А кто Вы - журналист или писатель?

  Если вы когда-нибудь видели, как с неба падают пушистые белые снежинки, то наверняка сможете представить и "сугроб", но не из снега, а из информации, который становится все огромнее и огромнее с каждым днем. Его нижние слои быстро устаревают и становятся основой для новых. Но для писателя эти слова - всего лишь пустой звук. Другое дело - для журналиста. Поэтому статьи проживают жизнь намного короче, чем самое обычное литературное произведение. Они становятся неактуальными через некоторый промежуток времени.
       Писателю совершенно не важен факт устаревания информации. Его девизом могла бы служить фраза: "Все новое - хорошо забытое старое". Он может писать как о рыцарях, так и о роботах. А это лишь малая толика того, чем отличается журналист от писателя.
       Журналист работает с реальными фактами, а писателю и это неважно - он может просто выдумать занимательную историю. Для журналиста информация имеет ценность, пока содержит в себе какую-то новость. Поэтому именно новость - предмет изучения журналистики. А сам журналист - это разведчик в непростом современном информационном обществе. Вообще, журналистика - это не просто профессия, это призвание, особое мировоззрение, самое важное в ней - среди группы событий находить объяснение фактам, облекать свои мысли в точные и понятные слова. Если писатель создает мир, то журналист об этом мире пишет. Писатель волен фантазировать, придумывать совершенно невероятные вещи и события. Он собирает их в узор из образов и мыслей, и отражает, словно в зеркале, на бумаге. Журналист же может писать только о том, что уже случилось. Причем ни когда-нибудь в средних веках, а в данный момент времени. В профессии журналиста очень важно то, что миру нужны не фантазии, а достоверные факты. Очень интересно написано об этом в статье Евгении Скорченко "Журналист или писатель?": "Первая практика сбивает с толку Писателя. Он не узнает себя на страницах газеты. Это не его слова, не его образы, не его! Только скучные фразы". Почему же так вышло? Все довольно просто - читатель не может тратить драгоценное время на поиск информации внутри красиво написанных фраз. Журналист должен быть постоянно в рабочем состоянии, а писатель пишет тогда, когда придет долгожданное вдохновение, он может переписывать одну главу по десять раз, журналист же себе такой роскоши позволить не может. Он должен работать оперативно, чем быстрее он получит и обработает информацию (особенно если она сенсационная и эксклюзивная), тем ценнее она будет, а, следовательно, и зарплата возрастет на неопределенное количество нулей. Писателю, наоборот, следует руководствоваться пословицей: "семь раз отмерь, один раз отрежь".
       Журналистика и художественная литература кроме различий имеют и сходства. Например, если рассматривать их как область для творчества, то их результатом будет являться качественно новый "продукт". Кроме того, журналист и писатель обычно имеют свой неповторимый, уникальный стиль письма. Оба вида деятельности в той или иной мере могут воздействовать на толпу, формировать их взгляды, интересы, стереотипы. Но журналистика может влиять не только на толпу, но и на правительство. Поэтому ее и называют "четвертой властью". Художественная литература до такого звания пока не дотягивает.
       Авторитет и сила документа привели к тому, что даже прозаики не могут устоять перед искушением замаскировать беллетристику "под" документ. Для примера вспомните "Мемуары" Г. Жукова, "Обыкновенное убийство" Т.Капоте или "Дневные звезды" О.Берггольц, "Блокадная Книга" А.Адамовича. Отсюда сделаем предварительный вывод о том, что границы между прозой и журналистикой начинают стираться. Не только рядовому читателю, но и литературоведу не всегда легко распознать, имеет ли он дело с рассказом или очерком, поскольку проза может основываться на реальном факте, а очерк - не пренебрегает вымыслом. В этом случае журналистика и художественная литература буквально граничат друг с другом. Долгое время художественная образность, эмоциональная насыщенность и глубина авторского обобщения действительности давали повод для продолжения горячих споров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же - к документально-журналистским. В данный момент такой жанр, как очерк, существует и в журналистике, и в художественной литературе. Подобно тому, как прозаики стали все чаще обращаться к документу, очеркисты все чаще обращаются к приемам работы прозаиков.
       Журналистика и художественное творчество постоянно пересекаются. Абсолютно "чистых" журналистов или писателей в наше время найти довольно сложно: или журналист создаст художественное произведение, или писатель, возьмет и напишет статью в газету или журнал. Но как пример "чистого" журналиста я могу привести Михаила Земскова, а писателя - Григория Данилевского ("Княжна Тараканова"), Анатолия Рыбакова ("Страх"). Если "чистого" журналиста или писателя встретить довольно трудно, то журналист и писатель в одном лице сочетаются вполне успешно. Примером этому служат Федор Михайлович Достоевский, Николай Михайлович Карамзин, Иван Андреевич Крылов. Да и в наше время это совсем не редкость: Олег Попцов, Василий Песков и многие другие. Каждый второй журналист сейчас оказывается писателем, а писатель - журналистом.
       Есть еще одна интересная черта, которая объединяет журналистов и писателей, - они пишут истории, создавая новых героев и злодеев, тем самым подсказывают читателю, зрителю, радиослушателю его место в социальной структуре общества. Все люди не могут быть одинаковыми, а социальная позиция складывается как из положительных, так и из отрицательных эмоций.
       Кроме того, и журналисты, и писатели пишут для читателей, одни из которых предпочитают произведения писателей, а другие - журналистов. Но вряд ли найдется такой читатель, который откажется от чтения хорошей газеты или журнала, чтобы узнать о происходящих в мире событиях. Жизнь без новостей в нашем мире просто немыслима. А вот художественную литературу хотя и читают, но не каждый день, и, скорее для удовольствия, размышлений и получения информации другого вида. Художественная литература, в большей части ориентирована на более узкую целевую аудиторию, нежели статьи журналистов.
       До сих пор на эту тему возникает огромное количество вопросов и споров, не имеющих ответов и завершений. Как известно, всякий вопрос можно повернуть в свою сторону, поэтому так много различных теорий, догадок и мнений. А вот кем все-таки быть: журналистом или писателем, а может, обоими вместе - решать вам.


Рецензии