о памяти

Сегодня рассматривал фотографии города моего детства. Ностальгирую очень сильно. Эти фотографии старые, черно-белые и цветные, отсканированные энтузиастами и такими же ностальгирующими людьми как и я, видно что эти фотографии были смяты, уголки обтрепались от долгого хранения и от многочсленных перекладываний и переборов... боже, а какой у них был запах. А сфотографироваться на цветное фото это было целое событие, всей семьей шли в фотостудию, единственную на весь город, там было зеркало перед которым все причесывались и готовились. Технический прогресс уничтожил всю мистерию. Сейчас фотографируют застолья и всякую мелочь безо всякого благоговения перед дороговизной и исключительностью. А еще вспоминаю как мы с другом перефотографировали Арнольдов Шварценнегеров в разных позах, с автоматами и без, но всегда с мускулами. Также "Модерн Токинг" с белозубыми улыбками красавцев. Оригинальные фотографии доставались где только можно было, пускались во все тяжкие.  Фотографировали на мой аппарат, потому что у меня был "Зенит-Е" зеркалка, и еще на него можно было одеть кольца и фотографировать какие-то мелкие предметы, в современных аппаратах это называется макросъемка. Потом мы запирались с ним в его комнате, вешали красный фонарь, а окно завешивали плотным одеялом. И начинали колдовать с увеличителем.
Но!!! Вначале мы проявляли пленку. Фотопленку надо было аккуратно извлечь из кассеты в полной темноте, потом в полной же темноте зарядить в специальный бачок для проявки - это было целое искусство, затем в бачок наливался проявитель, пленку надо было обязательно выдержать определенное количество минут, и минуты эти писали на коробочках к пленке, у разного производителя время проявки было разным. Потом раствор проявителя выливался и пленку надо было промыть обычной водой. После в бачок заливался фиксаж или закрепитель, затем пленку снова надо было промыть. И только после этого пленку можно было извлечь из бачка и посмотреть результат всего процесса. И только совершив магические действия с пленкой, можно было приступать к печати фотографий... И хорошо если режим фотографирования был подобран правильно, правильно была выставлена диафрагма и экспозиция, и при проявке пленки ничего не запороли...
И только в том случае, если никто ничего не запорол на каждом этапе процесса, можно было приступать к печати фотографий. Это была отдельная магия. Чудо фотографической техники - увеличитель, куда заряжалась пленка и в котором был красный фильтр, чтобы не засветить фотобумагу. Вначале на листе простой бумаге выставлялся фокус, чтобы снимки были четкими, затем окошко увеличителя закрывалось красным фильтром, под луч подводился лист фотобумаги (я помню что мы предпочитали брать фотобумагу "Березка"), формата 9Х12 (для особо ходовых фотографий Арнольда, Модернов и ЛМ отводился бОльший формат, такие фотки шли по 3 рубля за штуку)  красный фильтр убирался и начинался отсчет секунд, всегда было несколько пробных отпечатков - выяснялось время выдержки. После засветки снимка, лист фотобумаги помещался в кювету с проявителем и тут было самое главное чудо - на белом листе начинали проступать контуры фотографии, вначале появлялись самые темные места, затем более светлые и светлые, появлялись и обрастали мускулами "Арнольды" с автоматами, Конан-варвар, Хищник, Терминатора тогда еще не было, потом те же самые Томас Андерс и Дитер Болен начинали лучиться неподдельной радостью от того что мы их напечатали  и конечно, начинающий набирать обороты "Ласковый май", Юра Шатунов и Андрей Разин в дурацких полосатых штанах, и еще на фотографиях появлялась сестра самой любимой девушки моего друга с которой он вместе ходил в поход, и мы начинали обсуждать как на следующий день в школе он подойдет к ней, к своей любимой и небрежно передаст ей пачку фотографий "для сестры" и она скажет ему "спасибо" и этого "спасибо" ему будет достаточно для того чтобы снова жить и радоваться жизни, чтобы светиться от счастья, несмотря на непослушные волосы, а волосы были непослушными потому что мамка заставила его вымыть их с шампунем, от этого они начинали электризоваться и он становился похож на одуванчик...
На первых снимках эта магия была как в первый раз, к концу процесса впечатление волшебства притуплялось. После проявления фотографию надо было промыть в воде и окунуть в фиксаж, после фиксажа снова промыть.
Ближе к ночи в ванне, белея пузом, как сдохшие рыбы, плавали фотографии, фотографий было много, часть была на продажу, часть благоговейно отсортировывалась для передачи "той самой". Потом простыни этих фотографий развешивались вместо белья на веревках и жаркий ветер, нагретый асфальтом и бетонными коробками домов, обдувал их, отчего они лениво переваливались с боку на бок, как листы морской капусты в передаче "Клуб кинопутешественников".
Потом был процесс отбраковки и сортировки, в котором определялась рыночная стоимость снимка в зависимости от размера и качества. Но самый строгий и беспощадный отбор проходили те самые фотки, за которые никто не собирался брать деньги и это был самый великий молчаливый сговор, он не говорил что не будет брать деньги, а я не говорил, что деньги брать не нужно.
И был еще процесс глянцевания, после которого невзрачные листочки фотобумаги получали путевку в высшие слои общества, на них наводили лоск и никто даже не смел подумать, что несколько часов назад они плавали как дохлые рыбы, вповалку, в тесной ванне. После глянцевания на этих фотках был налет элитарности.
И еще мы хотели купить спец. ножницы для того чтобы делать фигурные рамочки, но в бизнесе стало слишком много конкурентов и предложение превысило спрос, потом те, кто купил у нас фотографии, сделали вторичные копии уже с них, и начали заниматься демпингом...
А друг отдал те фотки, той самой, и радость от того, что он с ней перекинулся парой слов перевесила всю радость от немалой выручки, деньги улетели быстро, а воспоминание осталось... Он долго еще дышал тем воспоминанием, пронес его многие годы спустя, но хэппи-энда не было либо история еще не написана, если она получит продолжение, я обязательно напишу об этом.


В который раз поймал себя на мысли, что практически не помню своего детства, вспоминаются какие то моменты, которые выплывают маячком, как будто из тумана, и дальше память не может зацепиться за них и раскрутить ниточку. Как жаль... хотя может быть и так, что мое сознание защищается от вмешательства в свое пространство и блокирует эти воспоминания?
Видимо какие то этапы процесса были запороты мною... и потрачены впустую деньги на пленку, проявитель и фиксаж...


Рецензии
Да, ночи в ванной это было священнодействие!
Все спят, а ты колдуешь, а утром, сквозь сон слышишь как домашние фотографии смотрят. А потом ч/б пленка пропала...

А память точно, штука хитрая...

Константин Сергеевъ   28.01.2011 14:00     Заявить о нарушении
Настоящего фанатика никакой фотошоп не заменит.
С уважением.

Грубый Лесоруб   29.01.2011 23:49   Заявить о нарушении
Что-то ушло из жизни, и не только фотография...

Константин Сергеевъ   30.01.2011 00:31   Заявить о нарушении
люблю черно-белые, старые, но их надо
обновлять, несколько штук таких обновили мне
там мои родные...
у нас во дворе жил дядя Миша фотограф.
старый фотограф, давно уже в Израиле,
он много рассказывал о фиксаже и так
далее, время уходит, все меняется...

Дебора Вишневская   10.04.2013 10:51   Заявить о нарушении
Все меняется, самое главное остается неизменным.
Благодарю Вас, Дебора.

Грубый Лесоруб   10.04.2013 20:08   Заявить о нарушении