Писатель в роли социального эколога
Следует упомянуть, что среди врачей, целителей и знахарей ( это и ранее, а сейчас все как бы возвращается на круги своя - в виде центров нетрадиционной и народной медицины в уже современном виде и качестве) ведь всегда находились мудрецы, их было немного, обладающих способностями психологов и социологов, практически - единицы, но они выполняли роль людей, которые помогают другому человеку, группе людей ориентироваться в обществе - выживать, поддерживать свой троекратный статус(тройственную природу) ведь если одна из оболочек изменяется, истончается или исчезает, то человек болеет. Если не лечить вообще и не восстанавливать оболочки , то жизнь человека в серьёзной опасности, потому что она - не только физическое тело и не только с потерей физической оболочки тел наступает смерть( к сведению ярых атеистов): человек, как личность погибает иной раз раньше, теряя две другие не физические оболочки. Известно, что система органов во главе с ЦНС, поглощающая и выделяющая, производящая определенные движения (к солнечному свету, к пище), даже размножающаяся - еще не человек, она лишена понятия собственного Я и места в обществе и духовной составляющей, стремления к прекрасному ( литература, музыка, изобразительное искусство). Собственно ведь, "недочеловеком", рождается детя гомо сапиенс-сапиенс и прибывает до сознательного возраста - примерно до 2 лет раннего этапа развития, хотя генетически задатки развития всех оболочек есть, затем индивид и личность проходит все пики развития - 7, 14 , 21, последние два - уже не исключая, а включая естественный инстинкт размножения.
Чехов же в пьесе "Дядя Ваня" сформулировал языком художественной прозы социально-психологический тезис развития человека, как личности - " В человеке должно быть все прекрасно...", здесь же подразумевается, что тело, душа ( как эмоции) и мысли ( дух, духовность ) неразделимы. Только тогда человек полноценен для себя и перспективен для общества в целом, когда он здоров, счастлив и несет радость познания жизни во всех её проявлениях другим.
Герой произведения "Человек в футляре" не может быть счастливым и хорошо себя чувствовать, не загоняться страхами, ибо он объективно лишен социальной оболочки или утратил ее частично, поэтому он стремиться поддержать свою закрытую зону комфорта в неизменном виде.
Героини рассказов "Душечка " и " Попрыгунья" несчастны, потому что дезориентированы в своих порывах, они вне правил игры, по которым живет их окружение с более духовным началом или наоборот слишком приземлённым, а они остаются не у дел. Эти женщины не больны, но у них нарушена духовная оболочка, Чехов показывает, как те, кто с ними соприкасаются, либо умирают, либо серьезно заболевают(мужья Душечки, муж Попрыгуньи).
Человек несчастен и болен в разной степени тяжести, если нет взаимопонимания с родственниками и окружением, дело доходит до суицида, алкоголизма или психоза, а также неврозов, разного рода невротических состояний - от легких недомоганий до постоянных блуждающих болей по всему телу - "то тут то там", но как-то с помощью традиционной медицины выкарабкивается, а бывает состояние полной блокировки регенерации на генетическом уровне, резкое замедление восстановительных процессов - и тогда человек не выкарабкивается.
В пьесе "Чайка" и сын Аркадиной, и Маша, и Тригорин - тоже ведь больны не в традиционном понимании, как и сама Аркадина, а душевно, почитайте внимательно, и вы поймёте, что у них нарушено равновесие трех составляющих оболочек - тело, душа и дух (если говорить более понятным языком). У каждого персонажа "Вишневого сада" можно увидеть страх, хоть какую-то фобию или склонность к одержимости.
Сам Чехов безмерно любит своих героев, несмотря на их душевные увечья и нравственные увечья, порой отвратительный образ жизни и испорченный нрав. Он называет их Ангелами, он пишет без злобы, с горечью и тоской повествует о пустых мещанах, барыгах, глупых и недалёких чиновниках, прожигателях жизни, безнравственных поступках внешне красивых женщин и привлекательных мужчин. Также по-человечески он относился к больным и в жизни. Юродивых, дураков называл Ангелами, чтобы лишний раз не унизить. В этом он был гениальным гуманистом, что характеризует писателя, как духовную и зрелую личность.
Я разделяю его мысли, что стремление к прекрасному без гуманизма, унижение другого человека, высокомерный взгляд на окружающих - это ничто иное, как человеческий порок, называемый снобизмом( ярко описано в пьесе " Драма на охоте", снобизм губит главного героя-писателя, и графа приводит к личной трагедии, а из-за них погибает юная красавица, тоже уже познавшая порок, блуд ей не принёс счастья).
