ЧАСть 2

Часть II. Задачи оперативного контроллинга…………………………...
8. АВС – анализ…………………………………………………………
9. XYZ – анализ…………………………………………………………
10. Расчет сумм покрытия……………………………………………….
11. Анализ экономических величин в точке безубыточности…………
12. Запас и коэффициент финансовой прочности………………………
13. Анализ узких мест на предприятии………………………………….
Литература………………………………………………………………….
4

Часть II. Задачи оперативного контроллинга
8.  АВС – анализ
Руководители предприятий, менеджеры нуждаются в определении приоритетов, чтобы сосредоточить на них особое внимание и, тем самым, обеспечить наилучшее выполнение центральной задачи ; управление прибы-лью. Для этого полезно предварительно выполнить классификацию бизнес–единиц (БЕ). Это могут быть задачи, процессы, материалы, поставщики, группы продуктов, области строительных продаж, группы клиентов и др.
В группу А включают те бизнес-единицы (БЕ), число которых невели-ко (составляют 5-25% от общего числа БЕ), но они несут в себе основную стоимостную долю(65-80%) бизнес-результата (оборота, выручки. покупок и т.д.).
Группа С – антипод группе А. Она обеспечивает небольшую стоимост-ную долю бизнеса (5-10%), но охватывает наибольшее число БЕ. Это, напри-мер, мелкая клиентура, оперативное взаимодействие с которой можно пере-дать на низовой уровень менеджмента.
Группа В бизнес-единиц занимает, соответственно, промежуточное по-ложение.
Итак, задача руководителя (либо контроллера) ; повысить результа-тивность управления путем определения приоритетов, например, выделением А-групп бизнес-единиц. Для этого следует их проклассифицировать ; вы-полнить АВС-анализ.
Обозначим некоторые БЕ группы А, которые могут выделяться по на-правлениям менеджмента. Это:
1) в области материально технического обеспечения –           А-деталей, конструкций; А-поставщиков материальных ресурсов для строительной организации;
2) в области производства – постоянные затраты строительной организации, предприятия строительной индустрии и др.;
3) в области сбыта – А-продукции (виды работ, услуг, изделий предприятия); то же  А-клиенты (массовые, элитные, специальные биз-нес-единицы).

Пример.
Классификация поставщиков строительных материалов, конст-рукций, изделий.
Задание. Строительная организация «Феникс» обслуживается 20 по-ставщиками (№№1, 2,…, 19, 20). Требуется выполнить АВС- анализ постав-щиков.
Решение.
Таблица 8.1 
Стоимость и доли поставки
Поставщики (№№предприятий) Стоимость поставок, тыс. руб. Тоже в %% от общей суммы Кумулятив-ный объем поставок, % Группы А, В, С и их доли (%)
1 475 19,99 19,99 А
70,69%
2 408 17,17 37,16
3 387 16,28 53,44
4 312 13,13 66,57
5 98 4,12 70,69
6 92 3,87 74,56 В
24,56%
8 89 3,74 82,13
9 87 3,66 85,79
10 74 3,11 88,9
11 63 2,65 91,55
12 58 2,44 93,99
13 30 1,26 95,25 С
4,75%
14 27 1,14 96,39
15 20 0,84 97,53
16 18 0,69 98,22
17 15 0,63 98,92
18 13 0,45 99,37
19 11 0,36 99,83
20 8 0,34 100,00
В сумме 2376 100% 1005
Из годового отчета строительной организации взяты данные о стоимо-сти поставок каждым поставщиком. АВС-анализ данных о поставщиках оформляется по образцу табл.8.1
Сопоставление числа и долей поставщиков по суммарной стоимости поставок представляется в форме табл. 8.2.
Таблица 8.2
Классификация поставщиков
Группы Доля в общей стоимости поставок, % Доля в общем числе по-ставщиков, %
А 70,69 25
В 24,56 35
С 4,75 40

Стоимостная А
доля, %


В
   С

  Стоимостные
Количествен- группы
ная доля, %





Рис. 8.1  Результаты АВС – анализа
Результаты АВС- анализа таковы:
- 25% числа поставщиков обеспечивают около 71% стоимости поставок (группа А);
- более трети числа поставщиков обеспечивают около четверти стоимо-сти поставок (группа В);
- 40% числа всех поставщиков, относимые к группе С, обеспечивают менее 5% оборота поставок.
Для руководства строительной организации результаты АВС - анализа целесообразно представить в наглядном графическом виде (рис.8.1)

Заключение.
В области закупок руководству предприятия рекомендуется наиболь-шее внимание уделять поставщикам группы А в составе  предприятий №№ 1,2,3,4 и 5. Более интенсивная работа с ними, составляющими четверть числа поставщиков, может оказать воздействие на 71% оборота со всеми постав-щиками.
Совет студенту.
Стоимостные объемы поставок в течение отчетного (прошлого) года формируются (сочиняются) студентом самостоятельно. Число постав-щиков (бизнес - единиц) должно быть не менее 20.

