Брезентовые ботинки

      Воспоминания ребёнка Сталинграда  Челышковой Инны Ивановны о дне Победы.
Когда закончилась война, мне шел пятый год, поэтому вспомнить, как его встретили мои родители - я не могу. Однако  один год я помню очень хорошо. Бабушка хлопотала около русской печки, что-то пекла, ловко орудовала ухватом. В этот момент к нам в дом вошла женщина в военной форме. На ней была гимнастерка, юбка, пилотка и ботинки брезентовые. На груди блестели награды. Бабушка резко повернулась, выронила ухват и бросилась к ней на встречу. Они долго стояли,  обнявшись, плакали. Оказалось,  что это была жена моего младшего дяди. Потом бабушка рассказала, как 21 июня 1941 года, дядя привёз домой молодую жену. Она была, откуда-то с верховье, где дядя учился в военной школе, там и познакомились. Собирались справить свадьбу, да так и не пришлось , 22 июня объявили о начале агрессии и дядя вместе с тетей ушли на фронт. Тётя была врач. Всю войну работала в госпитале, и если не изменяет моя память в г. Одессе. Вечером пришли с работы мама и дедушка, пришли соседи. Накрыли стол сидели и разговаривали о войне, о победе о живых и погибших. Но чаще всех слов употреблялось слово «Победа». Какой это был год я, не помню, но в школе я еще не училась. Скорее всего, это был 1947г. Мы, дети, сидели в углу на печи и слушали. А взрослые пели военные песни, вспоминали мирные дни, годы войны, о живых и мертвых. У нас в доме было две беды. Один мой дядя умер в госпитале в Баку от ран. Я помню открытку, где писал его друг, что дяде оторвало ноги, и началась гангрена. Бабушка тогда слегла в постель на девять месяцев. Вторую похоронку получили от младшего дяди в 1944г. Он погиб под Ростовом, там похоронен в братской могиле. Школьники г. Ейска разыскали нашу семью, и рассказали нам, что дядя взорвал мост вместе с собой, так что немцы не прошли на другой берег. Нас приглашали в Ейск ,но мама не поехала ;она была безграмотной и дальше Волгограда нигде не была ,ехать одна боялась, а я работала ,было некогда .Но я отослала туда письма дяди, фотографии ,мамины воспоминания .Там в июле оформили музей ,где был отведён уголок для моего дяди-Фёдорова Григория Андреевича лейтенанта командира взвода 58 армии. Тётя Ася, так звали жену дяди, вскоре уехала, долго писала нам письма, а после смерти бабушки, писать  перестала. Мама писала ей несколько раз, но ответа не было. То - ли переехала в другое место, или вышла замуж . Я не зря вначале назвала обувь тёти ,потому что ботинки её у нас остались и я в них пошла в школу ,да и окончила в них пять классов. Ведь после  войны была разруха .Ни одеть ,ни обуть было нечего, так что я была рада этим ботинкам и считала себя самой богатой ,ведь у других не было и такой обуви .Когда я пошла в школу, праздник Победы ,я помню чётко .В нашей школе учились три класса и учила нас одна учительница- Завьялова Раиса Семёновна .Она была строгой и доброй женщиной. К празднику нас отбирали на «гибкость». Кто-то стоял на руках, кто-то делал мостик, кто-то растягивался на шпагат, а потом из нас строили слово «Победа».Наше выступление в клубе встречалась на «бис».Я хорошо читала  стихи ,и ещё один учитель ,Чайкин Николай Павлович ,подбирал мне их ,а потом репетировал со мной. Наверное, они брали за сердце, потому как в зале не было ни одного зрителя, кто бы ни вытирал слёзы. Мы распевали военные песни, и одну из них я помню всю жизнь. В ней поётся о мальчике, который погиб, защищая своих голубей от немцев. Впоследствии, когда я начала работать в школе, я вспоминала эту песню, и, на пятидесятилетие победы её исполнил один мальчик, мой ученик. Прошли годы, нет давно уже моих родителей и сама я уже в годах, но песни какие пели  они и мы в детстве и юности не забываются. Всем, кто дожил до 65-летия Победы, я желаю здоровья, добра, уважения родных и близких, друзей. Будьте, хоть немного, счастливы.


Рецензии