Фотография из детства

1.
 
У памяти есть интересное свойство - избирательность. Почему-то часто вспоминается не все событие в хронологическом порядке, а какие-то неизменно повторяющиеся в деталях картинки. Такой фотографией в памяти Александры хранится дворик у деревенского дома, в котором прошло ее детство.
 
Лето. Голубое небо с плывущими кучевыми облаками. Ветер. Солнце.
 
Под окнами дома - длинная клумба с флоксами, пионами, лилиями. У мамы Сани всегда было много цветов - на радость соседям во все праздничные дни, когда кто-нибудь да прибегал «одолжить» букетик. Саня всегда с удивлением слушала эти просьбы, потому что никак не могла взять в толк , где соседи возьмут цветы, чтобы вернуть маме. Ведь когда одалживали, например, хлеб, всегда возвращали.
 
Вдоль клумбы протянулась серо-зеленая лента дороги. Кустики подорожника плотными рядами украсили колею. И снова загадка для Саньки. Она никогда не видала, что б эти растения пропалывали или пересаживали, а росли они значительно веселее, чем мамино разноцветье. Эту дорогу Саня очень любила. Все самое интересное в жизни начиналось с нее. Иногда девочка закрывала глаза, ступала босыми ногами на дорожку и осторожно шагала, представляя, что будет, если двигаться так долго - долго. И получалось волшебство.
По этой дорожке приезжали городские гости, конь Орлик топал неспешно по хозяйским делам, проходили мимо соседи в магазин. Дорожка была длиной всего с километр, обоими концами она упиралась в большак, как радуга. Когда-то эта радуга была для Сани всем миром. Постепенно она подрастала, а дорожка словно укорачивалась.
 
И уже десятикилометровый большак, соединяющий два асфальтированных шоссе, был для девочки радугой надежды. Шоссе пугало шумом нескончаемых машин, чужим, неизвестным миром, который обязательно был лучше, интереснее и значимее ее маленького мира. Очень рано Саня стала мечтать о том моменте, когда одно из двух блестящих шоссе умчит ее в счастливую, светлую жизнь. Сейчас же, возвращаясь памятью из «светлой и счастливой жизни», Саня видела не блестящее шоссе, и даже не деревенский большак, а кусочек гравийки у дома, шириной с телегу ,не более. И понимала , что во всем огромном мире нет дорожки роднее, прямее, чище и понятнее.
 
2.
 
По другую сторону дорожки начинались грядки, за которыми был сад, даже сейчас ,через много лет, казавшийся огромным. Тут были и тихие, потайные уголки, где Саня пряталась от всего мира, и шумящий пчелиными роями островок ,и многочисленные ряды душистых слив, груш, вишен и яблонь. Кусты разносортной смородины обрамляли большой участок сада. Летом они были приманкой для скворцов, которых не могли обмануть никакие чучела. Иногда этим чучелом приходилось работать Сане, прыгая вокруг сада и громко хлопая в ладоши. Несметное количество ягод доставляло хлопоты родителям - как только кусты начинали полыхать красным пламенем, взрослые начинали переживать, куда это все девать. Поэтому девочка стремилась хлопать в ладоши все же потише, ведь скворцы так просто решали проблему сбыта!
 
Но самым любимым растением в саду для Сани был жасмин. Его цветы шептали о начале лета, о радостном празднике Лиго. Свежий запах цветков волновал, рассказывал о чем-то таком хорошем, что казалось, будто теперь всякие неприятности уже просто невозможны.
 
У самого дома, уже не в саду, росла огромная яблоня. Ранетка. Это плодовое чудо было известно всей деревне. Такого количества яблок больше не было нигде. Сладкие, крупные, они ковриком лежали на земле, не успевая перемещаться в корзины, лукошки и ведра. Все лето люди кланялись яблоньке, постоянно поднимая с земли самое веселое яблочко.
Низкие толстые сучья дерева позволяли Саньке вскарабкиваться наверх, устраивая там наблюдательный пункт. Каково же было удивление девочки, когда однажды вечером она обнаружила в своей засаде индюка! Видимо здорово и ему надоели все домашние, если захотелось уединиться так надежно! А мать перед этим сбилась с ног ,выискивая беглеца. Обнаруженный же, он еще больше удивил девочку - индюк полетел! Никогда, ни до того, ни после, летающих индюков ей видеть не приходилось. А может и ему тогда мечталось о дальних странствиях? Ведь не виноват же он, что не журавль, и даже – не синица!
 
Вот и вся фотография. Обычный деревенский дворик. Но эта картинка сопровождает Александру всю жизнь, возникая яркой точкой всякий раз, когда мысли уносят в начало….


Рецензии
Старый альбом я для внуков открою,
В пятом колене узнают родных.
Дерево жизни параболой строю,
Фото все в рамках, как лики святых.
http://www.proza.ru/2012/06/29/776
С ув. Олег

Олег Устинов   17.09.2012 01:31     Заявить о нарушении
Спасибо за такой красивый отклик!

Лилия Менковская1   19.09.2012 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.