9. XYZ – анализ
Если при АВС-анализе исследуются соотношения количества и стои-мости, то XYZ-анализ используется для принятия решений о материалах, классифицируемых по структуре потребления, что важно для принятия ре-шений в области закупок. В табл. 9.1 представлена классификация материа-лов по XYZ, требования к точности прогноза их потребности и характере ме-роприятий при их закупке.
XYZ-анализ рекомендуется менеджерам по закупке и производству. Он дает дополнительную информацию для правильного и требующего меньших затрат планирования закупок материалов.


Таблица 9.1
Классификация структуры потребления
Материал Характер потребления Точность прогноза Мероприятия по за-купке
X Потребление носит посто-янный характер Должна быть вы-сокой Закупки происходят синхронно процессу изготовления
Y Потребление имеет тенден-ции к повышению или по-нижению либо подвержено сезонным колебаниям
Средняя Создание запасов
Z Потребление носит нерегу-лярный характер
Незначи-тельная Индивидуальные зака-зы по закупке

ПРИМЕР
Служба снабжения предприятия для строительства объекта «Жилой дом» проводит XYZ-анализ, чтобы составить план мероприятий по закупке материалов. Потребность в основных материалах и изделиях определена в проекте. Их разделение на группы X, Y, Z  по характеру потребления, требо-ваниям к точности прогноза и мероприятиям по закупке представлены в таб-лице 9.2
Таблица 9.2
XYZ-анализ закупок строительных материалов
Материал Характер потребления Точность прогноза Мероприятия по закупке
Кирпич, пе-ремычки, ж/б плиты, сибит Потребление носит постоян-ный характер (ежедневно) Должна быть вы-сокой Закупки происходят синхронно процессу изготовления
Металло-прокат, уте-плитель (Rockwool) Потребление имеет тенден-ции к повышению или пони-жению либо подвержено се-зонным колебаниям
Средняя Создание запасов
Кальматрон Потребление носит нерегу-лярный характер
(1 раз в 3 мес.)
Незначи-тельная Индивидуальные за-казы по закупке
Из таблицы следует, что
- основное внимание следует обратить на организацию регулярных за-купок и поставки кирпича, перемычек, железобетонных плит и сибита;
-металлопрокат и утеплители не требуют такой регулярности поставок и потому необходимо создавать их запасы;
- незначительность и нерегулярность потребности в кальматроне отда-ют предпочтение форме индивидуальных запасов по закупке.
XYZ-анализ целесообразно комбинировать с АВС-анализом. Тем са-мым объединяются данные о соотношении качества и структуры потребле-ния (XYZ-анализ) с данными о соотношении количества и стоимости (АВС-анализ). В результате получается ценный инструмент планирования, контро-ля и управления для системы обеспечения производства материальными ре-сурсами учитывающий одновременно уровень потребительской стоимости закупаемых материалов и требуемую степень надежности прогноза потреб-ления. Характер комбинирования двух видов анализа показан в табл. 9.3
Таблица 9.3
Комбинация АВС- и XYZ-анализов
Материал А В С
X-материал (потребление носит посто-янный харак-тер) Высокая потребитель-ская стоимость (ПС) Средняя ПС Низкая ПС
Высокая степень на-дежности прогноза по-требления (НПП) Высокая степень НПП Высокая сте-пень НПП
Y-материал (колеблющееся потребление) Высокая ПС Средняя ПС Низкая ПС
Средняя степень НПП Средняя степень НПП Средняя сте-пень НПП
Z-материал (потребление нерегулярное) Высокая ПС Средняя ПС Низкая ПС
Низкая НПП Низкая степень НП Высокая сте-пень НПП
Комбинирование повышает гибкость управления материально-техническим обеспечением и производством. Оно позволяет снизить затраты в системе материального обеспечения производства путем сокращения складских запасов сырья, основных и вспомогательных материалов и, тем самым, повысить оборачиваемость оборотных средств и уменьшить их вели-чину.
ПРИМЕР
Форма комбинированного анализа для строительства объекта «Жилой дом» представлена таблицей 9.4
Таблица 9.4
Комбинированный АВС- и XYZ-анализ
Материал А В С
Кирпич, пере-мычки, ж/б пли-ты, сибит
Высокая потре-бительская стои-мость (ПС) Средняя ПС Низкая ПС
Высокая степень надежности про-гноза потребле-ния (НПП) Высокая степень НПП Высокая степень НПП
металлопрокат, утеп-литель(Rockwool) Высокая ПС Средняя ПС Низкая ПС
Средняя степень НПП Средняя степень НПП Средняя степень НПП
кальматрон Высокая ПС Средняя ПС Низкая ПС
Низкая НПП Низкая степень НП Высокая степень НПП

Таблица 9.4, как понятно из ее содержания, дает более полные сведе-ния для планирования мероприятий по закупкам, поставкам и складированию материалов и изделий.

