Аксельрод-Ортодокс. Революционерка

В 1878 году Иван Сергеевич Тургенев присутствовал на нескольких политических судебных процессах в России. Под впечатлением суда над Верой Засулич, стрелявшей в жестокого градоначальника Трепова, Тургенев создал стихотворение в прозе, легендарный «Порог», воспевающий романтический образ  девушки-революционерки .

... Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью -
угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка...
Морозом дышит та непроглядная мгла, и вместе с леденящей струей
выносится из глубины здания медленный, глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог,- знаешь ли ты, что
тебя ожидает?
- Знаю,- отвечает девушка...

Стихотворение Тургенева не прошло цензуру и распространялось нелегально, вместе с прокламациями народовольцев, будоража сердца юных девушек по всей России. Начитавшись запрещенной литературы, Любовь Исааковна, она же Эске-Либе Ицковна, Аксельрод  в пятнадцать лет убежала из дома, чтобы стать революционеркой.

Она родилась в 1868 году в местечке Тунимовичи под Вильной, на территории нынешней Литвы. Аксельрод были ортодоксальными евреями среднего достатка, отец семейства служил раввином. Первые запрещенные журналы и газеты принесла из школы в дом Аксельродов младшая сестра, Ида. Оборвав связь со всеми родственниками, сестры ушли в подполье и вступили в организацию «Народная воля» в Полтаве.

…Выносится из глубины здания медленный, глухой голос.
Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто... никто не будет
даже знать, чью память почтить!

 Любовь Эстер сменила своё имя на псевдоним Ортодокс. Для неё это слово означало ортодоксальный, идеалистический подход к новой религии – к Марксизму. Юная революционерка вела пропаганду среди рабочих, призывая к насильственному свержению власти. Она активно печаталась в нелегальных изданиях. Её работы того времени отличает бодрый юношеский оптимизм и уверенность в необходимости изменения всего мироустройства любыми методами, включая террор. "Все великое, — писала Аксельрод, — совершили не те, которые отдаются мечте, а также не те, которые страдают от совершающегося в мире зла, а умеющие бороться"... Эта борьба понималась Аксельрод как борьба народа против самодержавия.

…И снова выносится из глубины здания медленный, глухой голос.

- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову.
- И на преступление готова...

