Закон динамики цен, который знал Сталин

ЗАКОН ДИНАМИКИ ЦЕН, КОТОРЫЙ ЗНАЛ И.В. СТАЛИН

    Говорят, что «новое это хорошо забытое старое». Так, вспомним, почему сталинская экономика была не инфляционной, не кризисной, с систематическим снижением цен, с крепким рублём. Наверное, сталинское руководство знало какие-то важные законы развития экономики.
    Остановимся на Законе динамики цен, который И.В. Сталин очень хорошо знал. В предлагаемой статье, написанной в 1985 году, говорится именно об этом. Автор надеялся быть полезным при взлёте «перестройки и ускорения», но полёт не состоялся, а падение было стремительным. Почему? Да, потому, что страна была к этому подготовлена, начатыми в конце хрущёвского правления экономическими реформами, на острие антисоциалистических атак которых была прибыль в качестве одного из директивных показателей, вытеснившего показатель снижения себестоимости.   

     Оптовые цены на продукцию устанавливаются в соответствии с Методикой Госкомцен СССР, предусматривающей их разработку на основе себестоимости, норматива рентабельности и систему поощрительных надбавок. При этом рост потребительной стоимости новой продукции, обусловленной физическими, химическими и другими свойствами, не всегда учитывается в цене. Вследствие этого соотношение цен на новую и уже выпускаемую продукцию, как правило, не соответствует  потребительским свойствам продукции, а иногда и находится в полном противоречии с ними. Система надбавок к оптовым ценам существенно не меняет решение данного вопроса, поскольку базой определения надбавок является уровень уже установленной цены, а величина народнохозяйственного экономического эффекта зависит не только от роста потребительной стоимости, но и других факторов, а в сфере применения и от уровня цены.
При расчёте оптовых цен необходимо исходить из следующего:
       улучшение качества новой продукции по сравнению с базовой увеличивает оптовые цены;
        снижение затрат на производство новой продукции (рост экономической эффективности) приводит к снижению оптовых цен;
       обеспечение производителю новой продукции нормативной прибыли правомерно только в случае создания таких условий, при которых достигаются правильные соотношения потребительной стоимости (качества)  новой продукции и её себестоимости.
     Разработка оптовых цен на основе индивидуальных затрат предприятий и гарантированная прибыль позволяют формировать им фонды экономического стимулирования без повышения производительности труда и качества продукции. Кроме того, отчисление свободного остатка прибыли в государственный бюджет не стимулирует предприятия в снижении себестоимости продукции. В нём не заинтересовано также и государство, получающее в этом случае денежные средства, вещественно не обеспеченные приростом материальных благ.
   Поэтому цена должна отражать не только стоимость (себестоимость и прибавочный продукт), но и потребительную стоимость. Это возможно при воздействии такого механизма на процесс формирования цены, который позволяет подходить к ней как к показателю, отражающему не столько отраслевой уровень издержек производства и нормативный (или сложившийся) уровень рентабельности (прибавочного продукта), сколько качество (потребительские свойства) продукции.
Прибавочный продукт, по существу, отражается не только в виде прибыли, определяемой в соответствии с нормативом рентабельности, которая по своей величине может отличаться от реальной его стоимостной оценки. А во вновь создаваемой в производстве и за вычетом издержек производства потребительной стоимости продукции, реализуемой в сфере её применения (потребления). А поскольку основное назначение выпускаемой продукции – удовлетворение общественных потребностей, то не учитывать динамику потребительных стоимостей продукции при разработке оптовых цен и в сопоставлении со сложившимися издержками производства как по выпускаемой, так  и по новой продукции, недопустимо.
С учётом сказанного может быть использована следующая модель формирования оптовой цены на новую продукцию:

            Цнп = Цбп х (Кнп/Кбп) х (Знп/Збп),               (1)
       
      При ограничениях:
               
           (Кнп/Кбп) > 1, но не менее (Кнп/Кбп) = 1,        (2)
           (Знп/Збп) < 1, но не более (Знп/Збп) = 1,        (3)    