10. Расчет сумм покрытия
10.1  Суммы покрытия в управленческом учете.
Для предприятий (здесь ; строительных организаций) обязательной, типовой является система бухгалтерского (финансового) учета. Она ориен-тирована прежде всего на внешнюю отчетность и не позволяет выявить внут-ренний «механизм» формирования финансовых результатов оперативной деятельности строительной организации (СО) – себестоимости СМР и при-были.
Но существует и иная система – система управленческого учета (УУ). Она ориентированна на решение внутренних задач предприятия. В каждой СО она может иметь специфические черты и по иному организована. Счита-ется, что предприятию нужна интегрированная система учета, включающая финансовый и управленческий учет.
Отличительной чертой управленческого и интегрированного учета яв-ляется разделение затрат на переменные и условно-постоянные. За этим сле-дует раздельный их учет и последующий анализ. Особое внимание при этом уделяется исследованию сумм покрытия. Для этого разработан специаль-ный «инструмент» ; метод расчета на основе сумм покрытия.
Из сказанного следует, что при расчете сумм покрытия оперируют пе-ременными и постоянными затратами. Переменные затраты возникают в свя-зи с производством и реализацией (сбытом) строительной продукции. Их можно списывать на продукцию в соответствии с принципом причинности. Они зависят от объема производства (реализации) и изменяются прямо про-порционально изменению загрузки производственных мощностей (рис.10.1). С упрощенным их списанием на продукцию (СМР) они рассматриваются и учитываются как пропорционально-изменяющиеся затраты.
Постоянные затраты обеспечивают готовность к производству, соз-дают необходимые для этого условия. Они возникают независимо от объема производства. Здесь невозможно установить причинно-следственную связь, чтобы отнести их на строительную продукцию. Общая величина постоянных затрат мало зависит от объема производства. В то же время затраты на еди-ницу продукции резко уменьшаются с увеличением объема производства (рис.10.1).
               
               
                1
         
         1                2                2
               
                Q                Q

Рис.10.1 Характер изменения затрат в зависимости от объема строительного производства (загрузки мощности СО) Q:
1 – изменение общей величины затрат;
2 – изменение затрат на единицу продукции.

Сумма покрытия ;п представляет собой разность между выручкой от реализации (продажи) и переменными затратами.
Расчет на основе сумм покрытия (в отличие от расчетов на основе пол-ных затрат) ориентирован на рынок. Расчет начинается с выручки от прода-жи (реализации). Затем из нее вычитаются сначала переменные, а затем по-стоянные затраты. В итоге получают прибыль, т.е. остающийся у предпри-ятия производственный результат при продаже строительной продукции по рыночной (договорной) цене.
На основе сумм покрытия можно проводить независимое калькулиро-вание цены продажи, задавая целевые значения сумм покрытия и, тем самым, избегать выхода предприятия на «убыточную» цену своей продукции.
Применяют простой и двухступенчатый методы расчета сумм покры-тия.

10.2  Простой расчет сумм покрытия.
ПРИМЕР
Кирпичный завод производит 2,0 млн. штук различного вида кирпича. Выручка от продажи (реализации) кирпича составляет 8,0 млн.руб.
Выполним простой расчет сумм покрытия, пользуясь плановыми пока-зателями (и отчетными данными за прошлый период) работы завода (табл.10.1)
Таблица 10.1
Простой расчет сумм покрытия
Показатели и логика расчета Тыс.руб. %
Выручка от реализации 8000 100
«;» Переменные затраты 4640 58
«=» Сумма покрытия 3360 42
«;» Постоянные затраты 2400 30
«=» Прибыль (производственный результат) 960 12

Определились 3 продуктовые группы реализации (три разновидности товарной продукции), обусловленные спросом клиентуры и технологией производства. Это группы I, II, III. Каждая продуктовая группа характеризу-ется своей структурой стоимостных показателей и, в особенности, суммой покрытия в выручке (табл.10.2), что и обуславливает необходимость раз-дельного ее учета.
Величины прямых (переменных) затрат определяют суммы покрытия по продуктовым группам. В то же время постоянные затраты, обеспечиваю-щие условия производства всего завода, не могут быть напрямую разнесены по продуктовым группам и потому рассчитываются (относятся) на всю про-дукцию завода. Соответственно и прибыль рассчитывается на весь объем реализации (I + II + III).

