Как я боролась со спекуляцией - житейская байка

События  эти  происходили  в   начале   лихих  девяностых.    Жили  мы  тогда  в  коммуналке  на  Петроградской  стороне.  Коммуналка   была  развеселая.  Не  соскучишься.  Чего  только  не  было!  И  плохого,  и  хорошего.  Но  вот  в  конце  декабря  и  привалило  мне  это  «хорошее».  Вечером  на  кухню,  вся  сильно  не  в  духе,  пришла  соседка  Валентина.  Она  была  инженером-проектировщиком,  и  по  совместительству  профбоссом  в одном  славном  НИИ.  Перемыв  гору  грязной  посуды,  оставленной  нерадивой  невесткой, она раздраженно сказала:

- Ходишь  тут  все!  И  в  ус  не  дуешь!
- А  с  чего  бы  мне  в  ус-то  дуть?
- А  с  того,  что  у  нас  в  профкоме  путевка  в  дом  отдыха  «Ершово»  в  Подмосковье  пропадает!
- А  я-то  тут  причем?
- Вот  взяла  бы  и  поехала  туда  на  две  недели,  чем  здесь  по  кухне  шастать  со  своими  кастрюльками  с  утра  и  до  вечера!
- Да  у  меня  же  Ляля  маленькая!  Как  же  я  поеду?
- Так   бери  свою  Лялю  и  поезжай  с  ней.  У  нас  одна  сотрудница  взяла  две  путевки  на  24  дня,  каждая - по  12  дней.  Но  заболела.  И  первая  путевка на  12  дней -  горит,  пока  она  болеет.  Нас  за  это  по  головке  в  Обкоме  профсоюзов  не  погладят!
- А  что,  можно  и  мне  с  ребенком  поехать? Я  же  у  вас  не  работаю!  И  сколько  путевка  стоит?
- Да  нисколько!  Бесплатная  путевка!  Ты  только  поезжай!

У  меня  челюсть  отвисла.  Я  пошла  советоваться  с  мужем.   На  семейном  совете  все  было  решено.  Что ж  тут  думать?   Прыгать  надо!   Валентина  обещала  привезти  путевку  вечером.  А  мне  рекомендовала   с  утречка  помчаться  на  Московский  вокзал.  В  кассе  вокзала  билетов   уже  не  было.  Помчалась  в  городские  кассы  и  с  трудом  раздобыла  билеты  на  плохой,  неудобный    поезд,  но -  на  следующий  день.  В  вихре  сборов  нужно  было  позаботиться  и  о  муже:  забить  ему  холодильник,  приготовить  еду  на  первое  время  и  другие  хозяйственные  мелочи.  Кроме  того,  нужно  было  позвонить  моей  школьной  подружке  в  Москву,  чтобы  она  непременно  сняла  нас  с  поезда  ранним   утречком  на  Ленинградском  вокзале.  Одной  мне  было  физически  не  донести  Лялю,  чемодан  и  ее  личный  красный  ночной  горшочек. Без него нам пока было не обойтись. Это  деликатное обстоятельство  и  создавало  мне....   известные  трудности.

К  вечеру  я  металась,  как  угорелая,  в  вихре  сборов.  Мамочки  меня  поймут.  Надо   было  собрать   одежду  не  только  на  себя,  но  и  на  дочку,  все  уложить,  не  забыть  документы,  путевку,  деньги  и  самое  главное...  красный  горшок.    Муж  сидел  в  комнате  и  злился,  что  я  затянула  со  сборами, одним  своим  видом  подвергая  меня  остракизму. Но  я  точно  знала: ПРОРВЕМСЯ!  Так  и  получилось. Когда  мы на  такси  примчались  к  Московскому  вокзалу, я  хотела  расплатиться  с  водителем  и  сунулась  в  сумочку  за  деньгами.  Но…  сумочки  не  было.  Нигде.  А  в  ней  было  все:  паспорт,  путевки,  билеты,  деньги,  ключи   и  много  чего  еще.   Муж  злился  и  гундел про  свое  коронное:

-Ну, вот.  Я  же   говорил! Вот  ты -  всегда  так!  Вечно  ты  все  не  успеваешь и теряешь!   И вечно   опаздываешь!

