О ярлыках

                Знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон

                Конфуций

 
    Я все больше убеждаюсь в том, что мы живём в мире победившего рыночно-базарного мировоззрения. А в чём это выражается, спросите Вы? А в том, что всё, что происходит вокруг нас и составляет нашу жизнь мы воспроизводим через понятия, культуру и атрибуты базара.

    Взять, к примеру, наше телевидение. Ну чем тебе не базарная площадь во всём многообразии её проявлений. Тут тебе и многонавязчивая реклама, и развесёлый балаган третьесортных скоморохов, и вся палитра базарных завсегдатаев: серийных (ставших многосерийными) жуликов, махровых комбинаторов, лохов, дешёвых шлюх, городских сумасшедших и прочих юродивых, а также городовых и ловких сыщиков.

    Но более всего базарное мировоззрение проявляется в нашем неуёмном стремлении нацепить на всё свой ярлык. На то, что нравится — ярлык покрасивее, покультурнее. Как будто отнесение чего-либо к культурному понятию путем навешивания ярлыка, автоматически относит к  культурным  и потребителей оного продукта. Ну скажите, какое отношение к культуре имеет, так называемая, «поп-культура»? Если исходить из мудрого определения английского искусствоведа Мэтью Арнольда, культурой можно считать только «... всё лучшее в мире, что было создано и сказано». Так неужели же тот попсовый балаган, который нам разыгрывается ежедневно на голубом экране, можно отнести ко «всему  лучшему»?  Ну, ко «всему» может и нет, скажет кто-то, а вот как «лучшее в балаганной культуре» его охарактеризовать можно. Так вот и давайте, руководствуясь здравым смыслом, называть вещи своими истинными именами.

   Так, наряду с популярными, есть вещи и явления, которые нам не нравятся, пугают нас своей непредсказуемостью и неясностью намерений. На такой «товар» мы спешим навесить чёрный ярлык, отпугивающий особобоязливых и малоразбирающихся в сути вещей и явлений. Но, как известно, на всякий страх тоже находится немало любителей, такова человеческая природа — всё человек хочет познать и ощутить. Этой человеческой страсти очень успешно отвечает всё та же «балаганная культура», в которой едва-ли не меньшей популярностью, чем скомороший попконцерт, пользовались и показы различных чудищ и уродцев, а сегодня  маньяков и прочих извращенцев всех мастей. И все-таки большинство базарных посетителей считало более благоразумным не демонстрировать своего интереса к жутким соблазнам и даже иногда проявлять своё резкое несогласие с подобной установившейся балаганной традицией, путем навешивания в своём сознании чёрного ярлыка на это «малокультурное» явление.

   Но, помимо ярлыков, есть в базарном мировоззрении и другое атрибутное понятие — это мера. Всё на базаре меряется на своё истинное соответствие. Обо всём складывается более или менее ясное представление о качестве, функциональной содержательности и количественном наполнении рыночного товара, которое окончательно формирует отношение к нему, независимо от ярлыка. И базарное счастье тому торгашу, у которого ярлык более всего соответствует истинному содержанию товара. При обнаружении несоответствий, ярлык служит лишь  дополнительным поводом для установления чёрной метки в сознании посетителя базара. Таким образом, ярлык несёт в себе лишь вспомогательную, второстепенную, так сказать, условно ориентировочную роль в базарных отношениях, тогда как мера, проявленная по точности веса или по субьективно-объективным понятиям здравого смысла, является определяющей в торге. Отсюда следует, что наведение порядка именно в сфере мер и весов, а в широком смысле всех форм содержания, делает базарные отношения истинно культурными.
    
   Эта моя сентенция не является оригинальной, а известна давно и  применяется повсеместно во всех сферах человеческой жизни, начиная с общественного строя — капитализм, социализм, коммунизм, и заканчивая личностью — индивидуализм, альтруизм - во всех этих понятиях присутствует мерная составляющая — ИЗМ  (измеряю). Подобных определений премножество и все их можно обозначить одним атрибутным понятием, свойственным базарному мировоззрению, как ярлыки, то есть вспомогательное, условно ориентирующее средство, не гарантирующее автоматическую идентичность его наименования внутреннему содержанию продукта, на который этот ярлык повешен. Да мы в этом убедились и на собственной истории — когда ярлык не вполне соответствовал содержанию.