Таблица 10.2 Расчет сумм покрытия и анализ продуктовых групп
Продуктовые груп-пы I II III Сумма
Показатели Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. %
Выручка от реализа-ции 3600 100 2400 100 2000 100 8000 100
«;» Переменные за-траты 1872 52 1368 57 1400 70 4640 58
«=» Сумма покрытия 1728 48 1032 43 600 30 3360 42
«;» Постоянные за-траты 2400 30
«=» Прибыль (произ-водственный резуль-тат) 960 12
Запасы готовой продукции и незавершенное производство логично учитывать тоже по величине переменных затрат, т.е. в оценке запасов и неза-вершенки постоянные затраты не учитываются.
Дальнейшими расчетами требуется:
- проранжировать продуктовые группы в соответствии со структурой затрат на продукт;
- определить рыночную стоимость продукта по продуктовым группам.
Здесь следует руководствоваться значением показателя суммы покры-тия в % от выручки (табл.10.3). Он может использоваться как вспомогатель-ный инструмент принятия решений, ориентированных на рынок.
Таблица 10.3 Ранжировка продуктовых групп
Продуктовые группы Сумма покрытия (%)
I 48
II 43
III 30

Удельный показатель сумм покрытия (в %) используют как важный ре-гулирующий параметр на предприятии. Так, если форсировать продажу про-дуктов с более высоким значением ;п, то предприятие получит более высо-кие суммы покрытия и, соответственно, более высокую прибыль. Таким об-разом, ориентация планирования производства и сбыта на критерий сумм по-крытия (;п) позволяет оптимизировать производственный результат.
Вывод. Руководствуясь результатами табл.10.3  можно заключить, что руководство кирпичного завода должно в первую очередь форсировать реа-лизацию продукции I продуктовой группы, дающей удельный вес (48%) и наибольшую величину (1728 тыс. руб.) сумм покрытия. Наименьший резуль-тат обеспечивает III продуктовая группа.
В маркетинге при совершенствовании управления сбытом сумм покры-тия (подобно  продуктовым группам) могут дифференцироваться:
- по клиенту;
- на одного торгового представителя;
- на километр пробега автотранспорта;
- по региону сбыта;
- на один машино–час работы оборудования;
- на единицу загрузки узкого места и др.

10.3  Двухступенчатый расчет сумм покрытия.
Практика показывает, что часть постоянных затрат все таки можно со-отнести с базовыми величинами (например, с конкретными продуктовыми группами). На крупных предприятиях выделяют до 5 уровней постоянных за-трат: по продуктам; по группам продуктов; по местам возникновения затрат; по подразделениям; по предприятию в целом.
На остальных предприятиях для улучшения процесса принятия реше-ний достаточно разделять постоянные затраты на специальные и общие.
Специальные постоянные затраты (СПЗ) могут быть прямо распре-делены на отдельные группы продуктов (услуг, видов СМР). Это, например, постоянные затраты отделов маркетинга и сбыта, производства и материаль-но–технического обеспечения. Затраты СПЗ определяются обычно в соответ-ствии с использованными мощностями. В качестве базового показателя в производстве могут приниматься нормо-часы, либо время, затраченное по отдельным группам продукции, либо вес произведенных деталей и конструк-ций и т.п.
К общим постоянным затратам относятся затраты на управление предприятием. Это содержание финансово-экономических служб, отдела контроллинга, администрации, других центров затрат. Они не имеют прямой постоянной связи с отдельными группами продукции и потому учитываются только в графе «сумма» (табл.10.4).
Таблица 10.4
Двухступенчатый расчет сумм покрытия и анализ продуктовых групп
Продуктовые груп-пы I II III Сумма
Показатели Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. %
Выручка от реализа-ции 3600 100 2400 100 2000 100 8000 100
«;» Переменные за-траты 1872 52 1368 57 1400 70 4640 58
«=» Сумма покрытия 1 1728 48 1032 43 600 30 3360 42
«;» Специальные по-стоянные затраты 648 18 576 24 260 13 1484 18,55
«=» Сумма покрытия 2 1080 30 456 19 340 17 1876 23,45
«;» Общие постоян-ные затраты 1484 18,55
«=» Прибыль (произ-водственный резуль-тат) 392 4,9