Любовь Аксельрод поддерживала связь Народовольцев Вильны, Полтавы, а также других близлежащих населенных пунктов с единомышленниками в Москве и Петербурге. Она лично создавала новые революционные кружки в Харькове и Мелитополе. Вместе с сестрой, Аксельрод организовывают швейную мастерскую, по примеру героини романа Чернышевского «Что делать?»
В 1887 году активно готовилось покушение на императора Александра Третьего, организацией которого руководил старший брат Ленина, Александр Ульянов. Покушение планировалось совершить с особой жестокостью, уничтожив всю семью самодержца. На тот момент Аксельрод было всего девятнадцать лет, а её сестра Ида ещё не вышла из школьного возраста. Покушение на императора провалилось, народовольческая ячейка Вильны перестала существовать. Только чудом Любовь Аксельрод смогла убежать во Францию, а затем и в Швейцарию. Вскоре к ней присоединилась сестра Ида, сбежавшая из-под домашнего ареста. В Швейцарии девушки немедленно вступили в социал-демократическую партию. Благодаря незаурядным способностям, Любовь поступила в университет Берна и закончила его уже в степени доктора философии.
Занимаясь литературной критикой, Аксельрод рассматривала любое литературное произведение с точки зрения марксизма. В своих искусствоведческих статьях она выражается резко и безапелляционно. С точки зрения астрологии, Аксельрод была классическим примером человека, родившегося в год Дракона, её отличала прямота высказываний, желание идти напролом и фанатическая приверженность идее.  Она сурово оценивает труды знаменитых писателей. В критических статьях, посвященных творчеству Оскара Уайлда, она обвиняет писателя в неогедонизме и излишней индивидуальности. Но зато она высоко оценивает идею Оскара Уайлда о светлом социалистическом будущем.
Разбирая произведения Льва Толстого, Аксельрод называет классика слабым философом, хотя и признает его великим литератором. Именно за критический разбор произведений Толстого, Аксельрод и получила степень доктора философии. Она много пишет о раздвоенности сознания Толстого и о душевном разладе, пронизывающим всё его творчество. Аксельрод попыталась обнажить социальные корни произведений классика и обнаружить ту точку невозврата, где литературный гений сдаётся перед романтическими заблуждениями толстовского мировоззрения.
Наиболее резко Аксельрод относилась к новым течениям в литературе, к футуристам и символистам, обличая их идеи и проекты. "Клоунада, акробатика, грубый шарж, дикие, режущие зрение сочетания красок, полный алогизм, произвол, совершенно бессмысленная порнография" — так характеризует Аксельрод представителей авангарда.
Народное творчество Аксельрод причисляет к символизму и призывает быть осторожней с какими-либо символами в творчестве, чтобы не уйти от основных идеологических задач, поставленных Карлом Марксом.
Единственным верным направлением в искусстве Аксельрод считала реализм, отражающий окружающую действительность, но не протоколирующий её. Искусство не должно находиться на первом месте для творческого человека, поскольку по её мнению такой подход парализует художника. Аксельрод много рассуждает на тему, что такое красота. Любовь Исааковна приходит к выводу, что красота должна цениться, но не становиться в центр мироздания. При этом аксельрод призывает деятелей искусства к так называемым экстравагантным способам обращения к народным массам, дабы чувство красоты у народа не притуплялось.
Безапелляционный подход Аксельрод к литературе привлёк внимание общественности к её статьям и книгам. Литературные очерки Аксельрод приобрели популярность, её литературные работы издавались во многих странах Европы, переводились на разные языки, французский, немецкий, датский. К 1906 году Любовь Аксельрод становится заметной личностью в европейской литературе.
Но… Интеллигент-одиночка – всегда отрицательный персонаж в критических статьях Аксельрод. Интеллигент-одиночка по мнению Аксельрод является символом декадентства и буржуазных пережитков. Сама она не может жить спокойной, размеренной жизнью в Швейцарии, ей нужна борьба и опасность. В эмиграции Аксельрод была активным членом марксистской группы «Освобождение труда» под руководством Плеханова, читала лекции, копировала революционные прокламации и сотрудничала с нелегальными изданиями «Искра» и «Заря». В те годы Любовь Аксельрод называли оруженосцем Плеханова, главы русского марксизма. Но и этого ей было мало.

...Голос не тотчас возобновил свои вопросы. Знаешь ли ты,- заговорил
он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь,
можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!

