Лобызаю десницу, создавшую тебя

С первых же дней служения Церкви св.прав. Иоанн Кронштадтский возымел попечение о бедных, болящих и скорбящих. Весть о молодом «необыкновенном» священнике быстро разнеслась по Кронштадту, а вскоре шагнула далеко за его пределы. Двор маленького домика, занимаемого о.Иоанном, стал наполняться народом — стекались недугующие, страждущие, труждающиеся, обремененные, нищие; приходили с семейными невзгодами, пьющие запоем, покинутые жёны… Всем была нужда до батюшки. И он никому не отказывал, шёл по первому зову к тяжко больным, ехал за сотни вёрст и всюду сеял любовь, надежду, веру. Обладал о.Иоанн и даром прозорливости. Об этом его даре наш сегодняшний рассказ, основанный на воспоминаниях пюхтицких сестёр о дорогом батюшке.
Батюшка очень любил природу, особенно цветы. Бывало, возьмёт в руку розу или пион, что расцветут в монастыре к его приезду, и поцелует цветок, говоря: «Лобызаю Десницу, создавшую тебя». Но более возлюбил о.Иоанн человеков, в каждом видя образ Христа.
Рассказывает настоятельница Пюхтицкого Успенского монастыря игумения Варвара: «Когда я пришла в монастырь в 1952 году, меня направили в келью к старице Ираиде (Сергеевой). Она рассказала мне, как батюшка Иоанн предсказал первой игумении м.Варваре строительство величавого пюхтицкого собора, открывшегося ему в видении: «Однажды, когда они возвращались с источника, батюшка поворачивается лицом туда, где сейчас стоит собор, и молвит: «Матушка Варвара, какой великолепный у вас на горе собор!» Матушка: «Да хорошо бы собор, да не на что, даже и речи не может быть». А батюшка, как бы не слыша её, повторил: «Посмотрите, какой величественный собор у вас на горе стоит!»
Воспоминания монахини Паисии (Наумовой): «Батюшка любил ходить на берёзовую горку. Встанет, бывало, на горке, посмотрит кругом и скажет: «Обитель эта будет стоять до Пришествия Господня, а вы, сёстры, не будете испытывать особенной нужды во всём». И правда, трудами рук своих мы обезпечиваем себя от начала существования монастыря, ведя своё хозяйство.
В юности я подвизалась в Иоанновском монастыре, и появилась у меня на шее опухоль. Однажды бегу по лестнице в храм, а навстречу игумения Ангелина с о.Иоанном. Матушка и говорит: «Дорогой батюшка! Помолитесь об Анастасии (так меня звали в рясофоре), она у нас заболела». — «Деточка, подними апостольник», — сказал Батюшка и троекратно перекрестил зоб со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». И я побежала на клирос, уже пели «Господи, воззвах», запела и почувствовала, что шея поворачивается, а дышать и петь так легко! Пощупала — шея гладкая, опухоли нет. В тот же день Батюшка благословил меня книжечкой, подписав: «Пюхтицкой монахине». Я тогда удивилась, но лета спустя, когда наш монастырь закрыли, я приехала в Пюхтицы.
В Иоанновском монастыре было правило: в определённые дни и часы недели нас могли навещать родные и знакомые. Вот как-то к одной из сестёр пришла знакомая молодая девушка. Сидит, беседует, а сама бледная, отвечает невпопад. Тут о.Иоанн приехал. Обрадовались мы, побежали встречать. А он поднимается по лестнице такой озабоченный, поравнялся с этой девушкой и говорит: «Из-за тебя ведь приехал, а уж торопился как! Сейчас молебен служить будем, а потом я с тобой поговорю. Никуда уходить не смей!» После молебна батюшка отвёл девушку в сторону и долго что-то говорил, а она страшно плакала. Потом батюшка повеселел, благословил её и уехал. А девушка рассказала, что был у неё жених, свадьбу уже назначили, но он увлёкся другой, а её бросил. Горевала она ужасно и решила под поезд броситься. Да зашла напоследок в монастырь. А о.Иоанн почувствовал её горе, приехал, побранил её и сказал, что скоро она замуж выйдет за хорошего человека, и детки у них будут. Так всё и вышло.
