Если судьба дала тебе глаза

                «Если судьба дала тебе глаза – ты должен смотреть…»



«Ответственность – великая сила.
Она вывела человека из джунглей
Диких зверей…»
/З. Фрейд/


Предисловие от автора

    Аварии, катастрофы, пожары,  дорожно-транспортные происшествия… Они сотрясают страну из года в год, из месяца в месяц, редкий день не говорят  в новостях о подобных бедах.  Мы привыкли к сообщениям, они становятся нашей обыденностью, не каждый ужасается новым жертвам и разрушениям. Но так быть не должно. Мы должны, наконец, задуматься об истоках наших бед.

     Автор более десяти лет проработал в ведомстве МЧС,  знает о подобных проблемах  страны  более чем  предостаточно, но до сих пор не привык  к ним. Между тем  всё более крепнет мнение, что во главе угла  следует поставить безответственность.  Да,  именно человеческую  безответственность. Об этом и пойдёт речь в миниатюре.



                *

    Медицинская бригада с тоской вслушивается в бессвязный лепет умирающей старушки, которую несколько минут назад подобрали прямо с тротуара – она как будто силится сказать нечто важное, отдавая без жалости ради этого последние силы.
 
    - Что она говорит? – спрашивает врач.

- Она просит, чтобы кто-то покормил её кошку. В сумке есть колбаса и сметана, - удивлённо отвечает медсестра.

      Между тем, существует весьма распространённая теория об изначально присущем человеческой природе эгоизме в наш смертный час, согласно которой нас волнуют более всего своя и только своя судьба…

     Беда с этими старушками, качает головой врач. Склеротичка – сама помирает, а думает про какую-то кошку. Но именно то, как окружающие относятся к этой кошке, и показывает, что старушка в своём беспокойстве права – хотя, с другой стороны, наивна. Ибо её призывы, как и её жизнь, угаснут в пустоте. Сметану выкинут, ключ не заскрежещет в замке, а кошке уже не суждено увидеть  человеческого лица.

    В наше время, видимо, смешные старушки, встающие со смертного одра и бредущие кормить скотину, мыть полы, уходят в прошлое. Самое время задуматься – что же это за люди такие были?

    Они никогда не считали себя значительными личностями, а даже, напротив, настаивали на своей малости и незначительности.  Они – так уж их воспитали – как раз растворялись в окружающем мире и жили для других. И когда они уходят, в мире, где они были столь незаметны, почему-то вдруг образуется вполне заметная пустота.

     Самое главное, они отвечали за своих кошек, коров и чистоту полов. И уже это одно делало их значительными, поскольку незначительный человек не может за что-либо отвечать и ручаться.  Сама по себе внутренняя готовность отвечать подразумевает претензию на значительность, готовность иметь дело с районным судом, милицией и ООН.  Нельзя не поразиться гордыне смиренных богомольцев, ожидающих неотвратимого божьего суда – они верят, что Господь их примет, станет выслушивать их объяснения и судить, а не тяпнет по голове,  не глядя.

   Далее, незначительный человек не способен влиять на окружающий мир, что превращает его ручательство и ответственность в фикцию для других, и в безумный риск – для него самого.  Вы можете поручиться за то, что завтра не будет снега? Можете, но это абсурд, игра со случайностью.

   С другой стороны, он не может ни за что ручаться и отвечать, поскольку ему  нечем ручаться и отвечать.  «Если ничего не имеешь, нечего и терять, а кому нечего терять, того невозможно  наказать или отмстить ему» (*).
 
      Именно этим обусловлен кризис, сокрушающий ныне наш мир, нашу страну.  Влияние отдельного человека на окружающее возросло до внушительных, неописуемых масштабов.  Любой шаг каждого из нас мигом отзывается на тысячах подобных нам и сотрясает землю. Восемнадцатилетние парни  служат в частях, оснащенных ядерным оружием, склонный к алкоголизму трудяга вытачивает деталь для самолёта с несколькими сотнями пассажиров на борту, погруженные в мысли о домашних склоках дамочки обрабатывают многомиллионные  платежи.

    «Невозможно отвечать за то, что выходит за рамки нашего влияния, но в пределах своего влияния мы должны отвечать за всё – особенно если это влияние столь серьёзно» (*). Но чем, скажите пожалуйста, ЭТИ люди могут отвечать за свои неверные действия? Что сделать с теми, кто виноват в Чернобыле или катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС, кто отравил речку или допустил масштабные пожары летом 2010 года, кто   погубил больного на операционном столе или оказался виновным в возникновении пожара в кафе «Хромая лошадь»? Лишить зарплаты? Выгнать с работы, сбросить с самолёта, заковать навеки в кандалы? Мучить до конца жизни, заботливо её продляя?

    Всё не то, всё недостаточно. Каждый из нас может так много (испортить, по крайней мере), но владеет столь малым…  Мы все как подростки, которые зачать ребёнка могут, а вырастить – нет. Мы действуем, не имея возможности отвечать за свои действия. «Ад не в состоянии  вместить тех грехов, которые мы в состоянии совершить» (*).  И, быть может, эта наша ненаказуемость и есть наказание за главный наш грех – грех Существования. Ибо тот, кто не может отвечать, обречен судить – и, увы, не только себя.
 
    Наверное, поэтому миф о собственной незначительности, беспомощности становится всё более популярен. Он освобождает не только от ответственности (её и так нет), а даже от самой необходимости отвечать. Возгласы «А что я мог сделать?» несутся со всех сторон. Раз ничего не мог, так ничего и не должен.

    Времена гордости за себя и свою профессию ушли. Все стремятся подчеркнуть свою пассивную, подчинённую роль.  Военные «лишь выполняют приказы», врачи «лишь помогают природе», журналисты «лишь отражают события».
 
    Подумаешь, твердят многие из них на все лады, если бы на моём месте оказался другой, всё было бы точно так же.  Этот тезис помогает совместить в повседневной речи торжествующий крик значимости с унылым плачем незначительности. Мол, свобода – осознанная необходимость, пока делаешь то, что надо, можешь всё, а если рыпнешься – судьба сомнёт тебя и пришлёт на замену другого.

    Им суждена лёгкая смерть, ибо никакие кошки в последние секунды их волновать не будут. Упав утром в речку, они уже на работу не поспешат. Принимая во внимание некоторые сопутствующие обстоятельства, этому остаётся только порадоваться.

    Они, правда, забывают старую истину дорожного движения: никто не заметит, если ты не сядешь за руль, но если ты сел, то отвечаешь за всё. «Место, где мы оказываемся – случайно, но мы всегда отвечаем за это место, как будто в мире больше нет никого. Если судьба дала тебе глаза – ты должен смотреть».  (*)


Вместо послесловия

      «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать  бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я?  С каждого надо спрашивать то, что он может дать. А власть, прежде всего,  должна быть разумной».  (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

                *


(* ) - Л. Кощеев «Эссе». Ек-бург. 1999 г.

                ***


 


Рецензии
Ибо её призывы, как и её жизнь, угаснут в пустоте.(С)
это не отношение к старости даже-это наша общая ментальность не видеть и не слышать ничего.
спасибо, Александр.
С уважением,

Елена Талленика   13.02.2014 05:35     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Елена. Удачи вам и всего доброго!! С уважением. Александр.

Александр Карелин   15.02.2014 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 80 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.