Роберто Росселини

Роберто Росселини родился в мае 1906 г. в Риме в семье архитектора. Окончив Высшую техническую школу, он часто менял место работы, пока не нашел себя в кинематографе. Свою первую полнометражную картину «Белый корабль» Росселини окончил в 1941 году. После этого по заказу фашистского правительства он снял несколько пропагандистских короткометражек. Во всю мощь талант режиссера развернулся после разгрома немцев, когда он на очень скромные средства, в стране, обескровленной войной, снял одну из лучших лент 40-х годов «Рим – открытый город» (1945).

"РИМ – ОТКРЫТЫЙ ГОРОД". Оккупированная немцами Италия, зима 1944 г. Рим становится  местом жесточайших столкновений между гестапо и бойцами Сопротивления. Коммунист Манфреди (его разыскивает гестапо) находит убежище у своего друга – типографа Франческо, который собирается жениться на своей соседке-вдове Пине. Дом на Виа Кастеллина  становится ячейкой Сопротивления: сын Пины, его товарищи, священник дон Пьетро тоже принимают участие в борьбе. Но на них поступает донос. Эсесовцы  оцепляют дом, забирают живущих там людей и хладнокровно убивают Пину. Коммунист умирает под пыткой, не сказав ни слова. Дона Пьетро расстреливают на одном из холмов, окружающих Рим. Свидетели этой расправы – дети тихо насвистывают  песню бойцов Сопротивления, перед тем как спуститься на улицы пробуждающегося города. Все события «Рима…» основаны на исторических фактах, все образы действующих лиц – на реальных прототипах. Фильм снимался в обстановке максимально приближенной к реальности, по следам только что пережитых событий и имел феноменальный зрительский успех во всей послевоенной Европе. Он стал первой ласточкой неореализма, а Роберто Росселини неожиданно для самого себя сделался  главой этой школы, имевшей очень большое влияние на развитие мирового кинематографа. Вместо прежнего «богатого» кино появилось искусство, внимательно следившее за жизнью общества. От опостылевшей лжи «кинематографии белых телефонов» неореалисты звали зрителя заглянуть в обшарпанные марши лестничных клеток и грязные коридоры, в подворотни и кабачки, где убивают время безработные. Фильм получил Большую премию на фестивале в Канне (1946).

В своем следующем фильме «Пайза» (1946) Росселини  создал документально точную  хронику жизни Италии в годы войны, а в «Германия, год нулевой» (1947)  с необычайным реализмом показал немецкую столицу первых послевоенных лет.

«ГЕРМАНИЯ, ГОД НУЛЕВОЙ». Берлин в первые послевоенные годы. Эдмунд, тринадцатилетний мальчик, в условиях всеобщей разрухи вынужден содержать отца, брата и сестру старше его по возрасту. Брат скрывается, так как в прошлом был членом нацистской партии. Сестра становится проституткой.  Эдмунд, потерявший работу, участвует в нескольких кражах, которые организует старый гомосексуалист, его бывший учитель. Он помогает Эдмунду устроить тяжело больного отца в больницу. Когда мальчик делится  с учителем своими опасениями  относительно здоровья отца, тот внушает ему  нацистские взгляды относительно «борьбы за выживание», «права сильнейшего на жизнь» и т.п. Эдмунд дает отцу яд. Страдая от угрызений совести, отвергнутый учителем, который  испугался обвинений в подстрекательстве к убийству, Эдмунд на глазах сестры сестры бросается  вниз с руин огромного здания. Росселини одним из первых в мировом кино показал, что  жертвами разрухи и голода в первую очередь становятся невинные люди: старики, женщины, дети, в то время как бывшие нацисты ловко приспосабливаются к новому порядку вещей.

Впрочем, оправившись от шока военных лет, европейский зритель несколько охладел к беспощадному реализму фильмов Росселини.  Его лента «Стромболи, земля Божья» (1950), повествующая о тяжелом существовании жителей заброшенного средиземноморского островка, почти не имела успеха в Италии.