Двухступенчатый расчет выполняется следующим образом:
- сумма покрытия 1 рассчитывается так, как было проиллюстрировано выше;
- затем суммы покрытия отдельных групп уменьшаются на величину своих специальных затрат. Получаются суммы покрытия 2, которые являют-ся еще одним регулятором для руководства и менеджеров предприятия;
- из общей суммы покрытия 2 (последняя графа в табл.10.4) вычитают-ся общие постоянные затраты. В итоге получается прибыль (производствен-ный результат) работы предприятия.
Результаты расчетов, приведенные в табл.10.4, позволяют заключить:
- ранжирование (приоритетность) продуктовых групп не изменилось (I, II, III);
- однако степень предпочтительности продуктовой группы I относи-тельно группы III уменьшилась; они в значительной мере снивелировались;
- значительный потенциал повышения производственного результата следует искать в продуктовых группах I  и II, где велики специальные посто-янные затраты (18 и 24%);
- представляется, что значительные возможности увеличения прибыли заключены в снижении общих постоянных затрат (18,55%). Возможно здесь следует пересмотреть (рационализировать) систему управления предприяти-ем.

11. Анализ экономических величин в точке безубыточности
11.1 Назначение и область применения метода
Анализ экономических величин в точке безубыточности (метод ТБУ) позволяет наглядно представить связь между выручкой от реализа-ции продукции, затратами и прибылью. Точка ТБУ на графике показыва-ет, когда выручка покрывает общие затраты предприятия и начинает фор-мироваться прибыль.
Метод ТБУ применим тогда, когда на предприятии налажен раз-дельный учет переменных и постоянных затрат, что характерно для системы расчета прибыли на основе сумм покрытия.
Руководители предприятий могут использовать график безубыточ-ности для решения задач:
- определения целевой прибыли;
- установления уровня загрузки производственных мощностей;
- выбора продуктовых групп, приносящих наибольшую прибыль;
- принятия решений об объеме выпуска отдельных видов продук-ции;
- проверки ценовой политики;
- принятия инвестиционных решений;
- определения запаса и коэффициента финансовой прочности;
- определения критической выручки и др.

11.2 Представление и анализ экономических показателей в точке без-убыточности
На предприятии ведется раздельный учет переменных и постоянных затрат, что позволяет рассчитывать прибыль на основе суммы покрытия. Это дает основание в качестве исходной позиции принять результаты рас-чета прибыли, приведенные в табл. 11.1.
Из табл. 11.1 видно, что из каждого рубля выручки:
- 58% (58коп.) идет на покрытие переменных затрат;
- сумма покрытия составляет 42% (42 коп.);
- она «покрывает» 30 коп. постоянных затрат и
- 12 коп. прибыли (960 тыс. руб. в общем объеме выручки равной 8 млн. руб.).
Эти данные позволяют определять точку безубыточности (ТБУ). Графические построения (которые предпочтительнее из-за своей нагляд-ности) могут быть выполнены одним из двух способов:
- на базе переменных затрат;
- на базе постоянных затрат.
11.2.1 Получение ТБУ на базе постоянных затрат
Графические построения для получения ТБУ показаны на рис.11.1. Они выполняются следующим образом.

 
Рисунок 11.1  Нахождение точки безубыточности на базе по-стоянных затрат
1. По оси Х откладываются объемы реализации (продаж) в натураль-ном выражении (уровень загрузки производственных мощностей).
2. По оси Y откладывается объем выручки от реализации и затраты (в млн. руб.).
3. Горизонтальная линия на уровне 2,4 млн. руб. означает постоянные затраты.
4. Линия переменных затрат проводится из точки А – пересечения ли-нии постоянных затрат с осью У.
5. Линия общих затрат (сумма постоянных и переменных затрат) про-должается до ТБУ (А – ТБУ).
6. Линия выручки от реализации идет от начала координат до  точки Б (8 млн. руб.).
7. Линия общих затрат пересекает линию выручки в точке безубыточ-ности (ТБУ).
8. Треугольная зона А-ТБУ- 0 ниже точки безубыточности является зоной убыточной работы предприятия, а лежащая выше ТБУ – зо-ной прибыльной работы предприятия.
Заключение.
Из положения ТБУ на графике рис. 11.1 следует:
- общие затраты перекрываются выручкой от реализации при загрузке производственной мощности предприятия на 69%;
- это соответствует выпуску 1,38 млн. штук кирпичей и выручке от реализации в размере ; 5,6 млн. руб.

11.2.2 Получение ТБУ на базе постоянных затрат и определение по-этапных показателей покрытия
Возможности экономического анализа работы предприятия расширя-ются при использовании графика, когда ТБУ построена на базе пере-менных затрат (рис. 11.2).
 
