Трудовое крещение

На самом деле для Виталика Лерикова всё складывалось более менее удачно, даже несмотря на пресловутый кризис. Как и у многих, всё происходило в некоторой степени неожиданно.

28-го октября 2008-го года коммерческий директор Сергей Семёнович в мягкой форме уведомил Виталика о скорой перспективе поиска нового места работы. Отношения у них были скорее больше приятельские, нежели деловые. Вместе выпивали в командировках. Вместе делили левые деньги. Поскольку контора была представительством прибалтийского холдинга, который трясти от мирового кризиса начало ещё раньше, пенять на возможные недопонимания было нечего.

По большому счёту Виталик был даже благодарен Серёге за своевременное предупреждение и оперативный последующий расчёт на условиях сокращения кадров с выплатой трёхмесячного оклада. С другими сотрудниками представительства обошлись не в пример бестактнее, а у Витальки была пара месяцев на поиски нового места работы. Всё же найти новое трудовое пристанище перед Новым Годом и в пору повсеместных сокращений штата представлялось затруднительным. Виталий Лериков пошёл накатанным и проверенным путём. Обратился не к коллегам, а к благодарным клиентам.

Что представляли из себя деловые партнёры Виталия? Экспорт цветмета. Цветного металла. Также чёрного. Тысячи тонн отходов с металлургических комбинатов не на отечественную переработку, а «за бугор». На момент ноября 2008-го в районе 100-120 евро за тонну. А отгружали сотнями тысяч тонн. В основном в благодарную «российскому медведю» за «дармовщину» Европу.

Виталик же благополучно торговал так называемыми «перегружателями». Трактор по типу экскаватора, снабжённый более мобильной стрелой и пятичелюстным грейфером. Как правило перегрузка отходов лома из железнодорожных вагонов в трюмы. Также всевозможная перевалка. Продукты лесопереработки, сыпучие грузы. Для баланса вилочный или «лесной» грейфер, для сыпучки двухчелюстной по типу тех, что на стационарных портовых кранах.

Один перегружатель стоил в районе 370-ти штук евро. Виталик получал сотню тысяч рублей комиссии за каждый проданный. Поверх оклада. Жить можно, как говорится. Последняя сделка по продаже была заключена с ЗАО «Гронт». Конечно же соответствующим образом обмыта с генеральным директором «Гронта», Геннадием Андреевичем в ресторане «La Fabric», что на Левашовском, 13.

Виталик присутствовал при доставке и разгрузке своего продукта в Гатчине, где у Геннадия Андреевича была своя налаженная перевалка. Было это совсем недавно, в октябре месяце. 35-тонная махина, ведомая искусным механиком-водителем сползла с трала и застыла на площадке. Технари нацепили грейфер, провели первичное ТО и сдали технику нынешнему владельцу. Геннадий Андреевич, будучи отставным выходцем из российского военного флота, имел перспективные контракты с Министерством обороны по утилизации АПЛ. Атомные подводные лодки. Пилились они в Северодвинске на рембазе и кусками отправлялись железной дорогой в Питер. На площадке в Гатчине доведение бортовой стали и «цветной внутрянки» до стандартов экспорта путём газорезки. Именно для этого и требовался перегружатель, проданный напоследок Виталиком.

Геннадий Андреевич благосклонно выслушал Виталика при личной встрече по поводу предстоящего сокращения и благородно предложил должность менеджера по экспорту лома цветных и чёрных металлов. «Продавать, так продавать. Похуй что» - трезво взвесил Виталик и ответил скорым благодарным согласием.

Тем временем благополучно минуло вынужденное сокращение, новое трудоустройство и первые пара месяцев работы. Виталий договаривался и продавал достояние отчизны в адрес ушлой западной буржуазии. Отечественный рынок трудоустройства по-прежнему трясло и лихорадило. Спустя некоторое время Геннадий Андреевич попросил Виталия пройти курсы оператора машиниста-перегружателя, обосновав необходимостью иметь под рукой трудовой резерв в виде человека, сведущего в нюансах работы на подобной технике.

- Ты же знаешь всё наверняка, Виталий. – сказал по этому поводу Геннадий Андреевич. – Раз продавал, значит соображаешь как и чем на нём работать. Получишь официальную корочку, а я буду спокоен, что у меня есть свой собственный оператор. На всякий случай.
- Ладно. Хорошо, Геннадий Андреевич. – ответил Виталик и пошёл учиться.

Благо оформление периодических отгрузок металлолома через вездесущих трейдеров на экспорт занимало от силы полдня по два-три раза в неделю. Виталик расслабленно отходил на месяц теории и пару недель практики в специализированный учебный комбинат по адресу ул. Калинина, 22. Начиная принципами работы двигателей внутреннего сгорания и заканчивая знакомством с системой манипуляции стрелой экскаватора на допотопном образце какого-то там года выпуска. За счёт компании-работодателя. 14 тысяч рублей по безналу за обучение одного представителя. Свободное время с удовольствием было потрачено на обильные пивные возлияния.

