Чимкент. Сары Агач. Ошибка. Экспедитор. 1959 г

Глава 75

   Я приступила к работе. Из Обл. Управления позвонила главный бухгалтер. Она спросила, утряслись ли семейные дела, здорова ли малышка. Я ответила:"Все хорошо, спасибо за заботу." Она:"Ну, какая уж там забота? Хотя, да, я позаботилась, чтобы премию за упорядочение запущенных дел в бухгалтерии ЦСК номер 2128 выслали Вам в Сары—Агач, Вы там в сберкассе и получите. А насчет Вашего выступления с докладом, мы отложили, так как у Вас грудной ребенок; но Вы сможете в конце октября выступить, да? Ну, тогда мы дополнительно обсудим этот вопрос с начальником и укажем число в конце октября. Хорошо? Договорились. До свидания."
  Я получила 150 рублей — это была большая премия по сравнению с  другими видами премий от 15 до 70 рублей. Это была хорошая поддержка к моим 595 рублям в месяц.
   Но тут другая беда объявилась. Я никогда не думала, чтобы в районе не было русской школы, а оказалось, только на казахском языке. Это был удар. Я не могла допустить, чтобы Славик переходил с русского на казахский язык. Он окончил в Чимкенте 1—й класс в русской школе, а когда поневоле он пошел во 2—й класс в казахской школе, то Яша обрадовался, что Славик будет знать его язык, тогда, мол, и Галя(я) научится.
   Но мне это был нож в сердце. Чтобы мой ребенок не выучил русский язык, а уже с такого возраста начал рзговаривать по—казахски...нетушки, мы так не договаривались... Учительница жаловалась, что Славик не может отвечать уроки на казахском, а ученики сочувствовали ему и говорили между собой:"Славик казахча бильмейде" (Славик казахского не знает). Мне было жалко его и я сказала маме, что я глупо решила ехать в район работать, не узнав об отсутствии русской школы.
   Яша стал приезжать чаще. Он всегда был трезвый и старался мне во всем угодить. Когда зашел разговор о школе, он сказал:"Вот и хорошо ты сделала, что решила приехать в Сары Агач, здесь только казахская школа и, хочет Славик этого или не хочет, но казахский он будет знать."
   Он уехал, а я задумалась. Почему я промолчала про язык? Ведь он обещал, что не будет заставлять учить казахский, что всегда будем говорить на русском. А теперь я молчу, а Славик плачет.  Нет! Этому надо положить конец! А как? Опять ехать в Чимкент! Мне было и стыдно и обидно за свою оплошность перед Обл. Управлением. Но, в конце октября, когда я сьездила со своим докладом на совещание главных бухгалтеров, когда заслужила всеобщее вбимание и уважение моих коллег, я прозондировала многих работников Обл. Управления, к кому я могу обратиться со своим горем, кто меня поймет, кто может пойти мне навстречу.
   Как раз я уже отметила  29-ти летие, когда уходят из комсомола. Тут же на совещании мне многие партийцы, члены КПСС, пожелали дать рекомендацию для вступления в члены КПСС. Когда я сказала, что я не достойна такой чести, то начальник отдела кадров аж встала:"Да кто же тогда достоин, если не лучший главный бухгалтер области, а?" Но ее перебил парторг Обл. Управления:"Об этом мы поговорим позже, а сейчас объявляю перерыв, один час." Он вел собрание. Ко мне подошли несколько гл. бухгалтеров, интересуясь, куда я пойду обедать. Я сказала, что хочу в свою любимую столовую, рядом со сберкассой номер 306, где я проработала пять лет. Подошла и главный бухгалтер Обл. Управления, которая тоже хвалила эту столовую. Она села рядом со мной и начала разговор о том, что она давно работает и до сих пор не вступила в члены КПСС. Слово за слово и она потихоньку, пока не подали обед по заказу, рассказала о себе, что достаточно, мол, и того, что тянешь лямку 25 лет безотказно, иногда в ущерб своему здоровью. А партийные обязаны быть и на партийных собраниях, во—время, ежемесячно, должны платить членские взносы, посещать вечерние курсы марксизма—ленинизма и быть зачинателями всяких мероприятий. Сколько может семейная женщина выдержать? Я знаю, что скрывается за словами "Я не достойна такой чести", я тоже так отвечала, за что меня и хотели уволить под предлогом, что я не имею высшего образования. Но они обожглись— я закончила заочно Финансовый Институт. Так что не бойтесь,Вы ведь тоже учитесь заочно в институте? не все члены партии справедливы и сознательны, поэтому и не хочется быть среди них." " Спасибо за откровенность, мне намного полегчало после нашей беседы, жизнь преподносит такие сюрпризы, что иногда трудно представить, что будет завтра. Как раз сейчас я переживаю такое состояние. Я допустила большую ошибку, когда напросилась на работу в Сары—Агач, не выяснив, есть ли там русская школа. И только теперь, когда мой сынишка пошел в казахскую школу, я поняла, что этого допускать нельзя. Это для него травма. 1—й класс он закончил по—русски, а во 2—м  — слезы.Выход один: возвращаться в Чимкент. Как мне сказать начальнику, чтобы он меня перевел в Чимкент? Мне стыдно, что я так сглупила, и работа нравится, но как я могу работать, елси я плачу вместе с сыном.—"Хорошо, Галина Александровна, можете на меня рассчитывать, пока занимайтесь с сыном дома, по—русски, а потом что—нибудь придумаем." Мы зашли в зал заседаний; выступили главные бухгалтера из других районов, подписав командировочные удостоверения, все разъехались по домам.