В  этот  момент  мне  очень  хотелось  его  куда  подальше  послать.  Но  шок  у  меня  был  от  того,  что  нет  ни сумочки,  ни  путевки,  ни  билетов,  ни  денег.  На  этом  же  такси  мы  вернулись  домой. Платил   муж. Я  подумала,  что  второпях,  я  выронила  сумочку  на  тротуаре возле нашего  дома,  когда  садилась  в  такси.  Вернувшись  туда,  где  мы    погрузились  в  машину,  я  произвела  личный  осмотр  места  происшествия. Увы,  сумочки  там  не  было.  Муж  молча  взяв на руки дочку,  чемодан и  горшок,  направился  к  к  нашему  подъезду.  В  состоянии,  ну ооочень  близком  к  аффекту,  я  забрала  у  него  хнычущую  дочку  и  потопала  за  мужем  домой.  В совершенно  похоронном настроении  мы  зашли  в  квартиру. И тут....  На  стуле  возле   двери  нашей  комнаты  я  увидела  свою  сумочку!!! Оказывается,  в  запарке  сборов,  ее-то,  сумочку  свою  бесценную,  я  и  забыла.  С  радостным воплем,  я  схватила  сумочку  и  дочку  в  охапку  и  помчалась  к выходной    двери  квартиры.  Мужу  крикнула:

-На  вокзал! Быстро  лови  такси!
-Ты  сошла  с  ума!  Ты  же  уже  опоздала  на  свой  поезд!
-Ничего!  Я  сдам  старый  билет  и  куплю  новый    на  любой  поезд. Да  хоть  на  01-30 !  Но  все  равно  попаду  в  это  чертово  «Ершово»!

Никакие  доводы  мужа  на  меня  в  тот  момент  не  действовали.  У  меня  и  правда  появилось   такое  страстное  желание  попасть  в  это  «Ершово»,  в бывшую   подмосковную  усадьбу  князей  Олсуфьевых, что  это  не  поддается  никакому разумному  объяснению. Если  бы  никаких  других  альтернативных  видов  транспорта  до  того  «Ершова»не  было,  то  я  бы   добиралась  до  него  даже  на  козе!

Через 20 минут  мы  снова  были  на  Московском  вокзале.   В  это  время  мой  поезд  уже  ушел.  Но  на  перроне  стоял  другой  московский  поезд. Наша  семейная  тройка  помчалась  к  вагонам. Я  решила  договориться  с  проводником.  Тогда  это  часто  практиковалось.   Проводник,  выслушав  мою  просьбу,   сказал:

- Нет  проблем!  Гони  70  рублей  -  бери  нижнюю  полку  в  седьмом   купе.
         
А  билетов-то   в  кассах    не  было!  Дефицит-с! Но  должна  сказать,  что    билет  купированный  от  Москвы  до  Ленинграда  в 1991 году  стоил  ровно  35  рублей.   Я  просто  оторопела  от  такого  «тарифа».  Скажем  прямо,  сильно  спекулятивного!   Все  мое  юридическое  нутро  просто  возмутилось  от  таких  поборов.  Тогда  я  решила  купить  билет  в  кассе  вокзала.  На  какой  поезд  будут  билеты,  хоть  плацкарт,  хоть  сидячий  вагон,  но  возьму!  Помчались  мы  опять  с  чемоданом,  горшком  и  Лялей  в  кассы  вокзала.
            
Мужа  с  дочкой   я  оставила  стоять  в  холле  билетной  кассы.  А  сама  отправилась  к  окошечкам  касс  сдавать  билет  и  покупать  новый.  Стала  в  очередь.  Вдруг  подходит  ко  мне  сильно...  "употребивший"  мужик  и,  дыша  мне  в  лицо  парами застарелого  перегара,  заинтересованно  так  спрашивает:

- Слышь,  баба!  А  ты  докудова  едешь?

Я  поморщилась,  но  отвернувшись, процедила  сквозь  зубы:

-  Вы мне  в  попутчики  набиваетесь?  Я  мужа   сейчас  позову!
- Да  не! Я не  еду! У  меня  тута  билеты  есть.  Куда  хош!  А  хоша  бы  и  в  Москву! Во,  глянь!  У  меня  и  на  «Красную  стрелу»  купейные  места  есть!

