Кандидатская диссертация

Рассказ 6

Кандидатская была  невесть каким событием в жизни Александра. Фактически, он уже сделал диссертационную работу на почтовом ящике, но все в нем бунтовало против её защиты. Не интересно защищать пройденное и не хотелось заниматься рассекречиванием. А защищаться на закрытом совете он считал ниже своего достоинства. Слишком уж много мусора защищалось под прикрытием секретности.

Руководитель уехал в США и мог оттуда “руково-дить”, т.е. Александр был предоставлен сам себе. Он долго метался между различными темами, но через год всё же выбрал тему по душе. Хотя в этой теме фигурировали и цирконий, и гафний, но упор был сделан на кинетику в системах, состоящих из двух несмешивающихся жидкостей (например, керосин и вода). Конечно, в таких системах была граница раздела фаз. А что она представляет собой - мало кто знал. Он понимал, что она не является плоскостью, которая не имеет толщины. Значит – это очень тонкая область.

Только потом, в его докторской диссертации, стали постепенно появляться очертания этой области.

Потребовались два года напряженного труда, чтобы склеить диссертацию, которой он был недоволен. Но в ней уже проступали очертания новой научной области, которая потом была признана во всем мире.

Саратова там будет не при чем. Запад не “любил” цитировать русских. Только в крайнем случае, когда человека уже нельзя было не цитировать – только тогда Запад признавал СССР как научного партнера.

И ведь встречались на конференциях, и расходились, как расходятся безразличные люди. И Запад упорно не цитировал Восток.  Когда об этом говорили западным коллегам, приезжавшим в СССР, они всегда отвечали однотипно: “Вы печатаетесь на кириллице, а мы её не понимаем”. Можно подумать, что мы печатались только на кириллице. А как же международные конференции, на которых рабочим языком всегда был английский язык? Этих конференций были десятки.

Галантно раскланивались и расходились. А теперь, когда развалился СССР и когда распались научные школы – дело сделано! Российская наука понесла громадные потери, которые не смогла нанести вторая мировая война хозяйству страны и жизням людей. Нас раздавили с нашего же согласия. Всё! Что-бы восстановить в России науку, нужны годы и годы, а их в запасе у человечества нет.

Продолжение следует            


Рецензии