Людмила Улицкая, Люди нашего царя

Людмила  Улицкая  обращается  с  этим  миром,  как  с  больным  ребёнком.  Логикой  его  не  возьмёшь.  В  предисловии  она  искренно  жалуется  на  то,  что  рассказы,  отдельные  гениальные  мысли  не  обретают  стройности  и  цельности.
И  она сказала  об  этом  много  красивого  и  неповторимого.  Только  мне  кажется,  что  претендовать  на  полную  ясность  в  этих  вопросах  и  нельзя,  нельзя  требовать,  чтобы  все  ларчики  открылись  ключом  христианства.  Однозначно  лишь  то,  что  христианским  ключиком  открывается  порой несколько  более  того,  что  доступно  людям  внешним.  На  богословских  высотах,  куда  подымается  подлинное  искусство,  подобно  паломникам,  поднимающимся  на  Синай,  открываются  довольно причудливые  картины.  Но  автор-художник  должен  жить  в  гармонии  с  миром,  и,  несмотря  на  то,  что  он  не  Ангел,  он  земное  существо,  он  не  может  быть  носителем  Богоборческой  маеты,  иначе  его  творчество  потеряет  общечеловеческое  значение,  превратится  в  личную  проблему.  Может  быть,  загадочность  мира  и  существует  для  того,  чтобы  процесс  постижения  был  бесконечным?  И  пока  мы  живы,  скучать  нам  не  придётся,  и  во  многом  благодаря  творчеству  Людмилы  Улицкой.
   Она  принадлежит  к  редкой  породе  людей,  ищущих  мудрость  жизни  во  всех  её  проявлениях.  И  она  нашла  себя,  и  оседлала  своего  конька,  и  попала  в  самую  точку.  Когда  читаешь  её  рассказы,  создаётся  впечатление,  что  они  были  задуманы  прежде  сотворения  мира.  В  результате,  благодатно  работающий  ум  Улицкой  стал  источником  настоящего  просветления  для  множества  людей,  родственных  ей  по  духу.  Хотя,  как  все  без  исключения  великие  люди,  которым  много  дано,  она  вполне  может  чувствовать  себя  временами  беспомощной  перед  Богом  и  мирозданием.  Оптинские  старцы  говорят,  что  даже  величайшие  и  одарённейшие  из  них  тоже  временами  боролись  с  депрессией,  как  обычные  люди.  Видимо,  такова  участь  всех  живущих.
   Как  христианка,  Людмила  Улицкая  не  может быть  пессимисткой.  И  тем  не  менее,  созданное  ею  зеркало  действительности,  вообще  её  мировоззрение,  как  оно  открывается  из  её  рассказов,  лучше  всего  было  бы  охарактеризовать  как  феноменологический  пессимизм.  Всё  созданное  ущербно  и  существует  только  затем,  чтобы  страдать.  И  над  всем  этим  -  Творец,  занятый  множеством  галактик  и  забывающий  о  земле,  и  Ангелы  сонливые  и  нерадивые.  Исповедная  искренность  автора  -  один  из  существенных  и  неоценимых  принципов  подлинного  искусства.
   Улицкая  откровенничает  с  нами  о  том,  что  не  любит  богатых  и  говорит,  что  Христос  стыдился  бы  богатого  христианства.  На  это  можно  сказать  только,  что  Христос  не  заповедал  бедности  и  не  имел  целью  плодить  инфантильных  нищих.  Он  каждому  дал  голову  и  предоставил  право  самому  решать  второстепенные  вопросы.  Замечательно  только,  что  в  писаниях  Улицкой  мы  сталкиваемся  с  таким  смелым  и  масштабным  охватом  действительности,  что  ясно,  отчётливо  чувствуешь,  что  деньги  -  отнюдь  не  главное.  Когда  перед  глазами  проходит  за  несколько  минут  вся  жизнь  человека  от  рождения  до  смерти,  становится  очевидно,  что  все  окружающие  его  вещи  в  лучшем  случае  -  неважная  периферия  жизни,  а  в  худшем  -  просто  груда  мусора.
   Улицкая  неоднократно  называет  себя  христианкой,  но  христианство  её  очень  личностное.  Она  всем  своим  часто  повторяющимся  критическим  видом  Фомы  говорит  о  том,  что  поклонение  духом  нужно  ещё  обрести,  что  это  задача,  а  вовсе  не  данность  для  думающего  человека.  Видимо,  не  случайно  её  книга  начинается  и  заканчивается  описаниями  современных  импровизированных  отшельников  /«Путь  осла»  и  «Общий  вагон»/.  В  этих  описаниях  невзыскательное  уютное  уединение  переживается  как  твердыня,  как  утверждение  и  опора.  Именно  на  него  возлагали  самые  светлые  надежды  лучшие  умы  русского  православия.
Грандиозность  этой  задачи  /поклонения  духом/  и  приоткрывается  писаниями  Людмилы  Улицкой.  Не  утреннее  правило,  не  литургия,  даже  не  исповедь  отдельно  взятые,  но  попытаться  вобрать  в  себя  всё.  Какой  невидимый  сильнейший  внутренний  зов  заставляет  её  быть  тем,  что  она  есть,  когда  даже  вера  в  Бога  временами  помрачается?  Подлинно,  хочется  прославлять  Творца  за  то,  что  у  нашего  царя  есть  такие  люди.

                03. 10. 2009.


Рецензии