У нас профессия такая копать, копать и развиваться

Офицером он мечтал стать в студенческие годы. Намерения весьма своеобразно отразились на его линии жизни. И как знать, не ушел ли он дальше, чем планировал, встав на защиту законности и человеческого достоинства? Яркий представитель одной из ветвей власти, вместо военного мундира примеривший на себя не менее обязывающее облачение, за пять лет в должности судьи он рассмотрел пять тысяч дел. И сегодня не ограничивает поле деятельности: работает над докторской диссертацией, читает лекции будущим юристам, выступает в судах от коллегии «Князев и партнеры», наконец, снимается на Первом канале в «Федеральном судье». Наш собеседник – Александр СЕЛЮТИН.
- Александр Викторович, что сподвигло Вас стать юристом?
- Не могу сказать, что карьера юриста была для меня самоцелью. Юрист - это скорее некая ступень эволюции. Я учился в юридическом институте МВД, и тогда было больше желания стать офицером, а не юристом. Просто так получилось, что нам, студентам, давали юридическое образование. А потом это мне стало близко, я начал развиваться в этом направлении.
- Оправдались ли Ваши ожидания и представления о профессии?
- Тут каждый достигает того, к чему идет. Если говорить о том, что адвокатура призвана защищать закон (и, действительно, есть ряд людей, которые направляют на это свою деятельность), то, безусловно, в этом плане ожидания оправдались. И мне в этом статусе комфортнее, нежели в должности судьи.
- Поэтому Вы оставили судебную деятельность после пяти лет работы?
- Да.
- Приходилось ли поступаться собственными моральными принципами ради закона?
- В судейской практике главное не закон, а указание свыше. В адвокатской - есть право выбора: если тебе это противоречит, ты это не принимаешь, если не противоречит твоим принципам, ты принимаешь и действуешь в соответствии с ними.
- Случалось ли защищать тех, кого на самом деле хотелось обвинить?
- Нет, такого не было, потому что нет принуждения к этому. У нас в коллегии принято исходить прежде всего из личности, а не обязанностей и финансовых возможностей клиента. Сначала смотрим: достойный это человек или нет. И только потом заключаем соглашение на представление его интересов.
-  То есть для Вас важно, чтобы человек искал правосудия, а не пытался уйти от ответственности?
- Чтобы защищать человека, чтобы это шло от души и было в удовольствие, ты должен искренне понимать, что данный человек прав, и ты разделяешь его принципы. Конечно, прав он или неправ, объективно сказать невозможно, потому что каждый воспринимает действительность по-своему, у каждого свои жизненные фильтры, свои глаза, и говорить о том, что этот человек абсолютно не виноват или абсолютно виноват, нельзя. Зачастую бывает так. Мы с коллегами как раз обсуждали всем известное дело о "Баскин Роббинс", в итоге сформировалось два прямо противоположных решения. Слово в слово, только решения разные. И кто здесь виноват? В первый раз мы пришли за правосудием, нам удовлетворили требования, потом вмешались какие-то, может быть, высшие силы, и было вынесено решение диаметрально противоположное.
- Что стало причиной?
- Сегодняшняя новость дня. Знаете?
- Отставка мэра Москвы Ю.М. Лужкова ?
- Да. Месяц назад я смотрел передачу - его восхваляли, в том числе на Первом канале. Месяц назад он на торжествах гулял, вокруг были те же уважаемые люди, которые его сейчас обвиняют. И он был им лучшим другом. И месяц назад ему вручались награды, грамоты, его обнимали и встречали как самого уважаемого человека страны. Прошло две недели пиар-войны – и вот мэр в отставке.
- Наверное, через месяц выйдет та же программа, только с критикой в его адрес?
- Ну вот и все. То же самое с судами. Там все люди в погонах. Даже если их нет, под мантией все равно ФСБшные погоны.
- Принято считать, что адвокаты специализируются на определенной отрасли права. Однако Вы специалист по жилищным и финансовым, семейным, уголовным и другим вопросам. Как удается оставаться столь разносторонним специалистом?
- Судейский опыт не пропьешь, никуда его не денешь. (Смеется) За пять лет пришлось вникать в такое количество дел, что волей-неволей начинаешь разбираться во многом... Я же не могу сказать, что я не специалист в уголовном, если я его знаю. Это же действительно так. Если я все пять лет рассматривал гражданские дела, если я их знаю, то, наверное, специалист. Я просто убираю то, что мне уже менее интересно, и постепенно куда-то ухожу. Например, в защиту бизнеса, налоговые проверки, раздел имущества, комплексную защиту предприятий и имущества. Широкая специализация обусловлена не знаниями. Почему у адвокатов специализация? Потому что условно за год работы здесь у меня 4 дела, а как судьи - 900. Адвокат за всю жизнь набирает столько дел, сколько судья за два месяца.
- Ваш секрет успеха в рамках профессии?
- У меня до настоящего времени, даже учитывая то, что я сейчас практически ничего не делаю (смеется) в рамках работы, каждая минута расписана. И даже если у меня выходной, это не значит, что я не работаю, не думаю. Все время что-то читаю, куда-то езжу, с кем-то разговариваю. Я до сих пор каждый месяц где-то учусь: либо это какая-то стажировка, либо тренинги, курсы, повышение квалификации.
- Александр Викторович, насколько важно самообразование?
- Очень важно. Для юриста это вообще один из основных путей и способов достижения успеха. Самообразование, развитие - либо с чьей-то помощью, либо самостоятельно.