   Дома с мамой долго проговорили. Она настаивала на том, что Яша ненадежный как муж и как отец. Надо уходить от него, с ним ничего хорошего не увидишь. "Ты хочешь сказать, что Яша меня не любит? Ну, тогда почему он повесился, когда я собрала чемодан и сказала ему, что я ухожу, что не могу ужиться с казахскими обычаями, с его братьями-пьяницами, с его дурацкой ревностью?". А было это так. Несколько лет назад решила от него уйти, но только я отошла метров пятнадцать понад дувалом, а мать Яши увидела в окно и закричала :"Эй, Умарбек, Галя—келин уходит, посмотри, что там Яша делает? Быстро, пошли!" Я пошла тише, чтобы узнать, что же Яша делает, а Таджигуль, его мать, бежит ко мне и кричит по-казахски:"Остановись, Галя, беда!" Я вернулась. Гляжу, Яша лежит на кровати, изо рта бежит пена, как при стирке белья. А над дверью петля висит, а ремень отец Умарбек ножом перерезал и вытащил Яшу из петли и положили его на кровать. Глаза у Яши были безумные, смотрели на потолок, а губы в пене шептали:"Галя, Га-ля, Га-а-ля..." Я не могла не подойти:"Что это ты надумал? Яша, вот я, тут я, зачем ты это делал? Ну и дурачок, разве ты бы не смог без меня прожить? Разве из-за этого вешаются? Вот глупый, с ума сошел, что ли?" А он все еще задыхался, я держала его голову, а мать вытирала пену у рта. (Это было еще в 1954 году, когда мы жили без Славика). Потом он пришел в себя, мать давала ему что-то пить и он заснул. Утром он долго не мог понять, почему я и его мать сидим у его кровати и спим. Когда мать ушла, я приготовила кушать и поднесла еду к кровати, а он глянул на меня и сказал:"Галя, какой страшный сон я видел, неси еду на стол, я сейчас встану и умоюсь." Я старалась ему ничего не говорить, и он ничего мне больше не сказал, но он так любезен и мил был со мной, что я больше никогда от него не уходила до сих пор. "Я этот случай не могу забыть, мама. А ты говоришь, чтобы я его бросила. Не могу, мама, и все." Я тогда еще хотела врача вызвать, а мать Таджигуль не разрешила:"Все соседи увидят и узнают, какой позор! А ведь это ты его довела," — с укором говорила она мне. Я молчала. Может и я виновата, думала я. Я не могла поверить, что за четыре года с тех пор Яша мог меня разлюбить. Я сказала маме, чтобы она потерпела немного, как только я составлю годовой отчет за 1958 год, так и поедем жить в Чимкент. Самое главное, Славик будет учиться в русской школе.
   Все так и было, я сдала досрочно годовой отчет. Уговорила своего старшего бухгалтера Марьям и подучила ее на главного бухгалтера, и порекомендовала ее на свое место. Главный бухгалтер Областного Управления согласилась и сказала:"Добро пожаловать снова в Чимкент!" В трудовой книжке Заведующий Ассатулаев написал на внутренней стороне обложки:"После регистрации законным браком фамилия следует Умарбекова Г.А." — и поставил круглую печать. Теперь я получила новый паспорт с фамилией Умарбекова, с 1959 г.
   Мы стали житъ во дворе дома Токарная, 10. Все было, как прежде, Слава с февраля пошел заканчивать 2-й класс в своей прежней школе. По прежнему Хатира пекла  Славику маленькие лепешки. Моя мама уехала назад к деду Кузьме Позднякову, в Самарканд.
   Наш дом на Лескова достраивался. Я до 14-го июля 1959 г. сидела с Томочкой дома, потом решила куда-нибудь на работу устроиться  поближе к дому, чтобы в любое время я быстро могла дойти домой, в непредвиденных обстоятельствах. Как раз я узнала, что я беременна. Это дало толчок к поступлению на работу, так как надо же получить дородовое и послеродовое пособие, они мне пригодятся, так как от Яши денег не дождешься: надо класть печку и крыть крышу дома, строить забор и туалет; денег требуется очень много. А тут самая ближняя организация за речкой Кочкар-Атой, "Горкоопторг", и как раз там требовался экспедитор. Я с документами пришла к  директору. Он посмотрел трудовую книжку и заулыбался:"Э—э—э, да вы финансист? А Вы не будете против, если мы приказом проведем Вас как экспедитора, а будете работать ревизором? А?" —"Да пожалуйста, хоть бухгалтером..." — "Я это потому предлагаю,  что торговых точек у нас много, а ревизоры не успевают сделать проверки в течении квартала во всех ларьках и магазинах, нужна помощь." "С удовольствием, принимаю Ваше предложение,"— сказала я.

Историческая ссылка:

Сарыагаш:  https://ru.wikipedia.org/wiki/


Рецензии