И  в  доказательство  расстегнул  обе  полы  своего  пальто!  Картинка  была  впечатляющая!  К  подкладке  пальто  по  обе  стороны  были  пришиты  карманчики  с  указанием  городов.  А  в  тех  карманчиках… Билеты!  Множество  билетов!  А  самое  главное:  НА  МОСКВУ!!!! Я  прямо  в  зомби  превратилась  от  этого впечатляюшего  билетного  натюрморта. Не  лишне  напомнить,  что  тогда  билеты  на  поезд  еще  без  паспортов  продавали.  Однако,  пьяный  билетный  барыга  гнет  свою  линию:

- Слышь,  пойдем  на  лестницу.  Я  тебе  отдам  там  билет  в  купейный  вагон,  на  «Красную  лошадь».  Она  скоро  отходит,  а  ты  мне – 70 рублей!

Мне  ОЧЕНЬ  нужен  был  билет.  Да  еще  и  на  супер  дефицитную «Красную стрелу»…  Оооо!  Это  было  круто!  Но  опять  - 70  рублей!  Это  уж  слишком!  Странно,  но  я  почему-то  отметила,  что  по  кассовому  залу  прошел  военный  патруль:  один  офицер  и  два  солдатика.  И  я  решила  не  давать  этому  билетному  барыге свои  кровные 70  рубликов.  А  дать  ему  ровно  35  рублей, сколько  он  и  стоил,  этот  дефицитный билет!  Ну,  пошли  мы   на  лестницу.  Барыга,  пошатываясь,  достал  мне  вожделенный  билет  из  своих  секретных  кармашков.  И,  зажав  его  в  кулаке,  говорит:

- Слышь,  баба,  давай  деньги!  Тогда  я  тебе  отдам  билет!
- Ты  что?  С  дуба  рухнул?  Сначала  -  товар,  а  потом  деньги!
- Неа!  Ты  это…  Того.  Давай  деньги,  а  я  тебе  -  билет.

По  этому  поводу  я  с  ним  слегка  попрепиралась.  Но  потом  мы  договорились,  что    билет  и  деньги  передадим  друг  другу  одновременно.  И  я  протянула  барыге  ровно  35  рублей.  Но  этот  пьяный в хлам билетный  "бизнесмен"  все  же  умудрился сосчитал  деньги  на  ощупь.  И  стал  тут  же  пытаться  вырвать  у  меня  билет  из  рук  и  совать  мне  назад  мои  35   законных  рубликов.  Получилось,  что  мы  оба,  ВМЕСТЕ,  своими   руками,  одновременно,  вцепились  и  в  деньги,  и  в  билет.  Мы  тянули  деньги  и  билет  каждый  в  свою  сторону. И  тут  я,  сама  не  знаю  почему,   стала  кричать:

-Спасите!  Помогите!  Убивают!

Пьяный  барыга  вмиг  протрезвел:

-Ты  чё,  дура,  орешь? Сказилась?

А  я  знай  себе  ору.  Когда  мы  оба  услышали  на  лестнице  топот  сапог   военного  патруля,  я  поняла:  ПОБЕДА!  Непутевый  барыга  бросил  и  билет,  и  деньги  и  побежал  вниз  по  лестнице.  Только  его  и  видели.  А  то  бы  он,  как  пить  дать,  реальный  срок   за  спекуляцию схлопотал. Совсем  не  хилая  санкция  по  этой  статье  тогда  была. Военный  патруль  застал  меня,  ползающей  на  коленках  по  полу,  и  собирающей  смятые  и  порванные    деньги  и  билет.  Дежурный  офицер  патруля  обеспокоенно  спросил:

- Что  случилось?  Он  что-нибудь  вам  сделал?
- Нет,  что  вы!  Он  только  пытался  у  меня  вырвать  билет  на  поезд.  А  меня  муж  и   маленькая  дочка  в  зале  ждут.