- Свободного времени, получается, немного?
- Смотря что вы понимаете под "свободным временем". У меня его масса. Я занимаюсь каждый день тем, чем я хочу заниматься.
- Вы любите свою работу, так?
- Да.
- А как семья относится к Вашей занятости?
- Всегда с пониманием.
- Александр Викторович, известно, что Вы преподаете во многих ВУЗах Москвы. Как удается на все найти время?
- Тайм-менеджмент. Кто-то вечером выпивает бутылку коньяка, а наутро встать не может и до обеда спит. Я-то, наверное, бутылку коньяка не выпиваю с вечера? (Смеется) Легче вокруг дома пройтись, подумать о завтрашнем деле. Ну, может, бокал хорошего вина выпить и лечь спать. А утром встать и поехать туда, куда тебя зовут, и куда интересно ехать. Например, помимо ВУЗов я читаю лекции предпринимателям, в центре защиты предпринимательства мы проводим всевозможные встречи, конференции по юридическим лицам, которые стоят у нас на обслуживании по защите бизнеса, я с удовольствием в этом участвую. Сейчас мне интересно заниматься докторской диссертацией, которой я посвятил какой-то период, и теперь она близка к защите. Когда-то мысль осенила - статью написал. Хотя это не значит, что я постоянно тяну все лямки одновременно. Сейчас читаю лекции только в Московском Университете МВД России, потому что в основном достаточно большая занятость.
- Как оцениваете профессиональную подготовку молодых юристов?
- А у нас она есть?
- Но образование люди получают, выходят из университетов с дипломами…
- Может быть, МГЮА и еще несколько ВУЗов действительно достойны того, чтобы их возносить на пьедесталы, говорить о том, что у нас есть образование. А в большинстве случаев у нас вал университетов, которые плодят неизвестно кого. И вам это тоже известно. Да и в лучших ВУЗах наверняка есть балласт, процентов 30, которые не знают ни-че-го. Скорее, у нас успешность юриста зависит от того, что ты можешь достичь, развиться и так далее несмотря на то, какой у тебя ВУЗ,. То есть главное упорство в развитии, не останавливаться на месте. Практика в нашей коллегии показывает: работают разные студенты. Мы не специализируемся на одном ВУЗе, главное - человек. И на деле получается, что у нас есть люди из хороших ВУЗов, которые никак не показывают себя - и потом все, на вылет. А есть те, кто приходил из никакого ВУЗа, с тремя курсами образования, одновременно учился и работал и за два года коллегии достигал таких успехов, о которых можно только мечтать. И экзамены сдавали просто, потому что все уже в практике применяли.
- Многие телезрители знают Вас по программе "Федеральный судья". Есть ли от таких программ положительный эффект для общества?
- Меня однажды судья спрашивает: "Вот ты осуждаешь людей, куда их потом девают?" И это говорит человек с юридическим образованием и опытом работы! Пусть хотя бы какая-то часть населения узнает, как у нас проходят процессы. Для многих простых граждан знать, как идет заседание, - это открытие. Я, не будучи юристом, и понятия не имел, что такое суд, чем он занимается и кто такой прокурор. Да я об этом даже и не думал. И многие люди об этом не думают. Они вообще не знают, как права защищать. А такие передачи дают представление, что в стране есть суд. Другое дело, что эти программы преподносят судебные процессы немного не в том виде, как хотелось бы многим государственным деятелям. Они говорят: "Давайте задушим все эти передачи и сделаем свою". А свою - это какую? Будем полнейший беспредел показывать? Давайте хотя бы здесь создавать иллюзию правового государства.
- Участие в "Федеральном судье" как-то повлияло на вашу карьеру?
- Однозначно сказать, повлияло или нет, трудно. В чем повлияло? Клиенты стали приходить? Нет, это их никак не привлекает. Известность получил? Да. А дала ли что-то эта известность? Нет. Когда складываешь из таких кубиков: тут - да, тут - нет, тут - да, тут – нет, в общем итоге трудно сказать дать однозначный ответ. Самореализация? Тоже своеобразно. Участие в программах позволяет только тренировать ораторское мастерство, навыки противостоять напору оппонентов, придерживаться определенных условий, когда все происходит сразу, быстро, на камеры.
- Своеобразная импровизация?
- Да.
- Получается, Вы не знаете, чем закончится процесс?
- Я вам больше скажу: заранее не вырисовываю вообще ничего. Захожу в зал, выслушиваю обе стороны, и у меня рождается решение. Так что никакого предопределения нет.
- Напоследок: что бы Вы посоветовали начинающим юристам, которые только окончили институт?
- Должно быть то, что в американской психологии называют "ду-ап". То есть, извините за сленг, должно "вставлять". (Смеется) Драйв должен быть, другими словами. Иначе ничего не получится. Берись за все, что тебе интересно, читай, копай, сейчас масса литературы, один Интернет чего стоит. Копать, копать, копать и не останавливаться. У нас профессия такая: если ты читаешь и развиваешься, это еще не значит, что ты умнеешь, но если ты не читаешь и не развиваешься, ты однозначно тупеешь. Это надо учитывать всегда. Один из известных композиторов сказал: "Если я не играю, не тренируюсь один день, это замечаю только я. Если я не тренируюсь два дня, это замечают мои критики. А если я не тренируюсь три дня, то вся публика слышит это".


Рецензии