Рисунок 11.2 Нахождение ТБУ на базе переменных затрат

На таком графике лучше видны поэтапные цели покрытия затрат – при разной загрузке производственной мощности, при определении вклада различных партий товарной (строительной) продукции и др.
График на рис. 11.2 построен при тех же данных, что и предыду-щий график. На его основе определены поэтапные цели (ожидаемые результаты) покрытия, приведенные в табл. 11.1. Из нее следует, что, например, при производстве 500 тыс. кирпичей:
- выручка от их реализации составит 2,0 млн. руб.;
- переменные затраты будут иметь величину в 1200 тыс. руб.;
- сумма покрытия составит 2000-1200=800 тыс. руб.;
- постоянные затраты определяются в 2400 тыс. руб.;
- производственный результат (±) составит -1600 тыс. руб., т.е. убыток.
Таблица 11.1
Поэтапные показатели покрытия
Продажа кирпича, тыс. шт. Выручка от реализации, тыс. руб. Переменные затраты, тыс. руб. Сумма покрытия, тыс. руб. Постоянные затраты, тыс. руб. Прибыль (+), убыток (;), тыс.руб.
500 2000 1200 800 2400 -1600
1000 4600 2300 2300 2400 -100
1500 6100 3450 2550 2400 +150
1750 6900 4060 2840 2400 +440
2000 8000 4640 3360 2400 +960

11.2.3 Метод ТБУ с дифференцированным анализом переменных и по-стоянных затрат
Выше показано использование метода ТБУ в случаях, когда постоян-ные и переменные затраты представляются в полной их величине. Результа-ты анализа ситуации могут быть более точными и глубокими, если перемен-ные и постоянные затраты дифференцировать по их составу. Так, в составе переменных затрат могут быть выделены затраты на заработную плату, на материалы, на производство работ. Постоянные затраты можно разложить на затраты в процессе производства и, отдельно, в управлении и сбыте. В зави-симости от постановки задачи оперативного контроллинга (планирования, учета, анализа отклонений и др.) возможны и другие принципы дифферен-циации.
 
Рисунок 11.3 Позиционирование ТБУ с дифференциацией перемен-ных и постоянных затрат
На рис. 11.3 дифференциация включена по основным составляющим переменных и постоянных затрат. Принят следующий характер дифферен-циации.
Переменные затраты (100%): основные материалы – 45%; основная за-работная плата – 20%; производство работ – 35%.
Постоянные затраты: на изготовление продукции (кирпича) – 50%; на сбыт – 22%; на управление 28%.

