Чертово яблоко

 Пожилая, усталая женщина, опустив безвольно руки, стояла у картофельного развала. Вздохнув, выбрала три клубня,положила в пакетик и побрела к весам...

 Реальная картина нынешней зимы. Вы не замечали? Тогда они идут к вам. Наши сбесившиеся цены. Опустошая и без того скудный семейный бюджет. И вы понуро следуете за ними. А куда вы денетесь? Привыкли мы с екатериновских времён ко второму хлебу. Прочно обосновался он на здешнем столе. И нынче дорог нам. В буквальном смысле слова.

 Удивительная картина. Килограмм обыкновенной картошки стоит у нас несколько долларов. Почти как мясо. Опередив заморские фрукты. Впору заключать соглашения с африканскими странами о поставке незрелых бананов. И использовать их вместо полюбившегося россиянам чертова яблока.

  Именно так звали наши предки картофель. Но распробовав и оценив урожайность, полюбили безоглядно. Отвечал он взаимностью, спасая от голода. Помнят ныне живущие( дай Бог им долгих лет), как варили в войну картофельные очистки, принесенные из солдатских столовых. А в блокадном Ленинграде засаживали им стадионы и клумбы. Худо-бедно выживали, надеясь на лучшие времена. В семидесятые случился в России неурожай картошки. Помогли соседи-поляки. Советское правительство закупило достаточно, чтобы не сказалось на стабильности цен. Кстати, наградили нас тогда и заокеанским полосатым "дружком".

  На следующий год крошечные, по сравнению с российскими просторами, участочки дали отменный урожай. Ещё больше, благодаря "брату" из Колорадо, привязав советского гражданина к земле. Выключив станок или закончив дойку, спешил наш предок на "свои" сотки. Где душил и давил заморского агрессора. Зато позднее жил спокойно, спускаясь в подпол за очередным ведром картошки. Ирония иронией, но в СССР восемьдесят процентов урожая "второго хлеба" получено с личных подворий.  Осенью колхозники поработав до ломоты, прикидывали, сколько оставить про запас на еду и скотине, сколько-на семена( так принято говорить), а что и отвезти на сельхозрынок. Там этого продукта осенней порой было в достатке. Горожанин выбирал свою, местную. Рассыпчатую, чистенькую.

 Исчезло государство. Поменялась структура социума. С деградацией деревень и моногородов и стремления людей поменялись. Молодежи важнее получить не натуральный продукт, пускай даже примитивную картошку, а бабло, которое, судя по тенденции, превращается  в туалетную бумагу. И нет стимула изменить ситуацию, нет направляющего вектора. Зато грандиозные проекты скоро из ушей  полезут. Кому нужны будут эти "Ломоносовы" и Глонасс навигаторы? Что, помогут они найти картофельные поля? Надо менять приоритеты развития страны. А не бежать, задрав штаны, за американским комсомолом.

 Но способен ли сейчас российский социум сам себя прокормить? А не качать тупо сотни миллионов тонн нефти ежегодно и открывать весело новые газопроводы. Сознаемся честно-не способен. Возникает парадоксальная ситуация. Земли у нас достаточно, только суши почти семнадцать миллионов квадратных километров. Вспомним недавнюю историю. ГКЧПиписты в августе 1991 года пообещали  по пятнадцать соток земли бесплатно каждой советской семье.  Но опьяненные ветром свободы и лихих перемен, советские граждане более внимательно слушали выступающего с танка, а потом и Лёню Голубкова.

 А идея-то была хороша, особенно для тех времен, когда ещё не отвыкли руки от лопаты. И структура социума ещё не так исказилась. Ну а сейчас? Похоже не забыли её наши руководители. В мае прошлого года,  выступая на расширенном заседании Генсовета "ЕР",Председатель Высшего совета "Единой России", спикер Госдумы Борис Грызлов заявил следующее:

 "У нас до сих пор не завершено разграничение собственности на землю, даже между уровнями власти, до сих пор остаются проблемы с закреплением прав собственности на землю. Это совершенно нетерпимая ситуация".

 То есть, прошло двадцать лет с тех пор, как основатель новой России слез с танка, а воз и ныне там. Не теми делами занимались наши реформаторы-экономисты, "гарвардские" мальчики? А была ещё возможность переориентировать экономику на производство сельхозпродукции. Не то, что сейчас. С чипами, которые, подобно лесковской блохе, можно увидеть только в мелкоскоп. Да и то-в электронный.  Поэтому и с прохладцей встретил социум предложение спикера о выделении гражданам по двенадцать соток ...в Сибири.

 Через полгода схожую идею озвучил в своем очередном Послании Дмитрий Анатольевич Медведев. Опираясь на опыт руководства одной из областей, он предложил раздавать участки многодетным семьям. Многие посчитали предложение популистским, но попытаемся найти в нем рациональное зерно. Многие века производство сельхозпродуктов опиралось на семейный, общинный уклад. Когда стар и млад выходили дружно в страдную пору на поля и сенокосные угодья. И даже колхозно-совхозный режим не слишком исказил ситуацию. Правда, больше стали работать не на себя, а на светлое будущее.

 Будущее подкралось незаметно, разрушив попутно семейные приоритеты. И запоздалая раздача земли, если даже это не пустые слова, думаю, ситуацию не исправит. Общинный уклад разрушен окончательно, фермерские хозяйства в новой ситуации не чувствуют себя защищенными от произвола чиновника и от погодных условий. А тут и погода внесла свои коррективы в неблагоприятный расклад. В былые времена излишки перебросили бы из соседней Белоруссии, обеспечив стабильность цен. Или незрелые бананы из дружественных африканских стран.

 Но сейчас царит его величество свободный рынок. Это, когда спрос определяет предложение. Но народ стал потихоньку вспоминать плановые отношения. Хотя, какие там были планы на картошку. Растили, собирали в банки с керосином заморских гостей, осенью любовались простецкими клубнями. Случался недобор, знали, в беде не останутся.  Не была никогда картошка на столе деликатесом.  А к этой весне, судя по динамике роста цен, станет. Для большинства россиян, больший сектор расходов которых составляют коммунальные услуги и примитивные продукты питания.

 Некоторые экономисты, ученики тех "гарвардских" мальчиков, советуют переориентироваться на крупы. Два века нас приучали к картошке и на тебе. "Щи да каша-пища наша?" А рынку нашему только это и надо. Уже сильно "кусается" стратегическая гречка, тоже подравниваясь по цене с мясом. Исчезает пшено, появляясь потом уже с другим ценником. Нам объясняют говорящие на птичьем языке, что, мол, ещё и посредники виноваты. Слишком много их развелось. Моржа, мол, прет звеньям лишним. Вот и цены растут.

 Думаю, больше от лукавого слова пустые. Более глубинные процессы проявляются в нашей экономике, губительные для страны просчёты, разрушение прежних социальных отношений. И неумение наших властей управлять ситуацией, стабилизировать и уменьшать потери  в подобных ситуациях. Хорошо, если наступивший год будет урожайным. А если нет?  Думают ли власти о подобном повторении? Или больше о предстоящих выборах? Пора менять ситуацию.

 


Рецензии