Русский Крест

«У России крест тот,
который даровал нам Господь…»

Очень многие из нас знают актера театра и кино Георгия Жженова. Но о том, какой тяжелой и полной лишений была его жизнь, знают единицы. Советская власть навсегда оставила глубочайшие шрамы на линии судьбы этого человека.
Биографии  Георгия Жженова была посвящена документальная кинотрилогия «Русский Крест», в которую вошли такие фильмы, как «От тюрьмы и от сумы», «Фраер мутной воды», «Последние могикане». Актуальность проблем, о которых рассказывается в этих фильмах, находится далеко не на последнем месте в российском кинематографе. Многие желают знать правду о том, как все происходило в те неумолимые, будто длящиеся вечность, года. Последующие поколения должны знать не только «идеализированную историю», но и непростительные, и даже роковые ошибки наших властей, хотя бы для того чтобы не повторять их никогда больше и для того, чтобы больше не гибло никогда столько ни в чем неповинных людей, душ.
В первом фильме речь идет о тяжелом пути актера. С самого начала в его жизни присутствует какой-то неведомый мистический дух: странные совпадения, необратимые, роковые цифры и сопровождающие его везде знаки. По поводу своего первого фильма «Ошибка героя» Георгий Жженов даже шутил:  «Вся моя жизнь – сплошная ошибка. Героя, резидента, и т.д.».  Иронией судьбы кажутся его съемки в тетралогии о резиденте Тульеве: во время съемок в фильме «Комсомольск» в 38-м году Г.Жженов познакомился с американским дипломатом. Эта встреча привела к тому, что 23-летнего актера арестовали и обвинили в шпионаже. А затем 17 лет он провел в лагерях и ссылках. В 38 лет актер начал профессиональную деятельность с нуля. Что же это за число такое,  тридцать восемь? Оно знаменует для него конец и начало…
Только спустя огромное количество лет был награжден всевозможными орденами как бы в «извинения» за действия власти.
«Когда я увидел место русской голгофы, еще раз уверился, что революция ставила перед собой не экономические задачи, а скорее, мистические».  Этими словами начинается «главный» сюжет  не только второй части, но и всей трилогии. Революция готовила для русского народа воистину тяжелое испытание. Испытание, которое вряд ли бы выдержали люди нашего поколения. Потому что нынешняя жизнь далеко не так сладка, как сначала кажется на вкус. Стало больше страха, депрессий, четкое разделение на «глубоко верующих» и безбожников, потеря смысла жизни и ее прожигание, вообще нежелание жить. Массовый алкоголизм и наркомания также достигли своей цели. У многих бы просто не было стремления выжить в такой ситуации. Но не все и тогда выдерживали испытание – некоторые люди уходили из жизни сознательно.
Одним из этапов этого испытания для Георгия стала тюрьма «Кресты».  С 30-х годов она была переполнена жертвами сталинских репрессий. У заключенных отбирали даже имя, вместо них назначались номера.
Права и свободы человека продолжают нарушаться и до сих пор. Совсем недавно в «Крестах» девять месяцев содержались четверо уроженцев Дагестана, виновен из которых оказался только один.
Казалось бы, в такие невыносимые времена нужно сплотиться. Но в сердцах гулял страх и, что еще хуже, подлость. Арестованные умоляли надзирателей: «Разрешите писать больше одного письма в год». Пробовали передавать письма с теми, кто ехал с Колымы в другие города. Но были водители, которые сначала соглашались взять и передать письма, а потом просто рвали их на мелкие кусочки и выкидывали в реку… Слова, написанные от всей души, отчаянная попытка не потерять заветную ниточку  с родными и близкими проваливались раз за разом в беспощадную бездну.
Оператор все время обращает внимание на глаза заключенных, взгляд Г. Жженова, будто сравнивая с однажды показанными глазами Иисуса, изображенного на своде храма.
Тут же зрители наблюдают интересный диалог из советского фильма, где Г. Жженов сыграл священника:
« - Ох, удивительный Вы человек, Михаил Федорович. Праведник.
- Просто честный безбожник.
- Это Вы-то безбожник? Э, нет. Вы, Михаил Федорович, тоже  пастырь духовный. Только бог Ваш зовется по-иному.
- Да, ловко Вы меня в попы записали.
- А как же? Суть нашей с Вами деятельности одна – держать человечество в нравственной узде.
- Не будем говорить про человечество ».
По словам отца Георгия (Соловки) русский народ носит тот крест, который носил Господь: «И нет креста тяжелее того, который мы носим по воле Божьей».  Если раньше крест был просто оружием пытки, то позднее он стал символом мира. А когда кресты начали убирать, в сталинские времена, на русский народ обрушилась столь жестокая участь. И появление новых невоцерковленных Святых вполне объяснимо в таких обстоятельствах.
Так, автор картины ставит перед собой множество сложных, почти неразрешимых человеком вопросов, одним из которых является и этот: «Может быть, Георгий Жженов – христианский Святой? Не потому ли ему выпала такая доля?»… Ему удалось вынести все пытки и мучения, пройти свой путь до победного конца.
В эпилоге показывается крещение внука Георгия.  Это один из самых важных, и, пожалуй, подытоживающих моментов. «До конца, до смертного креста, пусть душа останется чиста…» - это не просто строчки, которые читает Георгий Жженов. Во время обряда крещения крестные должны произнести или пропеть молитву «Символ Веры». Обратим внимание на слова из нее: «Признаю одно крещение для прощения грехов». Значит ли это, что после того, как Г. Жженов стал крестным, его душа до конца очистилась? Может быть, такой путь был сразу ему предначертан  Богом? Вряд ли мы сможем ответить на эти вопросы когда-нибудь.


Рецензии