Писатель в роли социального эколога

Ярким примером социального психолога и социального  эколога в одном лице является  русский писатель, драматург - Антон Павлович Чехов. Трудно сказать, знал ли он теоретические законы социальной психологии и экологии, как знают их специалисты в этих областях сейчас,  но он был практикующим земским  врачом, через его руки прошли тысячи людей и судеб. Писатель  был очень наблюдательным, это позволило ему создать сотни образов, классифицировав их в несколько архитипов.

Следует упомянуть, что среди врачей, целителей и знахарей ( это  и ранее, а сейчас все как бы возвращается на круги своя  - в виде центров нетрадиционной и народной медицины в уже современном  виде и качестве) ведь всегда  находились мудрецы,  их было немного, обладающих способностями психологов и социологов,  практически  - единицы, но они выполняли  роль людей, которые помогают другому человеку, группе людей ориентироваться в обществе - выживать, поддерживать свой троекратный статус(тройственную природу)  ведь если одна из оболочек изменяется, истончается или  исчезает,  то человек болеет. Если не лечить вообще и не восстанавливать оболочки , то  жизнь человека в серьёзной опасности, потому что она - не только физическое тело и  не только с потерей физической оболочки тел наступает смерть( к сведению ярых атеистов): человек, как личность погибает иной раз раньше, теряя две другие не физические  оболочки. Известно, что система органов во главе с ЦНС, поглощающая и выделяющая,  производящая определенные движения (к солнечному свету, к пище), даже размножающаяся - еще не человек, она  лишена понятия собственного Я и  места в обществе и духовной составляющей, стремления к прекрасному ( литература, музыка, изобразительное искусство). Собственно ведь, "недочеловеком", рождается детя гомо сапиенс-сапиенс и прибывает до сознательного возраста - примерно до 2 лет раннего этапа развития, хотя генетически задатки развития всех оболочек есть,  затем индивид и личность проходит  все пики развития  - 7, 14 , 21, последние два -  уже не исключая, а включая естественный инстинкт размножения.
Чехов же в пьесе "Дядя Ваня" сформулировал языком художественной прозы социально-психологический тезис развития человека, как личности - " В человеке должно быть все прекрасно...", здесь же подразумевается,  что тело, душа  ( как эмоции) и мысли (  дух, духовность ) неразделимы. Только тогда человек полноценен для себя и  перспективен для общества в целом, когда он  здоров,  счастлив и несет радость познания жизни во всех её проявлениях другим.

Герой произведения "Человек в футляре" не может быть счастливым  и хорошо себя чувствовать, не загоняться страхами, ибо он  объективно лишен социальной оболочки или утратил ее частично, поэтому он стремиться поддержать свою закрытую зону комфорта в неизменном виде.

Героини рассказов "Душечка " и " Попрыгунья" несчастны, потому что дезориентированы в своих порывах, они вне правил игры, по которым живет их окружение с более духовным началом или наоборот слишком приземлённым, а они остаются не у дел. Эти женщины не больны, но у них нарушена духовная оболочка, Чехов показывает, как те,  кто с ними соприкасаются,  либо умирают, либо серьезно заболевают(мужья Душечки, муж Попрыгуньи).

Человек несчастен и болен в разной степени тяжести, если нет взаимопонимания с родственниками и окружением, дело доходит до суицида, алкоголизма или психоза, а также неврозов,  разного рода невротических состояний - от легких недомоганий до постоянных блуждающих болей по всему телу - "то тут то там", но как-то  с помощью традиционной медицины выкарабкивается,  а бывает  состояние полной блокировки регенерации на генетическом уровне, резкое замедление  восстановительных процессов - и тогда  человек не выкарабкивается.

В пьесе "Чайка" и сын Аркадиной, и Маша, и Тригорин - тоже ведь больны не в традиционном понимании, как и сама Аркадина, а душевно, почитайте внимательно, и вы поймёте, что у них нарушено равновесие трех составляющих оболочек - тело, душа и дух (если говорить более понятным  языком). У каждого персонажа "Вишневого сада" можно увидеть страх, хоть какую-то фобию или склонность к одержимости.
Сам Чехов безмерно любит своих героев, несмотря на их душевные увечья и нравственные увечья, порой отвратительный  образ жизни и испорченный нрав. Он называет их Ангелами, он пишет без злобы, с горечью и тоской повествует о пустых мещанах, барыгах, глупых и недалёких чиновниках,  прожигателях жизни, безнравственных поступках внешне красивых женщин и привлекательных мужчин. Также по-человечески он относился к больным и в жизни. Юродивых, дураков называл Ангелами, чтобы лишний раз не унизить. В этом он был гениальным гуманистом, что характеризует писателя, как духовную и зрелую личность.
Я разделяю его мысли, что стремление к прекрасному без гуманизма, унижение другого человека, высокомерный взгляд на окружающих - это ничто иное, как человеческий порок, называемый снобизмом( ярко описано в пьесе " Драма на охоте", снобизм губит главного героя-писателя, и графа приводит к личной трагедии, а из-за них погибает юная красавица, тоже уже познавшая порок, блуд ей не принёс счастья).

