Машина времени. ч. 4. психология. гл. 1. индийские

               

Калад гунна-вйтикарах
Паринамах свабхаватах
Кармано джанма махатах
Пурушадхиштхидах абхут

                (После появления  Каранарнавашаи Вишну                возникает махат-татва – совокупность начал материального творения, затем проявляется время, а вслед за ним появляются три качества. Природа представляет собой проявление трех качеств, которые преобразуются в деятельность)
(Шримад-Бхагаватам, Вторая Песнь, 5.22)

ГОРОСКОП И ИНДИЙСКИЕ ГУНЫ

Мы уже показывали, что время подчас неуловимо для ума ограниченного миром абстрактного, миром голой математики, миром количества. Хроносфера - как раз мир, где пространства неоднородны, а закономерным образом качественно ассиметричны. Нечто похожее присутствует древнеиндийской философии модусов-гун.  Также термин «гунна» переводят как качество. Но модальная теория говорит именно о трех гуннах.
Этот трех-модальный (или тернарный) мир подчинен логике разделения цикла на качественный участки-фазы.  Гуны (буквально веревки, а по смыслу модусы-качества) это первоначальные модальности, на которые разлагается реальность. На санскрите эти модальности называются САТТВА, РАДЖАС  и ТАМАС. Обычный перевод таков: САТТВА – благость, РАДЖАС - страсть. ТАМАС – невежество. Цела глава «БХАГАВАД-ГИТЫ» посвящена перечислению наглядных примеров, рисующих три эти модальности.
Несложно заметить, что относительно нашего хроносферного цикла ТАМАСУ соответствует БЫК,  САТТВЕ -  ЗМЕЯ, РАДЖАСУ – ПЕТУХ. Если мы исследуем годовой цикл, то ТАМАС-БЫК выпадет на 21/22 декабря, САТТВА-ЗМЕЯ на  21/22  апреля, а РАДЖАС-ПЕТУХ на 21/22 августа. 




Индийские философские тексты («Бхагават-Гита» или «Шримад-Бхагаватам») , подвергая классификации социум делят однако его на четыре части. Напомним, что это брахманы-ученые, кшатрии-воины, вайшьи-земледельцы и шудры-рабочие. При этом все тексты объясняют, что четыре Варны складываются как раз из трех гун.  В одном случае утверждается, что природа  брахманов соответствует САТТВЕ, кшатриев – РАДЖАСУ, шудр – ТАМАСУ, а вайшьи – смеси ТАМАСА и  РАДЖАСА. В другом случае дается другая разбивка: брахманы – САТТВА,  кшатрии – РАДЖАС и САТТВА, вайшьи – РАДЖАС, шудры – ТАМАС.
На 12-членной шкале эта нестройность легко разрешается.  Например: БЫК, ТИГР, КОТ – соответствуют психофизике шудр, ДРАКОН, ЗМЕЯ, ЛОШАДЬ – характерны для брахмана, ОВЦА, ОБЕЗЬЯНА, ПЕТУХ – знаки для кшатриев-воинов, СОБАКА, КАБАН, КРЫСА – предприниматели.

Но в древнеиндийской философии есть и собственно 12-тиричная шкала-алгоритм, описывающая так называемые «раса» (вкус, отношение, настроение). Среди этих «раса» присутствуют пять основных, и семь дополнительных. Но нам показалось, что индийские раса-вкусы тоже можно соотнести с хроносферной циклической  шкалой.
«Основные» раса распределяются вокруг знаков с максимумом рефлексии-«духа». Максимум «ума» в гороскпной шкале обозначен ЗМЕЕЙ. Основные расы – это НЕЙТРАЛЬНОСТЬ (ШАНТА), СЛУЖЕНИЕ (ДАСЬЯ), ДРУЖБА (САКХЬЯ), РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАБОТА (ВАТСАЛЬЯ) и СУПРУЖЕСКАЯ ЛЮБОВЬ (МАДХУРЬЯ). Знаки хроносферного цикла с доминированием рефлексии это: КОТ, ДРАКОН, ЗМЕЯ (максимальная рефлективность), КОНЬ, ОВЦА.
Дополнительные «раса» - это смех, гнев, рыцарство, страх, отвращение, удивление, сострадание. Теория раса представляет собой индуистскую психологию, где центральным пунктом является  состояние духовной любви (бхакти), в нашей системе духовность более всего соответствует рефлексии (когнитивности).
Мы действительно наблюдаем, что максимум рефлективности совпадает с этическим чувством и даже морализаторством. В индийской системе, однако, не чувство общности, справедливость и дружба являются  высшей точкой, а супружеская любовь (мадхурья). У нас эта раса оказалась ОВЦОЙ. Любовь действительно «состоит» из энергии и осознанности. И любовь действительно принципиально пробужденное состояние, оно направленно вовне, чутко и противоположно сонному торможению. Древнеиндийские поэты описывали одухотворенное чувство любви как смесь мёда и яда. Духовная любовь (бхакти) – максимум чистоты, она антитеза, противоложность тьмы. ОВЦА в цикле гороскопа, как видим, как раз противостоит темному, сонному БЫКУ.

ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ:

http://www.proza.ru/2011/01/18/305


Рецензии