Благодаря амнистии 1906 года Любовь Аксельрод была заочно помилована императором Николаем Вторым и незамедлительно вернулась в Россию – бороться с самодержавием.
Любовь Аксельрод начала играть важную роль в партии меньшивиков, занялась профсоюзной деятельностью и получила известность, как знаток марксистской идеологии. В России основной идеей творчества Аксельрод становится борьба за чистоту идеалов и обличение так называемых отступников. Октябрьский переворот Любовь Аксельрод восприняла только как первый шаг к установлению марксистской идеалогии в России. Будучи убежденным меньшивиком, Аксельрод уезжает в Томск, демонстрируя лояльность большевикам и принятие их власти.  Большевики тем не менее видят в ней носителя чистой марксистской идеалогии и видят её в роли незаменимого теоретика. Интересно, что ей даже была позволена мягкая критика идей самого Владимира Ленина. Со временем Любовь Аксельрод занимает высокие посты в только что созданных образовательных учреждениях - Университете Красной профессуры, в Институте научной философии и многих других.  Любовь Аксельрод можно считать родоначальником печально известных университетских дисциплин советского времени, таких как исторический и диалектический материализм. В эти годы Аксельрод пишет особенно плодотворно, выходят в свет ее книги «Философские очерки», «Против течения», «Критика основ современной буржуазной идеологии» . Аксельрод продвигает идею о прогнившей сути буржуазии и о идеальной личности истинного марксиста, повышающего своим примером эстетический уровень народных масс. В новых своих произведениях Аксельрод вступает в открытую полемику со своими коллегами и зарабатывает себе немало идеологических врагов. Только фанатичная приверженность к идеалам спасла ее в годы репрессий, погубивших большинство меньшевиков после прихода к власти партии Ленина.
В 1917 году к Аксельрод возвращается из Европы сестра Ида, известный публицист, также всю жизнь отдавшая борьбе с самодержавием. В Швейцарии она была видным пропогандистом-лектором и издавала кроме литературоведческих произведений книги об истории русской революции и эссе о политических партиях в России. Но этой фанатичной марксистке не довелось пожить в новой России, Ида  скоропостижно скончалась сразу же по приезде. Любовь Аксельрод, с пятнадцати лет отказавшаяся от религии предков, неожиданно добилась разрешения похоронить сестру на еврейском кладбище с соответствующими обрядами. Этот факт позволил недоброжелателям обвинить Любовь Аксельрод в причастности к мировому сионизму, что со временем погубило её карьеру публициста и преподавателя марксизма. Ей приписали идею о сионистской философии истории, поскольку однажды, в своей статье, она согласилась с мыслью о еврейских истоках мировоззрения Спинозы. До 1925 года Любовь Аксельрод ревностно преподавала марксизм в университетах, пока однажды ей не припомнили высказывания, противоречащие советской идеологии. Аксельрод не вычеркнули из учебников и энциклопедий, но она почти лишилась возможности издаваться и преподавать. Любовь Исааковна занялась социологией литературы и углубилась в теорию. Пережив Великую отечественную войну, Любовь Аксельрод умерла в полном одиночестве и забвении.

...Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура!- проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - принеслось откуда-то в ответ.

Такими словами закончил Иван Сергеевич Тургенев стихотворение в прозе «Порог».
Сейчас книги Ортодокс-Аксельрод выпускаются крупными издательствами, ее произведения, как ни странно,  снова нашли своего читателя.


Рецензии
Замечательная статья, но никогда не понимала никаких революционеров как мужчин и тем более женщин. Неужели они действительно верили, что что-то можно изменить. Мне всегда казалось, что эти люди просто хотят власти и им всё равно, на какой крови...
"Аксельрод была классическим примером человека, родившегося в год Дракона, её отличала прямота высказываний, желание идти напролом и фанатическая приверженность идее", - Вы меня просто удивили! Неужели все кто родился в год Дракона такие. Никогда не замечала или надо просто очень постараться…. Ведь наш класс - это были сплошные Драконы и несколько Змей...
Привет с улыбкой от чёрного Дракона,

Ольга Гуськова   03.03.2011 21:12     Заявить о нарушении
Это был пробный сценарий, он не пойдет в эфир... Просто я начинаю "отбеливать" любой попадающийся мне исторический персонаж!!! Ничего не могу с собой поделать. Конечно, за Сталина, Берию и иже с ними я бы просто не взялся.

Роберт Тальсон   03.03.2011 21:17   Заявить о нарушении
Дорогой Роберт, если Вас не затруднит, то сообщите когда, как Вы сказали
"отбелите" свою статью. Обязательно её перечитаю.
У Вас большая сила воли, если Вы можете вернуться и переделать уже написанную статью. Мне нужно наверно несколько лет или хорошая сбучка со стороны (что тоже не очень эффективно. Как говориться вам надо, вы и переделывайте), чтоб что-то откорректировать.
С уважением и улыбкой,

Ольга Гуськова   03.03.2011 21:32   Заявить о нарушении
Так я постоянно готов улучшать, но если это не противоречит моим принципам.

Роберт Тальсон   03.03.2011 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.