Городок у океана

          Лидия, миловидная молодая женщина, сидела перед монитором своего компьютера и просматривала содержимое сайта пользовательницы N. Её внимание привлекло название одного из фотоальбомов: «Городок у океана».  «Звучит романтически!» - подумала она. Тотчас же она представила себе длинный – длинный пляж с неясными в синих вечерних сумерках силуэтами сидящих или бредущих людей, ласковый шорох затихающих волн, ритмично накатывающихся на песок, первые огоньки в серовато-бежевых прибрежных домах. Её воображение так разыгралось, что прикрыв на секунду глаза, она даже почувствовала запах солёной океанской воды и рыбы.
          Однако ничего такого в альбоме не оказалось. Будучи большой любительницей географии, путешествий и фильмов о разных городах и странах, Лидия обычно с первого взгляда на изображение какого-нибудь населённого пункта  определяла его местоположение. Но на этот раз она не могла с уверенностью сказать, где же находится этот городок. Может быть, на каком-нибудь океанском острове?
          На фотографиях, которые не имели ни названий, ни каких- либо пояснений, Лидия видела провинциальный, как она думала, городок – без океана. Причём снимки были сделаны довольно небрежно: дома клонились то в одну, то в другую сторону, витрины магазинов криво срезались; казалось, что автора не заботили ни композиционное построение, ни поиск наиболее выгодной точки зрения. Тем не менее Лидия не спешила уходить из этого альбома. Взгляд её приковал перекрёсток изогнутых пустынных улочек с двухэтажными светлыми домами, возведёнными из мелких каменных блоков и часто оштукатуренными. Дома имели слепые, похожие на бойницы, окна с белыми жалюзи ; улицы же были такие узкие, что вряд ли пара автомобилей могли на них легко разъехаться.
          Вид этого перекрёстка напомнил Лидии картины французского художника начала  ХХ века Мориса Утрилло, прославившегося видами Монмартра, написанными с элементами примитивизма. Здесь присутствовали такая же захолустность, кажущаяся неуютность зданий, безлюдность и скрытое чувство горести. Поэтому можно было предположить, что городок  находится где-то в глубинке Франции. Однако вызывали удивление старинные фахверковые дома на других снимках, причём элементами фахверка служили тёмные деревянные брусья, изредка украшенные резьбой, а стена  походила на римскую кладку – очень тонкие кирпичи уложены на толстый слой раствора. Один такой дом как будто сошёл с детского рисунка: на фасаде несимметричные маленькие окна располагались без какой-либо системы, а стена здания уходила в зелёную воду мутного канала. В общем, такие дома больше подошли бы для Германии или Голландии.
          Продолжая рассматривать фотографии, Лидия подивилась на вещи, выставленные в витрине одного из магазинов. Понятно, что это антиквариат, но какой-то странный: остов автомобильного колеса и  старинный фонарь для керосиновой лампы соседствовали с  клубком сухой травы, уложенным на медное блюдо с ручками. Клубок имел вверху затычку, из чего можно было заключить, что под сухой травой скрывался сосуд. Стояли тут ещё прозрачный стеклянный шар на подставке и керамический подсвечник. А над всеми этими предметами висели скрученная гравюра, зеркало в грубой резной оправе и гирлянда с вплетёнными в неё искусственными фруктами. Такое вот необычное сочетание вещей, как на сюрреалистической картине.
          «Так всё-таки Франция это или Нидерланды?» - гадала Лидия.  Присутствовал в городке и готический собор с многочисленными островерхими башенками и петухом на высоком шпиле над главной башней. Были сфотографированы также двухэтажные административные здания, построенные в классическом стиле с рустованными стенами и богатым обрамлением окон. Небольшие их размеры наводили на мысль, что и сам город должен быть не велик. У входа в одно из этих зданий развевался трёхцветный французский флаг. Желая удостовериться, что это Франция, под одним из снимков Лидия написала короткую фразу:  «Жаль, что Вы не указали, что это за городок».
          Время шло, ответа не последовало. Лидия давно забыла и о городке у океана, которого не оказалось, и о своём комментарии - запросе. Но однажды она получила письмо следующего содержания:
                « Лидия, добрый день!
          Вы спрашиваете на одной из фотографий, что это за городок. Госпожа N не смогла Вам ответить по той простой причине, что украла эти фотографии у меня. Это городок Fontenay-le-Comte (Фонтене-ле-Комт), на западе Франции, провинция Вандея. Вадим».               