12. Запас и коэффициент финансовой прочности
Под запасом финансовой прочности (Зф.пр) понимается разность между суммарной величиной выручки В; и критической выручкой Вкр в точке безубыточности.
Зф.пр=В; – Вкр
Величина Зф.пр показывает, насколько можно уменьшить выручку от продажи, прежде чем предприятие попадет в зону убыточности.
Запас финансовой прочности по рассматриваемому здесь кирпично-му заводу определим, пользуясь данными табл. 11.1 и резюме в 11.2
Зф.пр = 8000-5600=2400 тыс. руб.
Коэффициент финансовой прочности (Кф.пр) показывает, на сколько процентов может быть уменьшена выручка, чтобы не попасть в зону убытка.
Кф.пр = 
В нашем случае коэффициент финансовой прочности составляет 30%
К ф.пр = 2400/8000 *100=30%
Коэффициент финансовой прочности и сумма покрытия (;п) связа-ны линейной зависимостью. Соответственно и прибыльность может быть определена из выражения
Прибыль (%) = 
Принимая во внимание относительно низкий уровень прибыльности следует определить возможные мероприятия по повышению рентабельно-сти (коэффициента финансовой прочности) работы предприятия. Можно выделить четыре направления мероприятий по повышению коэффициента финансовой прочности.
1. Повышение суммарной выручки от реализации В; за счет:
- увеличения количества продаж (кирпича);
- повышения цен на продукцию завода;
- повышения того и другого.
2. Понижения выручки в ТБУ посредством:
– повышения цен продаж;
- улучшения структуры оборота за счет интенсивного продвижения товарных групп с большей суммой предприятия в % от цены (см. выводы по табл. 11.3)
3. Снижение затрат за счет
- уменьшение переменных затрат;
- сокращения постоянных затрат;
- снижение тех и других затрат.
4. Замена части постоянных затрат переменными, например, при закупке ряда материалов, изделий и полуфабрикатов со стороны вместо собст-венного их производства.
13.Анализ узких мест на предприятии
13.1 Понятие оптимальной программы производства и продаж
В предпринимательской практике  оптимизация производственной про-граммы (производства и продаж) выполняется почти исключительно за счет снижения затрат. Между тем предпочтителен подход, ориентирован-ный на достижение высокой рентабельности, т.е. на получение прибыли с учетом выручки от продаж и производственных затрат.
При расчетах по полным затратам, когда они не разделяются на перемен-ные и постоянные, спланировать оптимальную программу невозможно. Наряду с затратами необходимо учитывать влияющие на выручку допол-нительные факторы. Между производством и сбытом существует тесная связь, поэтому сбытовую и производственную программы следует плани-ровать как единый проблемный комплекс.
Если при планировании производственной программы ставится еще зада-ча оптимизировать прибыль, то приходиться решать (не всегда успеш-но) комплекс вопросов:
- какие работы (изделия, услуги и т.д.) и в каких объемах следует выпол-нить;
- производить все их собственными силами и/или осуществлять поставки со стороны, прибегать к субподряду;
- какие следует задействовать технологии, технологические процессы;
- какую получить выручку от реализации;
- какие должны быть (будут) переменные и постоянные затраты;
- то же суммы покрытия;
- на какую прибыль (и рентабельность) должна выйти строительная (про-мышленная) организация.
Главная задача оперативного планирования производственной программы – определить номенклатуру и объем продукции (состав работ, сооруже-ний, услуг). Для этого необходимо знать:
- цены на строительную (производственную) продукцию;
- затраты на ее производство (себестоимость);
- загрузку строительных (производственных ) мощностей каждым видом продукции (работ);
- какими производственными мощностями располагает организация.
Планирование начинается, по существу, с определения узких мест. Суще-ствуют три принципиальных подхода, когда на предприятии:
- узких мест нет;
- имеется одно узкое место;
- имеется несколько узких мест.
При наличии нескольких узких мест рассматриваемые здесь подходы к планированию оптимальной программы реализации и производства не-достаточны. Оптимальное решение может быть получено с применением методов линейного программирования.
13.2 Планирование производственной программы при отсутствии узких мест
При отсутствии узких мест вся приносящая прибыль продукция может производиться в максимально возможном количестве. Предполагается , что для каждого продукта возможен только один производственный процесс и единственная величина переменных затрат за единицу про-дукции. На результат планирования , таким образом, влияют только вы-ручка от продаж и переменные затраты на единицу продукции. Постоян-ные затраты зависят только от времени  и не должны приниматься во внимание.
Итак, пока в производстве нет узких мест, решение о включении продук-та (СМР, объекта и др.) в оптимальную производственную программу принимается по положительной величине сумм покрытия.
В табл. 13.1, к примеру, приведены необходимые данные о четырех ви-дах продукции. Из нее понятно, что в производственную программу не следует включать продукт «С», имеющий отрицательную сумму покры-тия (  ;15 руб. за единицу продукции). Другие виды продукции, имею-щие положительную сумму покрытия за единицу продукции, можно принимать в максимально возможных объемах.
Таблица 13.1
Вариант производственной программы при отсутствии узких мест
Продукты Выручка от реали-зации за единицу продукции, руб. Переменные за-траты на единицу продукции, руб. Сума покрытия за единицу продук-ции, руб.
А 200 140 60
В 370 310 60
С 190 205 -15
Д 430 340 90


13.3 Планирование производства при наличии одного узкого места
Узкое место может быть обусловлено:
a) при одноступенчатом производственном процессе тогда, когда для максимально возможного производства всех продуктов с положи-тельными суммами покрытия не хватает существующих мощно-стей;
b) при многоступенчатом производственном процессе тогда, когда узкое место возникает только на одном участке, мощности которо-го не хватает для производства всех продуктов.
В любом случае для оптимизации производственной программы сле-дует использовать относительную сумму покрытия (О ). Ее оп-ределяют в единицу времени загрузки узкого места.

О;п =

абсолютная сумма покрытия единицы продукции
время изготовления единицы продукции
Решение осуществляется следующим образом:
1) устанавливается (рассчитывается), сколько времени нужно для обработки отдельных продуктов на участке, считающимся узким местом;
2) продукты ранжируются по величине О . Ранжирование начина-ется с продукта, имеющего наибольшую величину О . Включе-ние продолжается до тех пор, пока не будут полностью задейст-вованы мощности узкого места.
Пусть предприятие располагает производственными мощностями, доста-точными для производства такого количества различной продукции, которое возможно реализовать на рынке. Тогда получим результат, представленный в табл. 13.2.


