Христианские мотивы в повести Уездное

Христианские мотивы в повести Е.И. Замятина «Уездное»: пути анализа

В последнее время внимание исследователей творчества Е. И. Замятина все чаще привлекает проблема национальной выразительности его творческого наследия. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать влияние Русской Православной Церкви на произведения писателя, которое в очередной раз доказывает прочную связь автора «Уездного» с народной традицией, со своими корнями. Обладая чрезвычайно чуткой совестью и чистейшей эстетической одаренностью, Замятин просто не мог игнорировать тысячелетнюю культуру своей Родины. Кроме того, Замятин – идеалист, который, оставаясь вместе с тем реалистом, ищет в жизни идеал, правду, добро. Выстраивая свою картину мира, он пытался преодолеть трагическое противоречие между мрачной действительностью и системой нравственных ценностей, данных нам христианством.

Отношения Замятина с Церковью были столь же не простыми, как и с революцией. Однако, когда мы говорим об отношении писателя к религии, следует учитывать, в какой среде протекало его детство. Будучи сыном священника, на заре своей жизни он впитал многие религиозные идеи и образы. Возрастая затем телом и духом, проникаясь атмосферой окружающего его безбожия, Замятин во многом пересмотрел свои детские впечатления. Тем не менее, будучи писателем чисто светским, он пропитался общим духом Православия, нравственные законы которого стали для него непреложными. Воспитанный в патриархальных традициях, он не мог полностью оторваться от них и мыслил образами и понятиями Евангелия.

На писателя также оказали огромное влияние современные ему труды религиозных философов, чьи взгляды владели умами многих представителей передовой интеллигенции того времени.

Особый интерес в связи с религиозной традицией представляет первая повесть Замятина «Уездное», в которой закладываются основные темы замятинского творчества. Это произведение представляет собой живой процесс созидания и испытания собственной концепции человека. В повести описан образ жизни героя, а жизнь эта есть, по сути дела, практическое, житейское воплощение популярного материалистического учения о том, что, если человек смертен и за гробом никакого существования нет, цель земной жизни – получение удовольствий и наслаждений. «Уездное» – это произведение, где происходит полное развенчание любого материалистического учения в свойственной для Замятина гротескно-сатирической манере. Внешне повесть является апофеозом плотской жизни, которая есть прямое следствие оскудения духовной жизни, и заканчивается торжеством главного героя. Однако манера изложения не оставляет никаких сомнений в истинной сущности этого торжества.

Уже в первой главе мы видим сжатую преамбулу к последующему  повествованию.

Не случайно, что Барыба не выдерживает экзамен именно по Закону Божию. В. Непомнящий справедливо отмечает, что в XIX веке «Закон Божий был «предметом» скорее «образовательным», чем духовным; в лучшем случае это было «теоретическое» обоснование нравственных правил; <...> учились не столько христовой вере, сколько умению рассуждать на соответствующие темы» [1]. Главный герой проваливает этот предмет не только теоретически в начале повести, но и практически на протяжении всего произведения. Самый главный экзамен по Закону Божию Барыба сдает накануне суда над Тимошей и тоже проваливается. Он делает свой нравственный выбор между добром и злом.

Образ священника также многозначителен. Состояние духовенства, которое должно являться народным пастырем, в то время было на низком уровне. Об этом говорили не только революционно настроенная интеллигенция, но со скорбью отмечали видные религиозные деятели. Как замечает О. Платонов: «Линия на вырождение [Православия] связана с многолетней политикой на <...> насаждение формальной церковности <...> Линия формальной церковности подтачивала Православие, отталкивала от него много тысяч верующих...» [2]. И вот священник (отсутствие у него имени говорит о распространенности этого явления) смеется над тем, что его подопечный отправляется в жизнь, не зная Закона Божия, нравственного закона. От него Барыба попадает к другому священнику – отцу Евсею, который тоже не способен пробудить совесть в душе Барыбы. Таким образом, в 1 главе как бы сжата вся повесть. Другими словами, бездуховность, нравственное невежество народа, представителем которого является Барыба, было во многом обусловлено упадком в среде духовенства.

Итак, Замятин обличает священников, но осуждает ли он Церковь?

