Владимир Маяковский, Человек
Развихляйный мир Маяковского воспитан протестантской свободой Льва Толстого, вскормлен мировоззренческими химерами индийской философии. В них Маяковский черпает своё святое и серьёзное, их выдаёт за плоды внутренней работы, не подлежащие сомнениям. Ржавчина насмешливости с самого начала разъедает всё его творчество, несерьёзный тон, который он принимает на себя, в конце концов, не даёт ему отличить лжи от истины, несмотря на крайнее и в чём-то мученические истончение чувств.
Маяковский принял растворённое тогда в воздухе отвержение христианства в его церковном обличии, но, как поэт, на правдоискательство он был обречён. Молодая природа Маяковского фонтанирует игрой ума, и здесь появляется ещё один побег, который, выросши в дерево, впоследствии заслоняет для него Небо. Невольно напрашивается сравнение с Борисом Пастернаком, который был гораздо менее талантлив, но оказался гораздо более благородным, и до конца пронёс свой жизненный крест. Пастернак всегда был серьёзен, никогда не давал себе увлечься возникающими из своего естества фантастическими искрами. Борис Пастернак свой талант возрастил и приумножил, а искрящаяся талантливость Маяковского будто только умножала трагизм бытия, который он так мастерски отражал в своём творчестве.
Маяковский с особенной силой переживает дисгармонию своего положения, в котором для счастливого брака ему нужно нечто принципиально другое, отличное от того, что он выбрал важным для себя и чему себя посвятил. В самый мир этот его догматов примешиваются некие черты запретного плода, некоей умственной вольности и непослушания. Принципиален ли этот трагизм любви для земного бытия и является следствием его двойственности, или он плод недоделанности, недовершённости человека, некая задача, стоящая перед ним - этот вопрос остаётся нерешённым.
Когда неточность, расплывчатость мировоззрения, увеличатся для человека до огромных размеров, когда его своеволие и самонадеянность принесут свои горькие плоды, тогда смысл его первенства, смысл его подвига становится сомнительным. В силу своих неординарных духовных задатков Маяковский выпал из безмятежного, филистерского течения жизни. Он говорил, что к его сердцу, как чуду 20-го века, придут паломники, отвернувшись от Гроба Господня. На сегодня он остаётся памятником несбывшихся надежд, памятником великих стремлений, которым не суждено было сбыться.
«Будьте мудры, как змии, и бесхитростны, как голуби», - говорил Христос. Маяковский вступил в борьбу с миром за свой внутренний идеал, но духовный дом его остался не достроен, молодые силы не обеспечили ему удачливости, и полной победы увидеть ему не довелось. «Свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир», который светил в его душе, не был им сознательно распознан. Сохранить независимость духовной жизни, провозглашая устами революционные лозунги, даже нарошно облекая их в двусмысленную форму, было невозможно. Компромисс в той духовной распре, которая создала русскую революцию, заложил прочные основы духовного краха в творчестве Маяковского. На скрижалях истории культуры Маяковский останется великим поэтом, не нашедшим дороги, не решившим поставленного перед ним ребуса.
26. 01. 2007.
Свидетельство о публикации №211011900323