Получение необходимой официальной корки, несмотря на пройденные курсы, было оплачено Геннадием Андреевичем в карманы преподавателя и экзаменующего. Равно как и прохождение обязательной медкомиссии с допуском на право управления спецтехникой.

****ец наступил, как и следовало предполагать, совершенно неожиданно. Уволился один из вахтовых гатчинских операторов, что работали на перегружателе Виталика. Второй был спешно отправлен в Северодвинск на погрузочные работы. На две недели.

- Виталик, надо выручать. – именно так начал тот злополучный разговор Геаннадий Андреевич. – Грузить некому. У нас как раз оказия денежная. Приходят на площадку десять вагонов с углём. Перецепим грейфер на сыпучку. Ты учился, знаешь, что к чему. Тебе как раз опыт работы согласно полученной специальности. Перекидать только на площадку с вагонов. После подгоним фуры. Деньги как никак. Выручай в общем.
- Хорошо, Геннадий Андреевич. – вяло улыбнулся Виталик.

Утро того дня началось в пять утра с раннего подьёма. Ибо в Гатчине, согласно распорядка, следовало быть в 7:00. Виталика подхватил на углу Жукова и Ветранов мастер площадки Серёга Косонов.

- Нихуя ты, Виталь, вырядился в туфельки. У нас там говно и ещё раз говно. По колено, ****ь его. Видать ничо так денег, раз такие боты хоронить готов за раз.
- Похороним. – весомо ответствовал Виталий.
- Обратно на чём тогда?
- На останках, хули.

Ржали. Курили в приоткрытые окна под свист врывающегося ветра. До Гатчины час пути если без пробок. Благо в столь ранний час их пока ещё нет.

На месте Виталик проигнорировал предложение воспользоваться бытовкой рабочих и спецодеждой. Нахуй-нахуй. Взял ключи, забрался в трактор. TEREX TM-350. Вес 35 тонн. Стрела 16,5 метров. Навешен двухчелюстной. Запустил двигло. Сложив стрелу под себя, добрался до ж/д путей. Вагоны стояли мрачной чередой на пандусе. Подьём кабины на пять метров. Всё по инструкции. Видна кромка вагона. Яркое утреннее солнце вровень в глаза. Камера на стреле бесполезна.

Суть дела в том, чтоб выхватывать грейфером за раз по тонне угля с вагона и, развернувшись на 180 градусов, сгружать в кучу. Двухчелюстной грейфер кстати весит сам по себе 2,5 тонны. Видимо именно поэтому прибывшие чуть позднее Геннадий Андреевич с начальником площадки предпочитали держаться в стороне пока Виталик поднимал кабину и пытался приноровиться к ходу стрелы и вращению башни. Надо сказать, что эти манипуляции осуществлялись посредством пары джойстиков по бокам кресла оператора. Миллиметровое нажатие на рукоять, а многотонная махина уже реагирует, ревя многомощным двиглом.

- Машину нужно чувствовать. Нутром. – говаривал бывало инструктор по практике Василий Афанасьевич ещё в пору обучения Виталика на том самом комбинате. Обучения, что прошло в завесе ежедневного пивного запоя.

Виталик ощущал себя почти королём. В кабине такой техники. С такой мощью. Вон они, директора. Стоят поодаль, наблюдают с благоговением. Хоть и менеджер, а всё равно. На все руки мастер. Виталик поднастроил камеру на стреле. Не помогло. Ладно. Покажем «цымус». Нещадно слепило солнце.

Грейфером Виталик попал аккурат на кромку грузового вагона. Кусок металла весом в 2,5 тонны под давлением стрелы. Треснула вагонная стенка. Кабину тряхнуло. Ощутимо. Малейшее нервозное нажатие на джойстик не в ту сторону, обратнопротивоположную нужной, и гидравлика неумолимо вдавила весь напор масла под давлением двигателя. В стрелу. Которая выгнула грейфер на пальце.

Вагон накренился и, жутко скрипя и ломая сцепки, рухнул всем своим весом с насыпи. Рассыпав уголь. Подняв тучу чёрной пыли.

Виталик видел как, схватившись за голову, Геннадий Андреевич с начальником площадки бросились прочь от скрежета металла, грохота рушащегося вагона и волны ядерно-угольной пыли, метнувшейся далеко в стороны.

Дрожали руки. Нервно подрагивал TEREX TM-350 всем своим весом и мощью. Виталик долго сидел в поднятой на высоту пяти метров кабине, не решаясь нажать на кнопку спуска её до станины с шасси.


Рецензии