В  кассовом  зале  меня  ожидал  мрачный  муж.  Он  жутко  злился на  меня  и   ворчал.  Уж  он-то  знал,  ЧЕГО  от  меня  можно  ожидать.  Когда  он  услышал  с  Лялей  мои  вопли:  «Спасите,  помогите,  убивают!»,  он  им  не  поверил.  И  решил,  что  я  опять  чего  ни  будь  этакое  «отчебучила».  Как  в  воду  смотрел, А  мне  даже  обидно  стало:

- А  вдруг  меня  и  вправду  обижать  будут?  Ну,  там  убивать,  или  еще  чего?
- Да  кому нужно  тебя  убивать-то? Себе  дороже... 
- Это  что  же?  Я  такая  страшная,  что  от  меня  люди   уже  шарахаться  должны? А  барыга  этот…  Так  ему  и  надо!  Нечего  на  людях  наживаться!
 
Муж, мрачно  взглянув  на  меня,   ответил:

- Ладно  уж!  Пошли  быстрее,  законопослушная  ты  наша!  А  то  и  на  этот  поезд  опоздаешь!

Посадка  с  порванным  билетом  на  «Красную  стрелу»  прошла  спокойно.  Правда  на  вопрос  проводника  о  том,  почему  билет  мятый  и  рваный,  я  ответила  слегка  застенчиво,  указывая  при  этом  на  ничего  не  подозревающую  маленькую  дочку:

- Ой!  Вы  знаете,  не  досмотрела!  Ребенок  решил  поиграть...  с  билетиком.  Вот,  еле  вырвала  из  ручек. Уж  вы  извините,  пожалуйста,  что  так  получилось.

На  сию  несколько   сомнительную  сентенцию  бывалый  проводник  ответил,  погладив  Лялю  по головке:

- Да  ладно,  мамаша!  С  дитями  еще  и  не  такое  бывает!

Муж  выразительно  на  меня  посмотрел, но  ничего  не  сказал. И  то  слава  Богу!               

На  следующее  утро  поезд  доставил  нас  с  Лялей  в  столицу. Я  с  грехом  пополам  самостоятельно  добралась   до  дома   школьной  подруги Лили  с  Лялей,  чемоданом,  у  которого   ко  всему  еще  оторвалась  ручка,  и красным  горшком.  И  все  потому,  что  мой  злопамятный  муж  из  вредности  не  потрудился  позвонить   в  Москву  и  предупредить,  что  я  приезжаю  другим  поездом.  Когда  я  рассказала  школьной  подружке  свою  билетную  эпопею,  она  хохотала  до  слез.  И  со  смехом  обозвала  меня  билетной  аферисткой.               

Так  я-то  честно  хотела  билет  купить  по  госцене,  а  не  по  спекулятивной.  А  Бог,  он,  как  известно, не  фрайер  и  шельму  метит!

В  результате  блестяще  проведенной  мною  спецоперации  по  борьбе  со  спекуляцией  ( ОБХСС  в  тот  момент,  точно,  отдыхал),  я  оказалась  с  мятым  и  надорванным,  но  целым  билетом  на  нижнюю  полку  в  купированном  вагоне  на  «Красную  лошадь»  и  с  совсем  не  потраченными  35  рублями. Рублишки  мои  были  тоже  помяты и надорваны,  а   денежная  купюра  достоинством  10 рублей  была  порвана  пополам.  Но  главное -  они  остались  при  мне.  За  свой  неиспользованный билет  в  кассе Московского  вокзала  я  получила  назад  свои  законные  11  рублей  69 копеек,  т.к.  возвращали  только  треть  стоимости  билета.  В  итоге  до  Москвы  я  добралась  совершенно  бесплатно  и  еще  и  11  рубликов...  в  качестве  "премии"  получила.  Наверное,  от  Октябрьской  железной  дороги.
               
Такого   экономического  эффекта    по  борьбе  со  спекуляцией    билетами  я  и  сама  от  себя  не  ожидала.


Рецензии
Так бывает, дорога запоминается больше чем вся поездка. Прекрасно написано. боевая Вы женщина, молодец!

Михаил Бортников   26.02.2017 09:54     Заявить о нарушении
Вы прямо в точку. Вот КАК я обратно вернулась в родной тогда еще Ленинград, а не Петербург, совершенно не помню. Зато дорогу ТУДА помню в лицах. Просто совершенно дивительные вещи с нами наша память вытворяет.

Татьяна Бурмистрова   09.03.2017 00:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.