Апокалипсис в кино

…Вступает оркестр победной пафосной мелодией, замусоленный главный герой обнимает чуть менее замусоленную красавицу. Камера начинает движение вверх, показывает полуразрушенный мегаполис, и титры возвращают нас в кинозал...
Уф.. все будет хорошо! Человечество выкарабкается. Мы победим!
Конечно, мы обсудим с друзьями все промахи фильма, где и как герои могли поступить умнее, уж мы то знаем как надо!

Так почему мы любим фильмы об апокалипсисе? Почему мы хотим увидеть своими глазами гибель(ну или частичную) всего человечества? Конечно, вы скажите, что людей это волновало всегда. Почти каждая эпоха последних столетий имела свой «конец света». Уже прожито более сотни «концов света» и с десяток еще впереди. И чем дальше — тем больше!
Последние 10 лет были просто рассписаны различными армагедонами: предсказания великих, столкновения с астероидами, вирусы, адронный коллайдер, мистическое сочетание цыфр и многое другое. И конечно же, кинематограф вдоволь наслаждается историями о последнем дне человечества. За всю историю кино было снято огромное колличество таких картин: начиная немым фильмом «Четыре всадника Апокалипсиса» режиссера Рекса Ингрэма, снятого в 1921 году, завершая недавно вышедшим блокбастером «2012» Роланда Эммериха. Всех картин не перечесть, их сотни. Они пустили корни во все жанры, не исключая фильмы «для взрослых».

Почему же тема глобального финала так глубоко проникла в культуру?
Попробуем провести аналогию с детскими страшилками. Как подсказывает википедия, детские страшилки служат своего рода инструментом преодоления страхов. Лет в 5—6, ребенок с ужасом слышает страшные истории и исренне пугается. Лет в 8 дети уже с удовольствием рассказывают страшилки, а позднее перестают воспринимать их всерьез, пародируют и превращают в анекдоты. Не замечаете сходства с современным кинематографом? Так, есть ряд фильмов, которые пугают своей реалистичностью и цинизмом, другие привлекают сюжетом и спецэфектами, а третьи уже выжимают из этой темы красочные соки пародии.

Получается, задача у фильмов таже — заставить пережить страх, чтобы дальше жить без него. Точно так же работают все фильмы ужасов, у которых на вооружени целый арсенал различных фобий. Но в отличии от них, фильмы «последнего дня» используют накопленный тысячелетиями опыт ожидания конца света. Помимо дозы адреналина и захватывающих спецэфектов, в кинозале мы хоть немного, но переживаем страх за гибель человечества. Дети вербализируют свои страхи в страшные истории, тем самым коллективно справляются с фобиями. Взрослые, также неосознанно снимают и смотрят ужасы и фильмы-катастрофы. Мы не то чтобы больше не боимся быть стертыми с лица земли, нет. Но теперь мы знаем как это может быть, а бояться то чего знаем не так страшно! Тем временем развиваются технологии, изменяется быт и мировоззрени. Дети придумывают новые страшилки про «красный мобильник» и интернет, а взрослые снимают новые сценарии конца света. Иссякнут темы войн, катаклизмов, восстания машин и нашествия злобных инопланетных тиранов — не переживайте, появятся новые. Не удивляйтесь, если скоро человечеству пригрозит уничтожением тотальная шизофрения, космическая пыль или суицидальные настрои воинствующей секты...

Ну что ж, будет новый фильм — будет новый армагедон! И мы снова купим поп-корн и колу, сядем в кресло и будем с упоением наблюдать за разрушением планеты. Мы будем рассказывать страшные истории и получать удовольствие. Похоже, мы так и остаемся детьми — все хотим доказать себе что мы взрослые и ничего не боимся. Вопрос только когда мы повзраслеем...


Рецензии
про красный мобильник, это что-то совсем новенькое! классический сюжет -- красное пятно на стене, из которого вылезает мама (почему-то часто мама) и тащит бедное дитя куда-то в неизвестность.

Владимир Колышкин   12.05.2011 09:16     Заявить о нарушении
ну так во времена "классики" не было мобильников)
Не удивлюсь если в фольклоре скоро появятся "нечистые" аккаунты в соц сетях и тому подобное.

Дмитрий Дедов   12.05.2011 11:03   Заявить о нарушении