Философия Ильина И. проблема очевидности и предмет

В книге, весьма известной среди занимающихся современной философией, на вопрос, поставленный в названии - «Что такое философия?», авторы ответили так: «Философия – искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты, … дисциплина, состоящая в творчестве концептов» . В числе философских идей И.А. Ильина понятие «очевидность» предстаёт как некий центр, который является концептуальной основой его философского творчества, и этот центральный концепт в его философском миропонимании не есть просто «очевидное знание», «вовсе не простое, будничное «считать за истину», что возникает без особой причины, существует временно и от которого равнодушно отказываются», а «свет, который идёт от самого предмета, охватывает и наполняет нас, овладевает нами; и человек должен прийти, через борьбу к этому предметному свету» .

 Таким образом, концептуальные понятия предметность и очевидность выступают базовыми основаниями философского учения Ильина, его гносеологических и онтологических идей, основой и условием существования философии как познавательной дисциплины вообще.

Проблему очевидности философского знания И.А. Ильин раскрывает, основываясь на традиционном для русской классической философии XIX-XX веков понимании идеи целостности человека вообще и целостного познания в частности, что в свою очередь коренится в христианской православной антропологии, основные элементы которой были сформулированы ещё отцами Церкви свт. Климентом Александрийским, бл. Августином Иппонийским, свт. Григорием Назианзиным, Богословом и др. В результате познавательного процесса, в котором принимает «весь человек» в своей целостности, он добивается непосредственного соприкосновения с истиной, человек в истине пребывает, он живёт в истине и по истине, - и именно это стояние в истине Ильин определяет как очевидность. И когда он употребляет термин очевидность, то говорит не об «очевидности вообще», а о «творческой способности в которой растворяется вся душа»  и использует его как понятие философской теории познания.

Рассмотрение понятия «очевидности» непосредственно связано с предметом философии. Точка зрения, которая основывается на утверждении отрицания особого предмета философии, заменяет понятие предмета понятием содержания философии. «В отличие от учёного-естествоиспытателя, стремящегося к познанию материального мира, - утверждает современник И.А. Ильина испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, - философ не знает каков предмет философии» . В этом случае считается, что применительно к философии более правильно было бы говорить о содержании, а не о предмете. Однако подобное понимание философского знания как беспредметного содержания вольно или невольно отрицает философию как специфическую область деятельности человеческого разума и переводит философию, как имеющую в своей сущности «внутренний порок неосуществимости», в область пустословия, бессмысленной манипуляции понятиями и суждениями. Отрицание особого предмета философии служит для отвержения очевидности и целостности как основания философского познания, а значит отчуждения философии от жизни. Тем не менее, предмет философии есть весь мир в его целостной реальности, а философия это разумный способ его объяснения, ведь «философия не только не чужда жизни, но связана с нею как со своим источником и предметом» .

Созерцание предмета даёт философу приобретение предметного опыта, как основу всякого знания, ибо вне предметного опыта невозможно никакое знание. Но говоря об опыте, Ильин И.А. подчёркивает, что «не всякий опыт есть чувственный опыт» . Именно в этом построении вновь открывается идея целостного познания, где не только сенсуальные образы вещей порождающие эмпирический опыт производят к существованию образы и понятия, но заполнение нечувственными содержаниями глубинных сил души открывает через безобразное мышление «строй понятий во всей его законченности и полноте» .

Но душа, овладевшая предметным опытом, тем не менее, не владеет знанием, как самим предметом, т.к. сама может быть либо отчуждена знания как такового, либо является источником знания. Соединение в целостном духовно-разумном человеке предметного опыта с содержанием душевных сил познания раскрывается в принципе очевидности. Однако Ильин И.А., противореча самому себе, приводит утверждение сообщающее, что «для того чтобы знание состоялось, необходимо, чтобы содержание объекта вступило, так или иначе в пределы субъекта. Ибо знание есть разновидность обладания, имения; чтобы иметь, надо взять, по-ять; без взятия, по-ятия, не может быть ни по-нимания, ни по-нятия» . Здесь раскрывается стремление присвоить, усвоить знание, сделать его своим, иметь его, владеть им.

Никак нельзя согласиться с данным рассуждением философа, в которое, к сожалению, вкралась ошибка, тем более, что оно противоречит всей философской концепции И.А. Ильина. Ведь имение есть не более чем иллюзия бытия. Обладать субъект познания может информацией, именно она есть объект имения. Знание же есть явление бытия, а значит, присуще тому, кто стремится к полному бытию, - целостному «внутреннему человеку», объединившему в духе разум, сердце и волю, и самому ставшему источником знания, а значит, знание не может быть просто по-ято, по-нято, при-нято, приобретено. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?»[Лк.9;25]. Ведь как пишет сам Ильин «содержание предмета должно состояться, обнаружиться, выступить в душе субъекта» . Можно добавить «родиться, быть сотворённым». Проявление знания в бытии есть процесс не механический, но органический не зависимо от рода знания. Информация может быть донесена до сознания, каким-либо способом, но может не стать очевидным знанием, остаться отчуждённой от познающего субъекта, в этом случае предметность не породит опыта, информация не обретёт бытие в человеке. Содержание знания становится частью самого внутреннего человека, частью его собственной системы мышления, развивая и расширяя её. Знание есть, а не имеется. Оно осуществляется и совершенствуется в опыте и созерцании.

В философских взглядах И.А. Ильина именно принцип очевидности становится условием и вектором познания. Но сама очевидность, как совершенно справедливо отмечает философ, не даётся сама по себе, она формируется из кропотливо, постоянно, ответственно собираемого предметного опыта. В этом задействованы все разрозненные страстями части внутреннего человека, т.к. это ещё и напряжённый внутренний труд в котором разбитая грехом природа человека собирается в духовную целостность: «Философствование, как всякая познавательная практика, есть не внешнее умение или делание, но внутреннее; это есть творческая жизнь души. Настоящее подлинное философствование даёт человеку истинное знание и притом в форме разумной мысли, которая должна заключить в себе всё, что объято опытом и преодолено видением. Вот почему философия всегда имеет единое задание: раскрыть с силою разумной очевидности подлинное содержание предмета, систематически испытанного и усмотренного философствующею душою. У того кто знает, знает, знание и вера не расходятся и не стоят в противоречии: то, что он знает, достоверно той единой очевидностью, которая силою объективности своей создаёт верующее знание и знающую веру»  .


Рецензии