Как Фома нефть добывал

Сказочник:
Жил да был мужичок Фома.
Силы много, да мало ума.
Была у него Ульяна жена, детишек тьма,
Да Клавдея кума: язык без костей,
Источник всех новостей.
Фома по тайге блукал, всяку дичь таскал,
Ульяна хозяйство вела, детей блюла,
А в свободное время макраме плела.

Ульяна:
Разлюбезный мой Фома,
Всё я делаю сама.
Для Буренки нашей даже
Заготовила корма.
Всё бы ладно, но – беда!
Не пустяк, не ерунда:
На подворье нашем нету
Ни колодца, ни пруда.
Маюсь я который год,
Поливая огород.
Либо выкопай колодец,
Либо строй водопровод.
Протяни с реки трубу
В огород, да и в избу.
Не желаю больше воду
На своём таскать горбу!
На супружеску кровать
Можешь рта не разевать.
Пока воду не добудешь,
Тута будешь ночевать!

Сказочник:
Ульяна-то гренадерского роста,
Сладить не просто.
Фома спорить не стал,
Инструмент достал.
Колодец копать - не по тайге скакать,
Да грибы искать.
Такое вот дело – болит всё тело.
Выкопал ямку в три штыка,
Сигарку в рот, отдохнуть пока.
Видит: сочится. Совсем не водица!
Что за страсть, за напасть?
Жижа чёрная, вонючая, как смола тягучая.
Понюхал Фома: воняет чума!
Тут как тут и жена, и кума.

Фома:
Посмотрите-ка сюда,
Прёт с колодца не вода,
А вонючая кака-то
Не понятная бурда.
Зря старался, зря копал!
Грядки с репой колупал.
Надоумь меня, Всевышний,
Эт куда же я попал?

Ульяна:
Хватить Господа молить.
Надо яму завалить,
А не то на эту зиму
Будет нечего солить.

Клавдея:
Погоди спешить, кума!
Лето нынче, не зима!
А засыпать энту яму,
Много надо ли ума?
Запах, точно – не шанель,
Коим мазалась Нинель,
Та, что робить во столице
Выходила на панель.
Жижу цвета баклажан
Зрила я в Азербаджан.
Нефить звать. И очень ценят
Эту жижу у южан.

Ульяна:
Сказки сказывать, кума,
Я могу ещё сама.
Ты скажи, какая польза
Нам от этого дерьма?
Ни хурмы, ни кураги,
Ни с капустой пироги.
Разве что добавить сажи,
Да намазать сапоги.

Клавдея:
Не смеши меня, кума!
Из-за этого «дерьма»
Ты забудешь о работе
И заполнишь закрома.
Я слыхала от грузин,
Тех, что держат магазин,
Что из нефити вонючей
Можно делать карасин.

Сказочник:
Прослышал народ про чудной огород.
Так и прет, так и прёт.
На нефить дивятся, про себя бранятся.
Жмут ноздри потуже: воняет дюже.
Руки в бока, да журят слегка:
Вони, мол, много, а польза кака?

Фома:
Погодите-ка ругать!
Да буркалами моргать.
Эту жижу вместо жира
Можно в лампах зажигать.
Слышьте, мать вашу ети,
С места мне тут не сойти!
Мазать оси у телеги –
Лучше смазки не найти!

Сказочник:
Начал Фома торговать,
Торговать – не воровать, а богатство наживать!
Флакон за копейку, бутыль за пятак.
Денег нет, можно и так:
За ведро пшена, аль ендову вина.
Котору неделю нефить течёт,
Нефить течёт, людей влечёт.
Фоме уважение, Фоме почёт!
А Ульяна очень рьяно
Тут наладила учёт:
Рупь на одёжу, пятак на прокорм,
А излишку – в кубышку!
Лето проходит, человек подходит.
Не наш на вид: то ль цыган, то ли жид.
К яме бежит.
На коленки упал, лезет поближе,
Нефить нюхает, чуть ли не лижет.
Набрал стаканчик, сунул пальчик.
Ещё раз нюхнул, чихнул, каплю стряхнул.

Фома:
Вижу, путь твой был далёк.
Запах нефити привлёк?
Будешь брать? Неси посуду!
Доставай и кошелёк.
В этой яме всё – моё!
Да не нюхай ты её.
Там не брага, не настойка,
Не друго како хмельё.
Чё стоишь, как истукан,
Мнёшь с под нефити стакан?
Образ твой не наш немного,
Ты еврей, али цыган?

Наум:
Слухом полнится земля
От окраин до Кремля.
И про нефить в огороде,
Как и все, прослышал я.
Я – еврей. Израйль шалом!
Взрос под ребеным крылом.
Звать маня Наум Брамович.
Бью тебе, Фома, челом!
В путь послал меня ребе.
Внемли ты моей мольбе,
И позволь мне прям сегодня
Стать напарником тебе.

Фома:
Мне напарник не нужён.
Всё же я спросить должён:
Брать тебя в свою компанью,
Мне с того какой рожон?

Наум:
Парадоксы бытия:
Мы с тобою не графья.
Но безбедно жить желаем,
Несомненно, ты и я.

Фома:
Ты, конечно, в чем-то прав:
Не барон я и не граф.
Но и так живу не худо,
Ни копейки не украв.
Ребятне купил коньки,
Кисти краски и мелки,
Бабе – новые ботинки
И ажурные чулки.
Я и сам, как тот купец
Коробейник молодец:
Панталоны из атласа,
Златом вышитый куртец.
Утром пью стакан вина,
Каша днем – така вкусна!
А на ужин со сметаной
Шаньги мне печет жена.