В Ярославской губернии, на ст.Ваулово, был скит, куда нас отправляли на год петь. Отец Иоанн наезжал туда летом, служил обедню, потом исцелял бесноватых. Однажды приехал архиерей Ярославский Тихон. Им подали два кресла, они сели. Вдруг батюшка встаёт и говорит: «Владыка, пересядьте на другое кресло. Ваше место — патриаршее». За семнадцать лет вперёд предсказал!
Как-то батюшка зашёл на игуменскую террасу и говорит начальнице м.Евпраксии: «Ставьте большой самовар, идут ко мне знаменитые гости — разложите приборы на пятнадцать человек, да сахару побольше и булок». Только всё приготовили, подходят к калитке пятнадцать нищих. Их батюшка угостил и дал каждому денег. А пришли-то они издалека, за десять вёрст».
Монахиня Арсения (Савельева), приехавшая в Пюхтицы после разорения Иоанновского монастыря: «Я узнала батюшку в тринадцатилетнем возрасте, он служил митрофорным протоиереем в Андреевском соборе Кронштадта. Я часто причащалась у него Святых Тайн и была всегда в Великий пост на общей исповеди. Однажды, придя в храм, стала проситься в обитель, так как у меня было сильное желание стать монахиней. Батюшка ответил: «Подожди годик, и я тебя возьму». Через год он взял меня в монастырь. Определили меня в рисовальный класс и на клирос петь первым голосом поставили. И такая на меня тягота от этого пения нашла, что сказать не могу. Как-то приехал к нам дорогой батюшка. Увидел меня, спрашивает: «Как, Евдокия, живёшь? Не скучаешь?» Я и говорю: «Хорошо, не скучно. А вот на клиросе до самой смерти петь не люблю». О.Иоанн пристально так на меня посмотрел и сказал: «В монастыре надо трудиться и без ропота нести послушание. А пение ты полюбишь, ещё октавой будешь петь». — «Что вы, батюшка, какая октава, у меня первый голос…» Осенью назначили нового регента. Послушал он всех клирошанок по отдельности и говорит мне: «Почему вас заставили первым голосом петь, у вас ведь бас!» С этими словами он задал мне тон, и я запела, да так легко и свободно! И начала я в басах петь, а потом у меня октава открылась, которую батюшка провидел».
Монахиня Параскева (Маслюкова): «Мой духовный наставник, старец Андрей, рассказывал, что юношей заболел ногами, с постели не мог встать. Врачи ничем не могли помочь. Жил он под Симбирском, но слышал, что в Кронштадте живёт батюшка, который бесов изгоняет, болезни исцеляет, расслабленных на ноги подымает. И взмолился Андрей в простоте сердца: «Батюшка Иоанн, если ты меня исцелишь, пешком приду благодарить тебя». На следующий день проснулся и почувствовал давно забытую крепость в ногах. Надел он шубу, валенки и, как обещал, пошёл батюшку благодарить… Трудная, дальняя была дорога. Шёл от церкви к церкви. Добрые люди помогали: кто приютит, кто накормит. Наконец — Кронштадт. На окраине города постучался он в дом, на ночлег. Хозяевам рассказал Андрей историю чудесного исцеления и что пришёл благодарить о.Иоанна, в ноги ему поклониться. Те порешили: наутро идти всем вместе в собор. А утром слышат — карета к дому подъехала, из неё выходит священник, доносятся слова: «О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся…» Вошёл о.Иоанн, поклонился образам и продолжал служить благодарственный молебен. Закончив, подошёл к Андрею, перекрестил, сел в карету — и уехал! Все были потрясены прозорливостью и глубоким смирением всероссийского молитвенника и чудотворца! Исцелённый юноша шёл поблагодарить батюшку, а он сам пришёл к нему и вознёс хвалу Творцу за безмерное и неизреченное милосердие Его».
И сегодня все, кто прибегает к дорогому батюшке с верою и молитвой слёзною, получают помощь скорую, чудесную.


Рецензии