Церковь, по мысли писателя, должна возвышать души людей, насаждать в их душах нравственный закон, придавать силы и звать на духовную борьбу, как это было в седую старину. Об этом нам говорит «низенькая, старая, мудрая церковь», которая когда-то «оборонялась от татаровья, служил в ней, говорят, проездом боярин Федор Романов, в иночестве Филарет». Особое место занимает в повести образ старой церкви. Ее значение двояко: с одной стороны, она олицетворяет былую мощь народа, источником которой было Православие. Недаром Достоевский говорил, что понятие русский и православный суть одно. С другой стороны, Замятин не случайно подчеркивает заброшенность церкви, что говорит о ее, если так можно сказать, невостребованности. Такую же запущенность Замятин подчеркивает в облике монастыря.

Другими словами, налицо русское безверие, которое, в свою очередь, ведет к полной безнравственности. С другой стороны, оборотной стороной безверия стали дурной мистицизм и разнообразные суеверия. Поэтому пастырь забывает о том, чему учит народ, и прибегает к помощи таких сил, от которых должен отвратиться сам и отвращать других. Отец же Евсей идет к колдунье Иванихе и просит ее о помощи.

С темой религии в «Уездном» тесно связана тема семьи и дома, которая, как уже неоднократно отмечалось другими исследователями [3], являлась магистральной в творчестве Замятина. Церковь чрезвычайно серьезно относилась к институту семьи, так как была уверена, что «мы в благочестивой семье, при нашем домашнем очаге, получаем первые и самые твердые уроки богопочтения и нравственности» [4]. Семья всегда была основой русского общества, хранительницей нравственных устоев, прочным фундаментом, на котором держалась мощь государства. И вот этот фундамент начал рушиться, выскальзывает из-под ног.

Не случайно и то, что Замятин использует в своей повести жанр жития, трансформируя его в антижитие. Если в евангельской притче о блудном сыне говорилось, как должно быть, то писатель не только описывает то, как есть, но и исследует причины, почему все происходит так, а не иначе.

Замятин сознательно заостряет внимание не только на детях, но и на отцах. Отец Барыбы, Тимоша, купец – все они не выполняют свой моральный долг. Например, Тимоша, защищая чужого ребенка, не щадит своих собственных детей. Результат жестокости отцов воплощен в главном герое. И хотя Барыба страдает от жестокосердия отца, в конце концов, именно отец терпит фиаско. Барыба, несмотря на пережитые лишения, в финале повести «на коне». Мы не видим никаких признаков, что его должно постичь какое-либо наказание, в то время как отец наказан нравственным падением сына за свою жестокость, за отсутствие любви к нему.

Тема любви, деятельной, самоотверженной, евангельской любви к человеку, к ближнему будет часто возникать на страницах произведений Замятина. Писатель будет вновь и вновь убеждать нас в том, что лишь внешнее следование догматам, насколько бы хороши они ни были, отсутствие любви, оживляющей и одухотворяющей эти догматы, мертвит человеческие души. О том же говорит Апостол: «И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любви же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любви же не имам, никая польза ми есть» (1 Кор. 12,31).

И здесь возникают еще две темы, к которым писатель будет неоднократно возвращаться в своем творчестве, – тема совести и тесно связанная с ней тема наказания. Феномен совести, данный нам христианством, заключается в чувстве ответственности человека за себя и за весь мир. Это глас Божий, который, находясь в нашей душе, уподобляет нас Ему. Именно совесть отличает человека от животного, поэтому в момент, когда в Барыбе пробуждается совесть, он становится похожим на человека. Умирает совесть – умирает человек, остается животное.
Влияние христианской системы ценностей, христианской символики на автора повести «Уездное» бесспорно, и перед исследователями стоит увлекательная задача проанализировать это влияние.

1.Непомнящий В.Н. Лирика Пушкина // Лит. в школе. 1994. № 5. С.
3.
2.Платонов О.А. Терновый венец России. История Русского народа
в XX веке: В 2-х т. М, 1997. Т. 1. С. 63.
3.См., например: Капустина С.Н. Русский дом и семья в
творческой эволюции Е.И. Замятина: пути художественных
решений. Автореферат дис. канд. филол. наук. Тамбов, 2002.
4.Модестов Сергий, протоиерей. Спасительный путь веры и
благочестия. М., 1997. С. 344.

Е. А. Налитова
2004


Рецензии
В целом интересно. Я не большой поклонник творчества Замятина, но данная статья заинтересовала меня и я обязательно почитаю не только "Мы", но и другие произведения писателя.

Олег Лёвин   20.01.2011 18:31     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Екатерина Налитова   21.01.2011 19:20   Заявить о нарушении