Экзамен. Лариса Кандаракова

 
Весна вступала в свои права. Днем уже сильнее припекало солнышко, снег заметно сошел, оставаясь кое-где грязно-белыми пятнами. В один из таких теплых деньков на лавочке у двора деда Макара сидели сам Макар и его сосед через дорогу, невысокий и щуплый дед Федот. Они сидели на лавочке, вытянув ноги, и блаженно жмурились, греясь на солнышке, как коты на завалинке. Время от времени переговаривались ни о чем, дабы скоротать время. В основном говорил Федот, а Макар лишь иногда вставлял слово, чтобы поддержать разговор.

- Хоть суставы погреть, - сказал Федот, гладя руками коленки вытянутых ног. – Думал, век буду без болячек бегать, а старость-то не обманешь, сама идёт и болячки за собой тащит. Ёлы-палы.

- А ты не сдавайся, - посоветовал ему Макар, - делай вид, что ее не замечаешь.

- Кого? – не понял Федот.

- Старость, - уточнил сосед.

- Так-то оно так, ёк-макарёк, только хоть и не хочется стареть, а приходится. Бывало, по молодости так на покосе наломаешься, что смолотишь полкаравая хлеба, и не заметишь. А сейчас и аппетита-то нет. Совсем исхудал.

- Да ты всегда такой и был, как жердина, - измерив его взглядом, сказал Макар.

- На себя посмотри, вон какой «трудовой мозоль» нарастил, - обиделся Федот, покосившись на солидный животик Макара. – Видать, годы на аппетит не влияют.

- А ты меня не оговаривай, не твоё ем.

- А я и не оговариваю, ешь и поправляйся. Я бы на месте твоей Марьи никаких булок тебе не пёк, а посадил бы на одну морковку, а то ишь, раздобрел к старости, смотреть противно, - высказался Федот и отвернулся.

- Да ты просто завидуешь, что и под старость не можешь поправиться. Как был толщиной с бычий хвост, так и остался, - засмеялся великодушно Макар, и его усы поползли вверх.

- Лучше быть бычьим хвостом, чем кадушкой с груздями, - подвел итог Федот и отвернулся.
Оба замолчали, где-то чирикала пичуга, тоже радуясь солнцу и теплу.

- Слушай, Макар, - вдруг спросил Федот с хитринкой в глазах, - А почему это твой пес никогда на меня не лает, нюха, што ли, у него нет? Я же чужой!

- А пошто он должен лаять? - удивился сосед, - Он же тебя еще щенком знал, ты ведь к нам не один год ходишь, вот он к тебе и привык.

- Не-ет! Ты не прав! Чужой для собаки должен быть чужим. Надо устроить  экзамен, может, ты её зря кормишь?

- Какой ещё экзамен? – насторожился Макар, зная Федота и его богатую фантазию.


- Ну, там проверить нюх, зрение, как реагирует на голос. Может, он от старости ослеп и оглох, - предположил Федот.

- Да он еще не сильно старый.

- Ну и што? Ты тоже не сильно старый, а носишь очки и время от времени недослышишь.

- Кто, я? - не поверил Макар.

- Да, ты, - уточнил сосед, - Нет, што надо ты слышишь, а вот, к примеру, если тебя твоя бабка посылает за водой на колодец, тут ты начинаешь переспрашивать, прикинувшись глухим.

- Может, и правда порой недослышу, - сказал Макар, которого в душе досада взяла оттого, что этот всевидящий сосед открыл его тайну.

- Всё ты дослышишь, только хитришь.

- На себя посмотри, бесхитростный нашёлся, я помню когда ты…

- Не будем предаваться воспоминаниям, - быстро перебил его Федот, - а лучше утром устроим твоему псу экзамен.

- Укусит он тебя, собаки не любят, когда к ним лезут, - припугнул его Макар.

- Я с собаками обращаться умею, где он у тебя? – спросил Федот и посмотрел по сторонам.

- А я откель знаю, может, убёг куда, - схитрил Макар, хотя точно знал, что его пёс по кличке Верный лежит во дворе дома и, вытянув лапы, греется на солнышке.

- Та-ак, значит, скрываешь его местонахождение, вша тебе в бороду.

- Я сказал – не знаю.
И тут неожиданно из открытой калитки вышел его вислоухий пёс и, медленно подойдя к хозяину, лёг возле ног, вытянув лапы.

- А-а-а! Пришёл, милок, - обрадовался Федот.

- Ты это чего? – не выдержал хозяин собаки.

- Нюх буду проверять, можа, у него и нет его вовсе.

С этими словами он нагнулся и положил свой носок рядом с носом мирно дремавшей собаки. Пёс тревожно задвигал ушами, зашевелил носом и резко вскочил.

- Нюх есть, - твёрдо подытожил Федот, надевая носок.

- И сколько ты его носишь, не снимая? – поинтересовался Макар. – А если бы мой пёс издох от запаха?

- А вдруг химическая война? Он ко всему должен быть готов.
Надев ботинок, Федот посмотрел на собаку и сказал:

- Будем проверять слух.

Пёс лежал, прикрыв глаза и пригревшись на солнышке. Он и не подозревал, какие его ждут испытания. А Федот встал, тихонько отошёл в сторону и взял валявшийся недалеко длинный прут. Подойдя поближе к собаке, Федот выждал минуты две и со всего маху ударил по земле в полуметре от пса. Пёс подскочил и заозирался по сторонам.

- Ты его чуть заикой не сделал! – возмутился Макар.

- Ничего, зато теперь будешь знать, что он не глухой.

- А я и так знал.