Очень много произведений у классиков посвящено человеческим страхам и фобиям. Страхи - это защитная реакция на изменения как внутри самого человека, так и реакция на изменения в окружающей среде. С ними не надо бороться, их нужно изучать и по возможности "приручать", не давая им власть над тобой, советуют психологи.
Как психолог, Чехов писал о ситуациях и людях, когда они пребывают в страхе( "Толстый и тонкий"). Нарушив природную схему жизни, другими словами , нарушают соотношение определенных заповедей и морали ( в христианском мире они присутствуют в виде 10 заповедей)
Любой недуг, болезнь телесной оболочки - результат нарушения эмоциональной или социально-духовной сферы( оболочки). Отклонение от нормального состояния ауры в целом( 3 оболочек) социальным экологом может быть диагностирована по тому, какой образ жизни ведет человек, кем он себя осознает, кем является на самом деле, какие жизненные роли играет, а какие роли хотел бы играть( но, увы, не играет). А еще важно, с кем общается, не менее важно - кто на него влияет не только словом-делом , но и эмоционально. Это уже из области биоэнергетики, но это имеет место быть, потому как прибор, измеряющий биополе есть, как и другие электро-приборы, ранее изобретенные, улавливающие электромагнитные волны мозга, сердца, но это уже несколько другой уровень знаний. Чтобы использовать наработки в этой области, корректируя все три оболочки человека, знаниями из этой области нужно сначала овладевать отнюдь не на бытовом уровне, как некоторые самозванцы в психоаналитике пытаются делать, нанося вред пациентам. Как минимум нужно медицинское, биологическое, био-физическое или био-химическое образование, с пониманием физиологии процессов , законов существования материи и преобразования разного вида энергий, основательных знаний законов развития личности и общества, опыт наблюдения за людьми разных возрастных групп.
Что касается психологов в среде писателей. Каждое произведение Чехова, как и некоторых других авторов, например Булгакова , Бунина, Гоголя, А.Островского, Куприна, Тургенева, Горького - это истории болезни человека и общества, а вот историю выздоровления они очень редко предсказывали, как и все другие русские классики. Если счастливый конец сюжета предполагается но не озвучивается, читатель сам домысливает, строит схемы счастливого будущего. Этим, возможно, и ценны классические произведения с точки зрения адаптации человека в социальной среде .
А МНОГО ЛИ БЫЛО ЧИТАЮЩИХ КЛАССИКУ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 года?
К сожалению, чтение высокой поэзии и классической литературы было привилегией интеллигенции, людей искусства.
Сейчас СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ с высоко духовным содержанием ( ЕСЛИ БРАТЬ СТАТИСТИКУ в масштабе страны) много читают?
До революции - ничтожно мизерный процент, после - не намного больше за счёт школьных и вузовских гуманитарных дисциплин.
А ЖИВЕМ -ТО МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ, И ПОРОЙ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ. И ШКОЛА ПОКА НЕ УЧИТ, КАК НАМ БЫТЬ. НА УРОКАХ ОБЖ НЕТ ТАКИХ ТЕМ - " Каким же образом сосуществовать, не болея, не выпадая из привычного ритма жизни, если мама не ладит с папой, а папа не ладит с бабушкой, маминой мамой"?
Писатели художественной прозы - это по большей части, диагносты, но не врачеватели душ. С моей точки зрения в современном мире врачевателями могут в исключительных случаях считаться писатели, любители работать в стиле фентази, которые строят свои сюжеты таким образом, что в конце дают такие ненавязчивые рецепты счастья. В сознании читателя появляются картины, как и в следствие чего герои обретают уверенность, как они претворяют свои мечты в жизнь. Другими словами - признак позитивной литературы, врачующей - это прямое и непрямое программирование на успех, иносказательное направление читателя в русло выбора пути успеха, обретение душевных созидающих сил. Пишущих под таким флагом, как и хороших грамотных специалистов в области социальной экологии - считанные единицы. Их не очень жалуют остальные, потому что людям почему-то приятно смаковать душевно - телесные недуги, депрессия, фобии, кричать о недостатках в чёрных красках. Наверно, это происходит по закону притяжения подобного к подобному. А кто-то на этом зарабатывает.