Очень много произведений у классиков посвящено человеческим  страхам и фобиям. Страхи - это защитная реакция на изменения как внутри самого человека, так и реакция на изменения в окружающей среде.  С ними не надо бороться, их нужно изучать и по возможности  "приручать", не давая им власть над тобой, советуют психологи.
Как психолог, Чехов писал о ситуациях и людях, когда они пребывают в страхе( "Толстый и тонкий"). Нарушив природную схему жизни, другими словами , нарушают соотношение определенных заповедей и морали ( в христианском мире они присутствуют в виде 10 заповедей) 

 Любой недуг, болезнь телесной оболочки - результат нарушения  эмоциональной или социально-духовной сферы( оболочки). Отклонение от нормального состояния ауры в целом( 3 оболочек) социальным экологом может быть  диагностирована по тому, какой образ жизни ведет человек, кем он себя осознает, кем является на самом деле, какие жизненные роли играет, а какие роли хотел бы играть( но, увы, не играет). А еще важно,  с кем общается,  не менее важно - кто на него влияет не только словом-делом , но и эмоционально. Это уже из области биоэнергетики, но это имеет место быть, потому как прибор, измеряющий биополе есть, как и другие электро-приборы, ранее изобретенные, улавливающие электромагнитные волны мозга, сердца, но это уже несколько другой уровень знаний. Чтобы  использовать наработки в этой области, корректируя  все три оболочки человека, знаниями из этой области  нужно  сначала овладевать отнюдь  не на бытовом уровне, как некоторые  самозванцы в психоаналитике  пытаются делать, нанося вред пациентам. Как минимум нужно медицинское,  биологическое, био-физическое или  био-химическое образование, с пониманием физиологии  процессов , законов существования материи и преобразования разного вида  энергий, основательных знаний законов развития личности и общества, опыт наблюдения за  людьми разных возрастных групп.

Что касается психологов в среде писателей. Каждое произведение Чехова, как и  некоторых других авторов, например Булгакова , Бунина, Гоголя, А.Островского, Куприна, Тургенева,  Горького - это истории болезни человека и общества, а вот историю выздоровления они очень редко предсказывали, как и все другие  русские классики. Если счастливый конец сюжета предполагается но не озвучивается, читатель сам домысливает, строит схемы счастливого будущего. Этим, возможно, и ценны классические произведения с точки зрения адаптации  человека в социальной среде .

А МНОГО ЛИ БЫЛО ЧИТАЮЩИХ КЛАССИКУ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 года?
К сожалению, чтение высокой поэзии и классической литературы было привилегией интеллигенции, людей искусства.
Сейчас СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ с высоко духовным содержанием ( ЕСЛИ БРАТЬ СТАТИСТИКУ в масштабе страны) много  читают?
До революции - ничтожно мизерный процент, после - не намного больше за счёт школьных и вузовских гуманитарных дисциплин.

А ЖИВЕМ -ТО МЫ ВСЕ ВМЕСТЕ, И ПОРОЙ ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ.   И ШКОЛА ПОКА НЕ УЧИТ, КАК НАМ БЫТЬ. НА УРОКАХ ОБЖ НЕТ ТАКИХ ТЕМ - " Каким же образом сосуществовать, не болея, не выпадая из привычного ритма жизни, если мама не ладит с папой, а папа не ладит с  бабушкой, маминой мамой"?

Писатели художественной прозы - это по большей части,  диагносты, но  не врачеватели  душ. С моей точки зрения в современном мире  врачевателями могут в исключительных случаях считаться писатели, любители работать в стиле  фентази, которые строят свои сюжеты таким образом, что в конце дают такие ненавязчивые рецепты счастья. В  сознании читателя появляются картины,  как и в следствие чего герои обретают уверенность, как они  претворяют свои мечты в жизнь. Другими словами - признак позитивной литературы, врачующей - это  прямое и  непрямое программирование на успех, иносказательное направление читателя в русло выбора пути успеха, обретение душевных созидающих сил.  Пишущих под таким флагом,  как и хороших  грамотных специалистов в области социальной экологии - считанные единицы. Их не очень жалуют остальные, потому что людям почему-то приятно смаковать  душевно - телесные недуги, депрессия, фобии, кричать о недостатках в чёрных красках.  Наверно, это происходит по закону притяжения подобного к подобному. А кто-то на этом зарабатывает.

