Maita! - Сдаюсь! Hippon! -Победа! Он-Супер!

Он стоит на фото с лентой чемпиона и улыбается. Разве можно поверить в то, что он сделал?
Это он, Александр Комаров, в 1977 году на чемпионате СССР по дзюдо в Баку совершил невозможное!
В коридоре, опершись на перила, стоит серебряный призер СССР чеченец Чапаев. Он задумчив, как богатырь на развилке дорог.
Что делать, что делать? Как бороться с этим непонятным для него дзюдоистом из маленького атомграда Озерска Александром Комаровым?
Как противостоять его технике исполнения удушающих приемов?
Что делает! Что вытворяет! Уму непостижимо!
Заставил сдаться уже четверых мастеров спорта, да каких! И всех на первых минутах схватки! Не крикнешь вовремя «сдаюсь» или «маита», моментально заснешь.
— Чапай, ты чего не разминаешься, тебе же через десять минут выходить бороться с Комаровым?
— Ай, что ты пристал, что пристал, всё равно «задушит». Лучше покажи защиту от удушения!
— Ааа! Не знаешь! А еще спрашиваешь!
Вышел Чапаев на схватку с Комаровым, задумчиво опустив голову.
Заставил-таки его сдаться Комаров на второй минуте!
Виданное ли дело, на чемпионате Союза победить удушающими приемами пятерых мастеров спорта!
Вряд ли когда-нибудь этот рекорд будет превышен, он достоин Книги рекордов Гиннеса.
Так и прозвали мы его, «маита» — «сдаюсь» значит.
Он еще в самбо эту кличку получил, мастерски выполнял болевые приемы на ахиллесово сухожилие, тоже приходилось кричать его соперникам — «сдаюсь»!
Что же стояло за такими победами Комарова, Чуракова, Низовцева?
Чураков «задушил» четверых мастеров и стал чемпионом СССР по дзюдо среди молодежи в Казани в 1977 году, Олег Низовцев на Всесоюзном турнире в Ленинграде умудрился удушающими приемами победить семь юниоров. Он выступал в двух весовых категориях!
И всё же это несравнимо с чемпионатом СССР, где выступают матерые, испытанные в боях мужчины! Как же ковалось такое мастерство?
Наш зал борьбы называют «обезьянником»! Он весь испещрен канатами, десантными лестницами. Их делали сами на многие десятилетия вперед. Тринадцать канатов от стены к стене, две двухполосные лестницы поперек, опоясывающая лестница вдоль, более десятка вертикальных канатов. Особенно привлекательны те, что подвешены к поперечной трубе под потолком, и на них с разбега могут заброситься сразу восемь юношей и прокатиться, выделывая всякие гимнастические номера. А на кольцах каждый мог с удовольствием выполнить стойку или покрутить туловищем, словно рыба хвостом.
Кисти развивали, загоняя на канаты и лестницы учеников, как альпинистов. Словно кошки лазали по ним такие дзюдоисты, как Комаров и Чураков. Сразу под сводами потолка на канатах и лестницах можно было увидеть пару десятков юношей.
Разработали уникальную технику удушающих приемов, соединив их с классической «вертушкой», добавили маленький секрет воздействия на каротидный синус, тренировались по методике советских ученых.
Автоматизированная система отработки удивляла родителей, пришедших посмотреть на своих детей, словно концертной труппой руководил тренер процессом становления техники.
Выстрелом звучит удар металлической линейки, и каждая из двадцати пар мгновенно превращается в крутящуюся конструкцию из двух тел. И порой, уже в полете, один из них кричит слово «маита» — «сдаюсь» или резким ударом ладони прекращает усыпляющее воздействие атакующего на каротидный синус.
Кто не успеет сдаться во время, мгновенно может отключиться.
Это повторяется до тех пор, пока сжимаются пальцы, несмотря на то, что боль пронизывает суставы. Огромное количество бросков за тренировку — такое еще в 60-е годы прошлого века уже практиковалось постоянно.
Резко звучит возглас тренера: «Ос!», сорок бойцов в едином порыве сотрясают воздух возгласом «Дзес!». И снова удар, словно выстрел посылает конструкции тел в полет.
Безжалостная, но оправдывающая себя победами тренировка тела и духа. Тренировка настоящих мужчин! Каждый юноша чувствовал себя «Ахиллесом». Быстро мужали юноши!
В то время у моих тренеров, лучших в Советском Союзе, было жесткое отношение к тренировкам, перед ними стояла задача завоевания мирового первенства в спорте.
Я использовал всё лучшее московской, ленинградской, киевской, грузинской, северокавказской школ борьбы, изучил систему подготовки почти всех предшествующих чемпионов мира и Олимпийских игр.
В 1976 году на Олимпийских играх в Монреале мы (Сборная СССР) чуть было не сшибли японцев с пьедестала сильнейшей команды мира по дзюдо, завоевав две золотых, две серебряных и одну бронзовую медаль. В составе нашей сборной боролся и мой «серебряный Ахиллес» Валерий Двойников.
Для сравнения в Пекине составом в два раза превышающим монреальский, т. е. мужской и женской сборными мы не завоевали ни одной медали.

   


Рецензии
22 февраля 2023 года, после продолжительной болезни ушёл из жизни Владимир Сергеевич Мусатов. 16 февраля замечательному Педагогу и Тренеру исполнилось 84 года. Светлая память Мастеру.

Константин Семынин   08.03.2023 17:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.