«СТРОМБОЛИ, ЗЕМЛЯ БОЖЬЯ» (1950). Карин (ее играет Ингрид Бергман), литовка, незаконно пробравшаяся в Италию, выходит замуж за Антонио, охранника лагеря для перемещенных лиц, где она находится. Антонио привозит жену в рыбацкий поселок на островке вблизи знаменитого вулкана Стромболи. Карин чувствует себя одинокой в непривычной обстановке. По совету священника она пытается наладить жизнь, но это ей не удается. Карин мучит мысль, что она стала жертвой собственной роковой ошибки. Повсюду вокруг себя она видит лишь насилие и враждебность. Она говорит мужу, что беременна, но тот совсем не обрадован этой вестью. Начинается извержение вулкана, во время которого Карин бежит из дома. Она хочет добраться до Палермо, но у подножия вулкана с ней происходит необъяснимая перемена, и Карин возвращается обратно. Сплав психологической драмы с реалистическим, почти документальным повествованием о жизни заброшенного острова отражал переживания Росселини в момент острого творческого кризиса, как бы ставшего предвестником общего кризиса неореализма в 50-е годы.

 В дальнейшем Росселини несколько смягчает свой реализм, хотя по силе драматизма его поздние работы нисколько не уступают ранним.

 «ПОЕЗДКА В ИТАЛИЮ» (1953). Богатая английская пара приезжает в Италию, чтобы получить оставленное им дядюшкой наследство – виллу на Неаполитанском заливе. Отношения  мужа и жены находятся на краю разрыва, и каждый из них предается одиноким прогулкам – он ездит к друзьям на Капри, она посещает музеи и катакомбы. В последний день пребывания в Италии, во время экскурсии к развалинам Помпеи, вспыхивает ссора, которая вплотную подводит к решению о разводе. Но на обратном пути супругам встречается процессия, на их глазах совершается чудо. Захваченные волнением и благоговением толпы, муж и жена заново обретают былую близость и любовь. В этом фильме Росселини удалось связать между собой повседневное и вечное, хрупкое и непреходящее. Чрезвычайно подвижная камера создала редчайшее ощущение течения времени и пространственных  перемещений. Зритель словно проникает в тайные узы, сближающие самые обыденные человеческие действия с великими силами, которые правят Вселенной.

 Последний заметный фильм Росселини «Генерал Дела Ровере» (1959) вновь возвращает нас Италию времен войны.  Мелкий жулик Бертоне под давлением начальника гестапо полковника Мюллера соглашается выдать себя за одного из  руководителей движения Сопротивления генерала Дела Ровере. Его сажают в тюрьму с партизанами, чтобы он подслушивал и передавал гестапо  ценную информацию. Но под  влиянием новых друзей Бертоне становится на сторону патриотов. В конце фильма его расстреливают как лидера движения Сопротивления генерала Дела Ровере. Картина получила «Золотого Льва» на кинофестивале в Венеции (1959 ). Умер режиссер  в июне 1977 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
Ни один из этих фильмов я не видела, но с интересом прочитала содержание сюжетов.
Благодарю вас, Константин.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   02.12.2011 16:48     Заявить о нарушении
"Рим - открытый город" Вы, наверно, видели. Эсесовцы пытают там коммуниста паяльной лампой. Очень сильная сцена. Она задержалась в моей памяти из глубочайшего детства (лет шести, наверно). Сам Росселини, возможно, сейчас не так интересен. Но влияние его чувствуется на многих режиссерах (молодой Висконти, молодой Феллини, Трюффо).

Константин Рыжов   02.12.2011 20:05   Заявить о нарушении
Нет! К сожалению, я не видела и этой картины.
С глубочайшим почтением.
Кира.

Кира Крузис   02.12.2011 20:12   Заявить о нарушении