Таблица 13.2
План производства при отсутствии узкого места
Продукт Количество еди-ниц продукции Сумма покрытия за единицу, руб./шт Итоговая сумма покрытия, руб.
А 1500 210 315 000
В 2800 120 336 000
С 3200 180 576 000
Д 3800 310 1 178 000
2 405 000

Итоговый результат определился величиной суммы покрытия 2 405 тыс. руб.
Ранжирование продуктов по абсолютной величине сумм покрытия при-нимает следующий вид
Ранг 1 Продукт Д
Ранг 2 Продукт С
Ранг 3 Продукт В
Ранг 4 Продукт А

На одном производственном участке возникло узкое место , харак-теризующееся 4100 часами. На него и следует сориентировать производ-ственную программу. Для этого установим время для изготовления еди-ницы каждого продукта в узком месте:
Продукт А 0,8 ч/шт
Продукт В 1,2 ч/шт
Продукт С 0,5 ч/шт
Продукт Д 0,4 ч/шт


Таблица 13.3 
Сумма покрытия О за час загрузки узкого места
Продукт А 210 руб./шт : 0,8 ч/шт =265,5 руб.
Продукт В 120 руб./шт : 1,2 ч/шт =100 руб.
Продукт С 180 руб./шт : 0,5 ч/шт =360 руб.
Продукт Д 310 руб./шт : 0,4 ч/шт =775 руб.
Далее по приведенной выше формуле для каждого продукта отдельно определим вначале удельную сумму покрытия за час загрузки узкого места О (табл. 13.2) и затем – оптимальную программу реализации с учетом на-личия одного узкого места в производстве.
Сформировался новый ранжированный ряд продуктов, учитывающий наличие узкого места:
Ранг 1 Продукт Д
Ранг 2 Продукт С
Ранг 3 Продукт А
Ранг 4 Продукт В

Для каждого продукта рассчитаем количество выпуска за час загрузки узкого места Nч.
Nч = 
Оно составляет для:
- продукта А 1ч : 0,8 ч/шт = 1,25 шт/ч
- продукта В 1ч : 1,2 ч/шт = 0,833 шт/ч
- продукта С 1ч : 0,5 ч/шт = 2,0 шт/ч
- продукта Д 1ч : 0,4 ч/шт = 2,5 шт/ч.
Эти промежуточные результаты позволяют сформировать оптимальную про-грамму реализации и производства с учетом мощностей в узком месте, рав-ном 4100 час (табл. 13.4 и 13.5).

Таблица 13.4
Оптимальная программа реализации и производства в часах
Продукт Д 3800 шт : 2,5 шт/ч = 1520 час
Продукт С 3200 шт : 2,0 шт/ч = 1600 час
Продукт А 1225 шт : 1,25 шт/ч = 980 час
Располагаемая мощность в узком месте 4100 час

Результат. При наличии узкого места рекомендуется:
- продукт (работы, услуги) Д и С производить в полном объеме;
- продукт А следует произвести в количестве 1225 шт (из 1500 шт возможных к реализации);
- продукт В не включать в план производства вообще.

Таблица 13.5
Оптимальная программа реализации и производства в стоимост-ном выражении
Продукт Количество еди-ниц продукции Сумма покрытия, руб./шт Итоговая сумма покрытия, руб
Д 3800 310 1 176 000
С 3200 180 576 000
А 1225 210 257 250
Достижимая итоговая сумма покрытия 2 011 250

Такая программа обеспечит получение итоговой суммы покрытия в размере 2 011 250 рублей.
Оценим эффект оптимизации производственной программы предпри-ятия по сравнению с вариантом, когда программа формируется исходя из ве-личин итоговых сумм покрытия по каждому продукту (см. табл.13.2)

Продукт Д 3800 шт х 0,4 шт/ч = 1520 час
Продукт С 3200 шт х 0,5 шт/ч = 1600 час
Продукт В 817 шт х 1,2 шт/ч = 980 час
Мощность производства в узком месте 4100 час

Если программу продаж (реализации) формировать без учета узкого места в производстве, то итоговая сумма покрытия получиться меньше, чем в табл. 13.5. Она составит 1 852 040 руб. (табл.13.6).
Таблица 13.6
Неоптимальная программа продаж производства
Продукт Количество еди-ниц продукции Сумма покрытия, руб./шт Итоговая сумма покрытия, руб
Д 3800 310 1 176 000
С 3200 180 576 000
817 1225 210 98 040
Достижимая итоговая сумма покрытия 1 852 040

Эффект оптимизации производственной программы определился в размере 2 011 250 – 1 852 040 = 159 210 руб.
Эффективность оптимальной программы составит –
 .


Рецензии