже – тот вскользь поминал влияние Малевича на свои собственные идеи диалогизма в искусстве.

«Я освобождаю искусство от нехудожественных элементов». «Я вывожу форму и цвет за нуль, в некое иное измерение». Тональность заявлений Малевича меняется по мере развития его супрематических идей. Он пытается осмыслить свое открытие. За живописным нулем нет живописи. Стремясь оставить в искусстве только сущность, Малевич вышел за его орбиту и сам мучительно хотел понять – куда.

Итак, это уже не живопись. Но что же? «Живые миры, готовые улететь в пространство»? Отголоски разных художественных, научных, философских идей того стремительного времени сливаются у Малевича в прихотливую –  эклектика, романтика, – теорию искусства. Выход – есть. В архитектуру, в реальную жизнь! Во времена ГИНХУКа он стал делать вместе с учениками трехмерные композиции – архитектоны. Он называл их концентратами нового стиля. Спорил с конструктивистами: построение формы «от функции» – прагматично, узко. Восхищался спиральной башней Татлина. А еще раньше, в Москве, звал к себе в мастерские ткачей и металлистов; хотел проверять на практике жизненность художественного метода.

В 20-х, уже стараясь избегать эпатажа, Малевич сдержанней формулирует свои художественные открытия. Супрематизм – конец и начало, искусство обнаженных ощущений, отказавшееся от изображения видимой формы, внешнего. Внешнее (в человеке – лицо) – это маска, завеса, прячущая энергетическую сущность мира. Зажигаясь опять от своих идей, Малевич пишет «крестьян» 1929-1932 гг. Стилизованные фигуры с цветным пятном вместо лиц написаны локальными, яркими, праздничными красками. В искусствоведении только ленивый не вспоминал фразу о «Квадрате» как «голой иконе» из полемики Бенуа с Малевичем. Если называть иконой изображение существенных оснований предмета, то крестьяне конца 20-х – действительные иконы супрематизма. Это мощное высказывание на тему человека во вселенной – и последнее. В 1930 году Малевич был арестован, правда, ненадолго. В 1932-м писал об ощущении пустоты. В 1935 умер.

И это собственно всё о Малевиче Казимире Севериновиче.
Скандалы вокруг его живописи возникли уже по большей части в конце ХХ века. Когда стало можно открыто спорить на тему и модно обвинять искусство русского авангарда в «бездуховности».

А теперь еще слово о русских женщинах.
Что мне сказать Ладе Григорьевой? Что с интересом читаю ее статьи в журнале «Мост», что отношусь к ней с уважением. А поспешен в суждениях бывает, наверное, каждый? Я не судья ей.
Толстой Татьяне Никитичне сказать мне решительно нечего; она не читает сетевых авторов, называет всех графоманами (сам слышал, за слова отвечаю).
Единственно…
я вот подумал: 
Выстукивая на клавишах: «Квадратный нуль Малевича – одно из самых страшных событий в искусстве», не дрогнул литературный пальчик, не набежала на ясное чело хотя бы легкая тень?
Искусство не бывает страшным. Искусство – весело или грустно, понятно или не понятно, далеко или близко. Возле искусства ты всегда в области свободы. Хочешь, чтобы Бог был, – он есть. Нет, – значит, нет.
Страшное в 1915 году – это танки на Сомме, это газовая атака под Ипром, это то, что из самолётов научились попадать бомбой в дом. Страшное – это болезнь и смерть близких, а не упавшая и расколовшаяся надвое икона.
И это собственно всё.

P.S.
А еще, наверно, открытием для искусствоведов станет факт, что Малевич свои чёрные плоскости никогда не писал одной чёрной краской («густо замалевал черным цветом» – Т. Толстая). Чтобы чёрный звучал, чтоб был мощный, праздничный контраст по отношению к белому полю, Малевич щедро мешал с сажей синий кобальт, краплак. Да и белый у него не белым написан; он богат, с оттенками зеленого, розового.
Всё же был он художник, а не маляр, каким рисует его в очерке «Квадрат» модная современная писательница.


15-16 января 2011



Очерк Лады Григорьевой здесь: http://artage7.4sql.net/MOST/PLATSB1.HTM
(Слева в колонке выбрать "Мост. Том 25/2010" - открыть - справа в колонке выбрать "Галерея. Лада Григорьева"

Очерк Т. Толстой "Квадрат" здесь: ______
А здесь продолжение разговора:
"Век искусства" (С-Пб): http://proza.ru/2011/01/21/1548
И еще мой очерк: http://proza.ru/2011/01/26/856


Рецензии
показывали по ящику: Малевич написал по-моему 6 "Черных квадратов". Написал как копии. И только один - первый имел действие на зрителя. Это было определено опытным путем. Воздействие незаурядного художественного творения. Как это работает, никто не знает. То ли от него исходит особенная энергетика, то ли просто мистика...

Александр Смоликов   02.02.2023 17:21     Заявить о нарушении
Да почему бы и нет. Басни тоже вид искусства.

Григорий Лыков   03.02.2023 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.