Но есть и сейчас  бодро-спортивная, здоровая  от фобий молодежь, которая устояла
против рекламной пропаганды  ПОВАЛЬНОГО пьянства, ( и такой молодёжи  много в вузах как и среди выпускников,в на рабочих местах  в крупных и малых фирмах - менеджеров среднего звена, топ-сотрудников,  сотрудников банков и т. д.) Зрелые люди, - это ( как правило), родители  тех бодрых и счастливых. И это закономерность. Из результатов опроса на форумах, многие молодые люди  любят зарубежных современных авторов, таких как Бернар Вебер с его фантастическими  рассказами о жизни сообщества муравьев.  Охотно читают позитивные люди и Мураками, детективы Хмелевской - там тоже  много положительной, энергетики, её гораздо больше, чем в наших детективах, не смотря на то, что поднимаются очень сложные вопросы (Устинова, Дашкова, Незнанский), но они   нашпигованы отклонениями  от нормы , шокирующими случаями из жизни людей , даже  в подтексте не  идут положительные "посылы", а они очень нужны для  сохранения троекратного здоровья читателя - тело, душа , дух. Для здоровья тела и духа скорее полезна ироническая проза Донцовой, которую ругают критики, но она несёт лечебный эффект, благоприятна  для ауры человека, чем проза  Устиновых-Марининых или Сорокиных-Пелевиных. 
 Обязательно  присутствует тонкая нить связи  социальных явлений и природы человеческого  социума в зарубежной иностранной литературе ( "Мой любимый спутник" Мураками, почитайте и убедитесь сами). Выше сказанное присуще   некоторым известным латино-американским авторам( Маркес, Коэльо и др.). Их проза  - тоже  терапевтическая, позитивная.

Очень многие   современные  авторы в России и здесь на прозе.ру создают   бледные копии на  темы, затронутые в книгах Коэльо, после его книги "Алхимик", ряд  опрошенных читателей  признаются: они поняли, что значит -  жить, вообще, некоторые из участников опросов впервые начали  с интересом читать, грамотно выбирают авторов, не все, что  попадёт  под руку. А многие, в принципе, начали читать, это помогает  понять, как жить в современных условиях дальше. У меня лично есть такие знакомые семьи, которые с удовольствием читают современные сказки и фэнтази.

Хочу упомянуть еще одного автора европейской литературы  20 века - Тонино Гуэрро. ( сборник "Стая птиц", избранное) . Итальянец по происхождению, он впитал в себя всю прелесть чувственной эмоциональности этой нации, он  здраво и совершенно социально мыслит, насыщая пространство  яркими образами, по его книгам снимали свои фильмы великие режиссеры по той  же причине, и еще -  автор умеет создать  не только образ, но и атмосферу бытия ,  визуально  пластичен, необыкновенная точность и тонкость  в  описаниях  психологических состояний  героев.

Читая нашу прозу,  бывает не понятно  для кого, для чего она написана. Идет просто некий выброс  не всегда положительной энергии , бывает -  99 % плохого подражания, не вникая в суть вещей. Некоторые  авторы пытаются стряпать  "ремейки" известных  общепризнанных бестселлеров, "осовременивая" их, привязывая к российской жизни , но не зная, что первоисточник нес  социально-психологическую нагрузку для другой страны. Я думаю, по тем забитым прилавкам разного рода чтива, вы понимаете, о ком идет речь.

Несколько примеров.
И зачем, скажем, читать "Таню Гроттер", если есть классика жанра - "Гарри Поттер" и подлинные сказки Астрид Лингрен. Есть же некий закон накопления и распределения энергии, первоисточник - это сила. Хорошая пародия со знанием вопроса в  ироническом стиле без хамства и матерщины,  вытянувшая некоторые лучшие  качества первоисточника и обратившая внимание на литературные штампы - это полезно больше не для  читателей а  для самих авторов. А вот  вторая копия и последующие пародии на пародии - уже абсолютная пустышка, не несет ничего энергетически, она  отбирает энергию у читателя, заставляя его возмущаться, ненавидеть автора за промахи, иной раз "ни за что" или за  полный откровенный бред. Да и самому автору кроме некоторой материальной компенсации,-  ни холодно, ни горячо до какого-то момента, а вот если он  еще и опубликовал тираж -  тогда вступают некоторые другие законы. По принципу: удалось?-взял! - верни!  А если не понимает автор, что и как верни?

Есть описанные психологами случаи, когда дети, родственники  таких авторов или даже внуки  вдруг серьёзно заболевают,  не дай бог, встают на сомнительную дорогу, что тоже плохо. Бывает, сами успешные( в смысле гонораров) авторы вдруг - раз - и попадают в авто-аварию, авиа-катастрофу. Жил, жил, творил, радовался, что богатеет -  ничего не предвещало беды  - вдруг не вернулся из поездки по зарубежью или жена ушла к другому, или муж у писательницы связался с сектой и вынес все имущество на благо Учителя. Особенно жаль, когда болеют от  нашей самоуверенности в своей правоте дети. Воспитываем, воспитываем, а ребёнок чахнет на глазах и чахнет , потому что от родителей такой негатив, что цветы в доме вянут, не только дети...


Рецензии
Такое впечатление,что вы защитили на эту тему дипломную работу на факультете "Социальная психология" .С восхищением.М

Аша Бенн   31.03.2011 12:09     Заявить о нарушении