О народничестве Достоевского
Любовь к народу, которою страдал Достоевский, и которая была одной из существенных опор его души, может ли она быть расценена как досадный призрак, разливающий туманный, хотя и обольстительный свет? Существовала фатальная необходимость такого устроения гениальной души, хотя «действительность и отзывалась сапогом», как любил говорить сам Достоевский. Мудрец, подымающийся на ступеньку всенародности, каким иным аристократизмом может наполнить свою душу или какой выкуп может дать, чтобы освободиться от дум о своём народе? Именно святым отцом в непреходящем духовном измерении, которого не записывают с течением времени в деды и прадеды, становится Достоевский, на алтаре души которого живёт образ Богозданной души народа. Был ли этот образ для Достоевского четвёртой ипостасью Бога - об этом можно было бы говорить, если забыть весь святоотеческий пафос бесценности души. На ступенях, где умолкает начальное философствование и начинается реальная религиозная жизнь, отражение Бога в народе не могло быть для Достоевского ни фикцией, ни ошибкой, ни обманом.
Перефразируя Ницше, теперь говорят: «народ умер», народничество невозможно, и в основание вавилонской башни антихристовых сил ложится ещё один фундаментальный камень. С высоты своего почти святоотеческого достоинства Достоевский продолжает быть молитвенником за народ, который жил и святился в его душе. Изолированность философских Диогеновых начал в Достоевском никогда не могла бы разжечь того пророческого огня, который так в нём привлекателен, и о котором теперь говорят, что он - ошибка. Опасности подмены для юношества журнальными лозунгами действительных религиозных истин жизни возможны, если Достоевский останется один.
Создание «журнального человека», этой карикатуры и пародии, в которой штампы подменяют действительность, вряд ли грозит той сфере, в которой сегодня живут творения Достоевского. Федор Михайлович предсказал с точностью все скелетные явления русской революции, и обличить в нём некомпетентность можно было только, видя земной срез бытия. Считая народ единственным непогрешимым носителем Божия образа, Достоевский ошибся. Но в чём он не мог ошибиться - в устроении души, ориентированной на вечные ценности. Из какого материала создана душа Достоевского - об этом мы можем судить по плодам его творчества. «Вы род святой, царственное священство», - говорит Писание о подлинных христианах. Народ живёт в грязи, но его значение не становится меньше оттого, что он плох, - об этом говорил Достоевский часто. Невозможно представить себе Достоевского, в котором была бы вычищена его любовь к народу. Одна академическая учёность не создала бы в нём «священника по чину Мелхиседекову».
26. 01. 2007.
Свидетельство о публикации №211011900967