   Но вот что стало всё более заметно проявляться в наших жизненных реалиях. Они всё более и более стали походить на неуправляемый базар, в котором ярлыки, меры, понятия, традиционные представления, привычки и навыки жизни утратили всякое значение. Каждый бегает по базару со своими весами и мерами, со своими, выгодными ему качественными характеристиками, со своими представлениями о выгоде и пользе. Причём, чем более сомнительного свойства торгаш, тем он активнее и шумнее позиционирует себя на базаре, тем в более дальние и более тёмные углы отодвигает он конкурентов, способных достойно представлять свой товар. А ежели те имеют смелость проявить настойчивость в предложении, то не замедлит проявиться и средство, способное загнать их в ещё более дальний и более тёмный угол, — навешивание черного ярлыка, отмываться от которого — себя не уважать. В этих условиях ярлык приобретает первостепенную значимость, которым можно регулировать базар. Да что говорить, базарное мышление знает немало подобных приёмов использования человеческой психологии в получении своего барыша. Взять всё тот же известный прием,  когда внимание нерасторопных базарных ротозеев и городовых отвлекалось на клич - "Держи вора!" -  опустошались карманы. Где вор, кто не вор — это уже не важно, важно другое, что виноватым всегда оказывается пострадавший, мол, доверчив очень. А доверился он кличу, то есть провозглашению черного ярлыка «вор», которое парализовало самые позитивные свойства человеческой психики, перенастроив их на низменные страсти — азарт, агрессию, немотивированное возбуждение, бессознательный страх. Вот что может сделать с человеком  базарного уровня мировоззрения простой ярлык.

    Заставить человека всегда бояться — это главный психологический фактор, на котором держится всякий базар. Ибо всё, что освобождает человека от страха стоит особенно дорого. Вот например, частные охранные предприятия, их в стране сегодня насчитывается порядка 25 тысяч с более чем миллионной численностью "работающих" - они же не работающие и не служащие в армии, в правоохранительных органах, на предприятиях народного хозяйства. Все самые отборные силы брошены на подавление страха у тех, кто в состоянии содержать эти силы, и на нагнетание страха у тех, кто к таковым не относится. Такова психология базара: способен купить — ты в базаре, не способен — пошёл вон! Иди и думай, что ты можешь продать. Если нечего продать, то можно поторговать и собой — главное подобрать ярлык попривлекательнее или поустрашающее. Так сегодня ярлык стал товаром, а чёрный ярлык ещё и средством, нагнетающим страх на одних и освобождающим от страха других. Страх стал самым продаваемым товаром.

    Так чему будем верить — базарным ярлыкам, которые есть не просто слово, а знак, символ чьих-то устремлений, - или ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ?
 
 


Рецензии
Статья ваша понравилась. Цитата из Конфуция - нет. Знаки и символы, на мой взгляд, - предвестники слова. И лишь слово может "управлять миром". (Но это - лишь моё мнение. Куда менее значимое, в сравнении со словами Конфуция).

Хочу сказать ещё одно. Вам, Наталья, никто не говорил о вашей тяге к сложным построениям речи, понятий...? С одной стороны, это говорит о уровне вашего образования, интеллекта и умения создавать сложные смысловые конструкции. Но, мне кажется, не меньшее умение - создавать ПРОСТОТУ образов. Возможно, надо подождать и время сделает свою работу. Тогда вы выйдете на новый "энергетический уровень"! (Вот тут уже я "загнул" некую "завихристику"!)

Да, ещё. Я нашёл выход из создавшегося внутри меня неприятия "Вы". Вместо того, чтобы каждый раз убеждать собеседника, что мол, давай, придём к "общему знаменателю", я на титульной своей странице поместил "анкету-резюме". В ней чётко обозначены все мои предпочтения. Призываю и других участников использовать подобную анкету. И не потребуется вместе с новым автором "съедать пуд соли", чтобы понять друг друга.