- А теперь точно убедился, благодаря мне, - гордо сказал Федот. – А то бы жил в сомнении.
Макар отвернулся.

- Теперь нужно посмотреть, все ли у него зубы. А вдруг в наличии от старости один, как у тебя, например.

- Он тебя укусит.

- Нет, пусть представит, что я врач-ветеринар, а он на медосмотре.

- Вот это ты ему и скажи, - посоветовал Макар.

Федот встал с лавки и, нагнувшись к псу, попытался оттянуть ему вверх верхнюю губу, чтоб удостовериться в наличии зубов. Пёс как-то увернулся и, щёлкнув зубами возле руки Федота, отбежал в сторону.
Федот отдёрнул руку, молча сел на лавку и, подумав, сделал умозаключение:

- Он у тебя бешеный и подлежит утилизации.

- Сам ты бешеный. Кому понравится, чтоб к нему в пасть лезли? Скажи спасибо, что не укусил, а то бы сразу узнал, сколько у него зубов.

- Психика у него расшатанная, вот чего, - сказал Федот с умным видом.

- Это пошто?

- Откуда я знаю? Видно, ты с собакой плохо обращаешься.

- Кто, я? Да я вообще животину не обижаю! – не на шутку рассердился Макар.

- И словом тоже? – не унимался Федот.

- Ну…- растерялся Макар. - Может, когда и обозвал как, разве не упомнишь?

- Вот, пожалуйста, ёшкин кот! Ты его унижал всяко, он переживал в себе, потому
как не мог никому пожаловаться. И стал нервным.
Макар посмотрел на пса, тот лежал в стороне и чесался, ловя блох.

- Вот блохи у него появились на нервной почве, потерпи такие унижения, куды это годно-то? – жалобно, глядя на собаку, произнес Федот, незаметно косясь на Макара, и следя за его реакцией.

- Да какие унижения? – разозлился Макар, - Что теперь ему нельзя и слова сказать?

- А как ты хотел? Он тоже переживает, когда ты его дармоедом обзываешь. Думаешь, я не слышал? Он, между прочим, свой кусок хлеба отрабатывает, и пенсию ему не носят на дом, - ехидно заметил Федот.

- Тебя не понять, то он бешенный, то жалеешь его. Какой-то ты двухвостка, - покрутил рукой в воздухе Макар.

- Вот и меня начал оскорблять, - вздохнул Федот. - Злой ты стал, не любишь никого.

- Да ты хоть кого разозлишь, лязгаешь языком, и сам не знаешь чего.

- Я не лязгаю, а по делу говорю. Я тебе не собака и молчать не буду. Собака молчала, молчала, да нервною стала. И все из-за тебя, - он осуждающе посмотрел на Макара.

- Да отстань ты от меня с этой собакой, никакая она не нервная.
Дед Федот, неспешно встал, отряхнул штаны и, спокойно глядя на соседа, произнес:

- И не надо так злиться, ничего я такого не сказал, окромя правды в глаза. А только над животными издеваться тебе никто права не давал. Поглядите-ка на него, обзывает всех подряд, что собаку, что меня, ему все едино. А я тебе еще хотел подарить котенка, потому как твой кот потерялся. Теперь я знаю, почему он от тебя ушел. Не стерпел такой жизни, может у него душа ранимая, и оскорблений не вынесла.

- Он что, тебе об этом сам сказал, кот-то?

- Нет, я это понял по его глазам, полным слез и обиды.

Макар сидел не знал, что сказать на Федотовы слова, удивляясь его фантазии.

- Прощай, сосед, - продолжил Федот, - вот и открылась вся твоя сущность. Это надо же так животных обижать, чтоб они покинули родной дом. От тебя скоро и пес уйдет, он сейчас уже не рад такой жизни. И правильно сделает, нечего ему выслушивать обидные слова. Он же личность, ядри тебя.
Федот еще раз взглянул на Макара, и, незаметно сдерживая улыбку, направился через дорогу к себе домой. Собака поднялась и неспешно пошла провожать соседа.

- И этот туда же, - плюнул Макар, глядя на собаку. - Сговорились они, што ли.

Глядя на уходящего Федота, Макар не выдержал:

- Слушай, Федот, - крикнул он ему. - Ты на себя посмотри. Я прошлым летом видел, как ты свою собаку охаживал веником, когда она задрала соседского петуха. Это можно тебе, да?

– Было, - повернувшись, откликнулся Федот, - но в рамках профилактики. Это моя собака и уходить она от меня не собирается, можешь быть в этом уверен, потому как обиды на меня не держит, я ее при этом не обзывал.

И, выпятив свою жиденькую бороденку, пошел дальше.
Глядя ему вслед, Макар думал: «Ну и злыдень этот Федот, запросто так настроение испортил и ушел, никакой радости не оставил. Балаболит, сам не зная что. Завтра придет на лавке посидеть - не выйду, пусть сидит один».
Но оглянувшись вокруг, он как-то враз подобрел и забыл обиду на соседа, потому как наступала весна. Она неспешно шагала по деревне, наполняя все радостным щебетом птиц. Как же не любить весну, такую долгожданную и вечно молодую, в отличие от нас, людей.


Рецензии
Верно, с приходом весны даже у пенсионеров появляются пакостные мысли вместе с тягой проэкзаменовать кого либо!:)
Доброе повествование.
С уважением

Сев Евгений Семёнов   28.03.2011 11:04     Заявить о нарушении
Да, развлёкся сосед, устроил ЕГЭ ничего не подозревающей собаке:)))
Эти деды мне Ваших героев напоминают:)

С признательностью,
Карина Романова.

Литклуб Листок   28.03.2011 19:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.