Наум:
Спорить с вами не могу.
Но как к другу, не врагу
Обращаюсь к вам. Поймите,
Я – как пара к сапогу!
В яме шариться рукой?
Ну, тебе оно на кой?
Ваша нефить, наши связи,
И попрёт деньга рекой!
Есть ещё один момент.
Тут и факт и аргумент.
Что сейчас, Фома, услышишь,
Не сочти за комплимент.
Хватит сопли-то жевать!
Нефить в плошки разливать.
Мы ее в таких объёмах
Будем скоро добывать!
Поезда и корабли
Увезут на край земли
Твою нефить. Там получишь
Йены, тугрики рубли.

Фома:
Врать горазд ты, братец мой.
Здесь побудь, а я – домой.
Посоветоваться надо
Мне с Ульяной и кумой.

Сказочник:
Фома домой айда,
Рассказал про жида.

Ульяна:
Ох, не лез бы ты вперед.
Все ж сомнение берет,
Что еврейчик этот пришлый
Нас, как липку обдерет.
Помнишь ли, как тот еврей
С кабачка «Дары морей»
Вместо скумбрии копченой
Тухлых нам всучил угрей?

Клавдея:
Хватит, кумушка чудить,
В заблуждение вводить.
Ну, нельзя же по одному
Обо всех людях судить!
Сколько можно отступать,
Этак можно всё проспать,
Ежли будем по старинке
                Нефить ковшиком черпать.
Чё гадать и ворожить:
Гнать еврея, иль дружить.
Мне приснилось: он поможет
Капиталец нам нажить.

Сказочник:
Убедила кума, согласился Фома.
Решил Наума нанять,
Его помощь принять.
Штоф распили, договор скрепили.
И закипела работа.
 Каждый день,
Окромя субботы.
В субботу Наум молится.
Да и без него дело спорится:
Стройная, как свеча,
Выросла каланча.
Стоит не качается,
Буровой называется
Пилы визжат,
Стены дрожат.
Крутят бурилки,
В земле делают дырки.
Не поляна – дуршлаг,
Сажень-две – и аншлаг:
Здесь водовод и КНС,
Напорник тут и ДНС.
Тут технологи,
Тут геологи,
Там маркшейдеры, там экологи.
Тут бухгалтерия, там супервйзеры.
Там бригадиры и мастера.
Видно, смываться отсюда пора!
Голову кружит мелькание лиц,
Пишут в неделю по тыще страниц!

Фома:
Выручай меня, Наум.
Ничего нейдёт на ум!
Я, признаюсь, в этом деле
Настоящий тугодум.
Сам просился, дорогой.
Будь партнером – не слугой!
Разберись в бумажках этих,
Я ведь в них ни в зуб ногой!

Наум:
Я, конечно, помогу.
Только бабе – ни гу-гу!
Пусть ее всегда заботит
Лишь начинка к пирогу.
Пусть командует в дому,
Чаем потчует куму,
А о нашем уговоре
Знать ей вовсе ни к чему.
Хоть она твоя жена,
Ничего знать не должна.
От тебя же для работы
Мне доверенность нужна.

Сказочник:
Сладилось дело, как Фоме хотелось.
Закрутилось всё, завертелось.
Наум в конторе сидит, за делами следит.
А Фома?
А Фома дождался зимы,
Достал пимы,
И, не смотря на пургу,
Встал на лыжи, и – в тайгу.
А Ульяна купила фортепьяно.
Времени не теряла,
Не спала, не гуляла,
Разучила песню
«Во поле берёзка стояла».

Кончилась зима, вернулся Фома.
А тут така кутерьма!
Пристав явился,
Ругался и матерился!
Бумажкой махал, да в лицо пихал,
Вот нахал!

Фома:
Это что за вашу мать?
Как прикажешь понимать?
Кто велел у ребятишек
Их игрушки отнимать?

Пристав:
Я не сам пришел сюда,
Вот решение суда:
Ваша собственность отходит
В пользу энтого жида.
Этот хитрый иудей
Подкупил там всех судей.
Те и вынесли решенье:
Мол, бери и всем владей.

Фома:
Говорил же кум Петро,
Что гадал он на таро.
Мол, проявится когда-то
В нем жидовское нутро.
Я пока в тайге кружал,
Да зверей ружжом пужал,
Благодетеля своёго
Всё имущество стяжал.
Начинаю с ним войну!
Для начала бок намну.
Ну а послу для порядку
Глаз на ж… натяну!

Пристав:
Не испытывай судьбу.
Очищай, Фома, избу.
Вот такое наложили
Вам на собственность табу!

Сказочник:
Всё фискал отыскал,
Отыскал, описал и взыскал:
И жильё, и бельё,
И детишкины книжки,
И Ульяны фортепиано,
И даже кубышку.
Всё фискал отыскал.
Вот шакал!
Фома опешил, макушку чешет,
Мол, виновата кума Клавдея,
Нахвалила нам иудея.

Клавдея:
Посмотри честной народ:
Кум стоит, роззявил рот.
Мудрость знаешь: бабу слушай,
Поступай наоборот.
Поздно локти-то кусать,
Да дурну башку чесать.
Прежде надо было думать,
Чем доверенность писать.

Сказочник:
И побрёл Фома,
На плече сума,
Дети за ним да жена,
Сзади кума.
Может этот урок
Ему будет впрок?
Что-то здесь правда, а что-то приврали
Сказка – не басня,
Нет тут морали.
Много есть в жизни подобных сюжетов,
Разных историй похожих на эту.
Всякое в жизни может случиться,
Опыт не лишний: авось пригодиться.


Рецензии
Браво! Невозможно оторваться

Фьорд Кисса   26.01.2013 20:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.