С уважением к вам, Наталья,

Юрий Анников 2   19.02.2014 17:07     Заявить о нарушении
Слово, конечно, сила. Но слово бывает и лживо и может очень заумно выражать лживую идеологию, которая способна захватить умы многих. Взять тот же либерализм. Либералы словом очень убедительно склоняют к пониманию какого-то своего либерализма, при этом логическое развитие такого мышления в крайних формах проявления называют экстремизмом. Фактически на Украине мы видим сейчас проявление либерализма в его абсолютной форме. И подтолкнули к этому слова, в которых смешались правда с ложью. Так что, слова скорее разъединяют мир, а не управляют им.

Символ же это концентрированное выражение идеи, на котором можно строить единое мировоззрение, Символ конкретен в понимании, объективен. Слово неоднозначно, условно, субъективно.

Относительно манеры моего письма могу сказать только одно - так сложилось. И уже поздно что-либо менять. Вы правы в том, что манера соответствует порядку мышления. На определенном уровне простота оправдана, но не всегда она позволяет проникнуть в глубину. А там действуют другие законы. В своей книге я, кажется, вышла на пределы своих возможностей, но кому это нужно. Мой "энергетический уровень" висит здесь уже два года и что?

Сегодня миром правит не слово, а словесный мусор.

Спасибо вам за внимание к моему творчеству.

Наталья Благушина   19.02.2014 20:10   Заявить о нарушении
Ваш посыл: «Так что, слова скорее разъединяют мир, а не управляют им.»
Но ведь «разъединять» и «управлять» не противоположны по смыслу. Есть латинское изречение: «разделяй и властвуй»! Это, по-сути, - формула колониального управления. Значит, надо искать некую более значимую первооснову, которая, ВЛАДЕЯ СЛОВОМ, может и созидать и рушить.
Но, ломать – не строить. Трудно ли убедить словом малыша – пойти и поднести спичку к копне сена…? Но это словесное управление актом разрушения. А было СЛОВО, которое, пропитанное Любовью, создало Мир! Казалось бы, и там и здесь - акт управления. Ан, нет! Попробуйте убедить словом пойти и из кучки пепла после сожжения сена – создать траву луговую!!
Вот почему Бог-Любовь, создавший наш Мир СЛОВОМ, является Творцом. А сила, использующая лукавство, «правит балом» тёмных сил разрушения. Случайно ли, что майдан ассоциируется с чёрным дымом горящих покрышек? И символ фашизма – чёрная свастика, на котором (цитирую вас) «можно строить единое мировоззрение».
Но здесь надо остановиться, иначе «красивые слова» могут отвлечь от поиска истины. А эта истина прекрасно проглядывает в таких, например, ПРОСТЫХ словах: «Воздух был чист и свеж, как поцелуй ребёнка». Разве такие слова не ПОДВИГают женщину к акту зарождения новой жизни? А начинается всё с тихого ЛЮБОВНОГО шёпота!

Простите, Наталья, - увлёкся! Творческих и жизненных удач вам.

Юрий Анников 2   19.02.2014 22:18   Заявить о нарушении
Кажется, я обидел вас, Наталья! Очевидно, в отстаивании своей точки зрения, нужна не только убеждённость, но и большая мягкость в понимании позиции оппонента? Наверно, одной жизни мало, чтобы научиться всему.
Простите, пожалуйста!

Юрий Анников 2   22.02.2014 12:41   Заявить о нарушении
Что вы, Юрий, ни в коей мере! Очень довольна нашим знакомством. Согласна во многом, к вашим словам и добавить нечего, почему и промолчала. Такого не бывает, если нет могласия - никогда не оставляю на своей странице не близкое мне мнение последним словом.

Так что, всегда рада вам.

Наталья Благушина   22.02.2014 13:01   Заявить о нарушении
Сняли тяжесть с души.
Сейчас увлечён общением с Александром Чашевым. Сколько устоявшейся мудрости у нашего северного народа-побратима!
Сам пытаюсь найти общий язык со школьниками, вглядывающимися в жизнь.
Отредактировал "О вежливости на Прозе". (Уже, наверно, в пятый раз).
Очень обеспокоен разгулом разрушения в Украине. Сердце болит за обычных людей.

Доброго вам всего, Наталья.

Юрий Анников 2   22.02.2014 18:21   Заявить о нарушении
Да, Юрий, сейчас нет ничего важнее украинских дел. Это нашим властям и урок и предостережение.

Наталья Благушина   22.02.2014 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.