Но есть и сейчас бодро-спортивная, здоровая от фобий молодежь, которая устояла
против рекламной пропаганды ПОВАЛЬНОГО пьянства, ( и такой молодёжи много в вузах как и среди выпускников,в на рабочих местах в крупных и малых фирмах - менеджеров среднего звена, топ-сотрудников, сотрудников банков и т. д.) Зрелые люди, - это ( как правило), родители тех бодрых и счастливых. И это закономерность. Из результатов опроса на форумах, многие молодые люди любят зарубежных современных авторов, таких как Бернар Вебер с его фантастическими рассказами о жизни сообщества муравьев. Охотно читают позитивные люди и Мураками, детективы Хмелевской - там тоже много положительной, энергетики, её гораздо больше, чем в наших детективах, не смотря на то, что поднимаются очень сложные вопросы (Устинова, Дашкова, Незнанский), но они нашпигованы отклонениями от нормы , шокирующими случаями из жизни людей , даже в подтексте не идут положительные "посылы", а они очень нужны для сохранения троекратного здоровья читателя - тело, душа , дух. Для здоровья тела и духа скорее полезна ироническая проза Донцовой, которую ругают критики, но она несёт лечебный эффект, благоприятна для ауры человека, чем проза Устиновых-Марининых или Сорокиных-Пелевиных.
Обязательно присутствует тонкая нить связи социальных явлений и природы человеческого социума в зарубежной иностранной литературе ( "Мой любимый спутник" Мураками, почитайте и убедитесь сами). Выше сказанное присуще некоторым известным латино-американским авторам( Маркес, Коэльо и др.). Их проза - тоже терапевтическая, позитивная.
Очень многие современные авторы в России и здесь на прозе.ру создают бледные копии на темы, затронутые в книгах Коэльо, после его книги "Алхимик", ряд опрошенных читателей признаются: они поняли, что значит - жить, вообще, некоторые из участников опросов впервые начали с интересом читать, грамотно выбирают авторов, не все, что попадёт под руку. А многие, в принципе, начали читать, это помогает понять, как жить в современных условиях дальше. У меня лично есть такие знакомые семьи, которые с удовольствием читают современные сказки и фэнтази.
Хочу упомянуть еще одного автора европейской литературы 20 века - Тонино Гуэрро. ( сборник "Стая птиц", избранное) . Итальянец по происхождению, он впитал в себя всю прелесть чувственной эмоциональности этой нации, он здраво и совершенно социально мыслит, насыщая пространство яркими образами, по его книгам снимали свои фильмы великие режиссеры по той же причине, и еще - автор умеет создать не только образ, но и атмосферу бытия , визуально пластичен, необыкновенная точность и тонкость в описаниях психологических состояний героев.
Читая нашу прозу, бывает не понятно для кого, для чего она написана. Идет просто некий выброс не всегда положительной энергии , бывает - 99 % плохого подражания, не вникая в суть вещей. Некоторые авторы пытаются стряпать "ремейки" известных общепризнанных бестселлеров, "осовременивая" их, привязывая к российской жизни , но не зная, что первоисточник нес социально-психологическую нагрузку для другой страны. Я думаю, по тем забитым прилавкам разного рода чтива, вы понимаете, о ком идет речь.
Несколько примеров.
И зачем, скажем, читать "Таню Гроттер", если есть классика жанра - "Гарри Поттер" и подлинные сказки Астрид Лингрен. Есть же некий закон накопления и распределения энергии, первоисточник - это сила. Хорошая пародия со знанием вопроса в ироническом стиле без хамства и матерщины, вытянувшая некоторые лучшие качества первоисточника и обратившая внимание на литературные штампы - это полезно больше не для читателей а для самих авторов. А вот вторая копия и последующие пародии на пародии - уже абсолютная пустышка, не несет ничего энергетически, она отбирает энергию у читателя, заставляя его возмущаться, ненавидеть автора за промахи, иной раз "ни за что" или за полный откровенный бред. Да и самому автору кроме некоторой материальной компенсации,- ни холодно, ни горячо до какого-то момента, а вот если он еще и опубликовал тираж - тогда вступают некоторые другие законы. По принципу: удалось?-взял! - верни! А если не понимает автор, что и как верни?
Есть описанные психологами случаи, когда дети, родственники таких авторов или даже внуки вдруг серьёзно заболевают, не дай бог, встают на сомнительную дорогу, что тоже плохо. Бывает, сами успешные( в смысле гонораров) авторы вдруг - раз - и попадают в авто-аварию, авиа-катастрофу. Жил, жил, творил, радовался, что богатеет - ничего не предвещало беды - вдруг не вернулся из поездки по зарубежью или жена ушла к другому, или муж у писательницы связался с сектой и вынес все имущество на благо Учителя. Особенно жаль, когда болеют от нашей самоуверенности в своей правоте дети. Воспитываем, воспитываем, а ребёнок чахнет на глазах и чахнет , потому что от родителей такой негатив, что цветы в доме вянут, не только дети...
Свидетельство о публикации №211011901476
Аша Бенн 31.03.2011 12:09 Заявить о нарушении