           Найдя Фонтене-ле-Комт на карте, Лидия определила, что расстояние от него до океана, точнее до Бискайского залива, составляет около сорока километров. Можно ли было считать его расположенным  у океана, она не знала. Конечно, прежде чем отвечать на  лаконичное и сердитое письмо Вадима, она поспешила поближе познакомиться с его автором. На сайте Вадима с главного фото сурово глядел на неё крепкий молодой человек, держащий в правой руке то ли пушечное, то ли спортивное ядро. О себе он сообщал только то, что проживает во Франции. Это объясняло, как он попал в место, далёкое от туристических маршрутов. У Вадима было много фотоальбомов с  заманчивыми названиями различных провинциальных населённых пунктов во Франции, но все они (альбомы) оказались глухо запертыми на замки. Лидии представилось даже, что из-за замков выглядывают жерла пушек. Не зря же Вадим сфотографировался с ядром в руке!
           Чтобы провести небольшое расследование, она перешла на сайт госпожи N. Фотографий там  было очень много, но слишком большое разнообразие в стиле, качестве и выборе тематики, а также частое отсутствие пояснений, заставляли заподозрить, что снимки не принадлежали госпоже N. Однако госпожа N не присваивала их себе. Она просто не указывала имя истинного автора. Её сайт хорошо посещался, рейтинг возрастал за счёт скаченных из Интернета работ. Но с другой стороны, если бы не госпожа N, то вряд ли бы Лидия увидела эти интересные снимки французского городка. Поэтому она написала Вадиму следующее:
          «…Вы наглухо закрыли свои фотоальбомы только потому, что нашлась одна женщина, которой так понравились Ваши фото, что она пожелала иметь их на своём сайте? А не думаете ли Вы, что в России живут сотни людей, которые с удовольствием посмотрели бы виды провинциальной Франции? Не думаете ли Вы, что если бы не госпожа N, многие люди не увидели бы и снимков  Фонтене-ле-Комт. Мне, например, было бы приятно встретить  свои работы  на чьей-нибудь страничке, что означало бы для меня просто высокую их оценку. Ну, а авторство? Что в нём? Ведь снимок – это дело нескольких секунд, а не многолетний труд художника или писателя. Поэтому давайте простим госпожу N.  Я сожалею, что не могу увидеть Ваши остальные городские пейзажи. Лидия».
          Ответ пришёл быстро:
                « Добрый день, Лидия!
           Ваши красивая улыбка и некоторая горячность не убедили меня в правоте Ваших слов, так как поступки Ваши им противоречат. В самом деле, я увидел на Вашем сайте серии снимков, посвящённых Парижу, Лондону, Риму, Амстердаму и тому подобное. Но ни одного альбома – о Москве. А ведь Вы там находитесь и прекрасно знаете, что на свете живут сотни людей, которые с удовольствием посмотрели бы виды Москвы в наши дни, не центральных парадных площадей и улиц, которые всем знакомы из телевизионных программ, а её парков и скверов, музейных экспонатов и удалённых кварталов, наполненных жизнью современных людей. Я сам бывал в Москве только проездом и многого в ней не видел. А хороший снимок – это не секундное дело, а жизненный опыт и затраты времени и труда на поездку в интересное место и поиск впечатляющего сюжета. Вадим».
          «Неожиданный поворот мыслей! Теперь получается, что больше всех виновата я! – поразилась Лидия. - А ведь он в чём-то прав…» - наконец, задумалась она и в  следующем своём фотоальбоме разместила  пейзажи Царицынского парка с садовыми скульптурами и сооружениями, дворцом, прудами и мостиками. В ответ Вадим сообщил ей, что специально для неё снимает запрет с фотографий города Nantes  (Нант).
            Теперь у Лидии появилось новое хобби. Она посещала с целью сфотографировать различные замечательные объекты в Москве: Останкино, Кусково, Сокольники, Музей имени А.С.Пушкина и многие другие -  и отправляла снимки в Интернет. В ответ Вадим открывал для неё всё новые виды городов Франции: Cholet (Шоле),  Tours (Тур), Doue-la-Fontaine (Дуэ-ла-Фонтэн), Poitiers (Пуатье), Saumur (Сомюр), Loudan (Лудэн),…
            Их переписка продолжалась уже несколько месяцев, когда Лидия получила письмо следующего содержания:
                « Милая Лидочка!
          Надеюсь, Вы не рассердитесь на меня за то, что я к Вам так обращаюсь. В своих мыслях я давно уже так Вас зову.  У меня появилась возможность приехать в Москву на несколько дней. Буду счастлив, если Вы согласитесь быть моим гидом. Я готов встретиться с Вами в любом удобном для Вас месте. Вадим».
          По лицу Лидии скользила радостная улыбка, когда она писала ответ.

   
       


Рецензии