    где:
         Цнп и Цбп – оптовые цены соответственно новой и базовой продукции;
         Кнп  и Кбп – обобщающие показатели уровня качества соответственно 
         новой и базовой продукции (в частном случае может быть использован   
         единичный показатель уровня качества);
         Знп и Збп – затраты на производство (себестоимость) соответственно 
         новой и базовой продукции в пересчёте на единицу показателя уровня
        качества.   
Такая методика расчёта оптовых цен стимулирует предприятия в выпуске продукции более высокого качества, поскольку, правильно определив базу расчёта оптовой цены (Цбп), возможно установление цен в зависимости от уровня качественных показателей. При этом контролируется соответствующей системой норм и нормативов, а также соблюдением условия (3), определяющего при его значении, равном единице, границу (нижний предел) экономической эффективности технологических процессов в соответствии со снижением себестоимости производства..
С целью повышения обоснованности цен предлагается устанавливать оптовые цены на уровне среднеотраслевой себестоимости, рассчитанной на основе прогрессивных, научно обоснованных норма расхода материальных, трудовых и других видов ресурсов, для средней, качественной (потребительской) характеристики продукта, а оптовые цены на продукты более высокого качества – исходя из соотношений их качественных характеристик, приняв за базовый уровень для установления цен продукт со средней качественной характеристикой. В таком случае никакого «назначения» прибавочного продукта нет, а предприятия заинтересованы повышать качество и снижать себестоимость продукции, получая при этом всё возрастающую прибыль. Выигрывает от таких цен и потребитель, так как цена единицы качества при этом не возрастает, а потребительские свойства продуктов повышаются.  Таким образом предприятия-изготовители получают не «назначенную» для любого качества и любых индивидуальных затрат труда и снижения себестоимости продукции прибыль. Но это, если так можно выразиться, исходная базовая цена, реальная для условий производства, качества и себестоимости продукции, а также производительности и оплаты труда в базовом периоде.
В дальнейшем при росте объёма выпускаемой продукции, пользующейся спросом потребителя, или снижении объёмов производства продукции, спрос на которую по тем или иным причинам падает, очевидным является соответственно прирост или уменьшение объёмов выпуска продукции, а также прибавочного продукта как в натуральном так и в стоимостном выражении.
В случае роста объёмов производства продукции прирост прибавочного продукта может быть достигнут как за счёт экстенсивных (путём ввода дополнительных капитальных вложений в расширение производственных мощностей и увеличение численности работающих), так и интенсивных (совершенствование технологии,  рост производительности труда, снижение материальных ресурсов и т.д.) факторов.
При экстенсивном развитии производства при прочих равных условиях рост выпуска продукции приводит к соответствующему росту прибавочного продукта в натуральном измерении.
При интенсивном развитии производства картина несколько меняется. По мере роста производительности труда доля прибавочного продукта в общем объёме производства в натуральных единицах измерения соответствующим образом возрастает. Адекватное по темпам роста прибавочного производства в натуральном измерении увеличение прибыли (прибавочного продукта в стоимостном измерении) должно в таком случае обеспечиваться за счёт роста экономии от снижения себестоимости продукции. В таком случае обеспечивается стабильность оптовых цен. В случае появления «ножниц» (расхождений в росте объёмов продукции в натурально-качественном и стоимостном измерениях) оптовые цены изменяются до такого уровня, чтобы динамика натурально-качественного и стоимостного роста (а иногда и снижения) «шли в ногу».
Анализ динамики цен и изменения структуры цен (соотношений себестоимости и прибыли) в различных видах продукции в зависимости от интенсивных факторов роста объёмов производства позволил вывести следующую формулу:

              Цit = Сit х(ПТit/ПТiб)+ Пiб,   (4)

где Цit  – оптовая  цена i-го продукта в t-м планируемом году;
    Сit – себестоимость производства i-го продукта в t-м планируемом году;
    ПТit – производительность труда в производстве i-го продукта, которая будет
         достигнута в t-м планируемом году;
    ПТiб – производительность труда в производстве i-го продукта, достигнутая в
           базовом году;               
    Пiб – величина прибыли i-го продукта базовом году.

Пример. В 1985 (базовом) году себестоимость производства химического продукта составляла 1475 руб./т при оптовой цене 1900 руб./т   и производительности труда 500 т/человека в год. В 1990 году плановая себестоимость производства этого продукта   составит 1100 руб./т   при производительности труда 600  т/человека в год. Оптовая цена на этот продукт, рассчитанная по формуле (4) должна составить при величине прибавочного продукта, равной 425 (1900 – 1475) руб./т   в базовом году 1745 [1100х (600/500) + 425].

Поскольку себестоимость производства и производительности труда изменяются постоянно, то применение предлагаемой методики вызовет необходимость использование в прейскурантах ступенчатых цен для каждого года пятилетки, что практически не всегда оправдано. Задача значительно упрощается, если оптовые цены рассчитывать в целом на пятилетку, исходя из средневзвешенных для пятилетки по объёмам производства отдельных видов продукции себестоимости и производительности труда.
Формула  (4) во многом объясняет также и парадокс цен, когда при росте производительности труда и снижении себестоимости продукции постоянно растут цены, хотя, казалось бы, наоборот, цены должны снижаться. Так, по данным Госкомстата СССР только за 1970-1985 годы производительность общественного труда возросла в 3,2 раза при одновременном снижении материалоёмкости и энергоёмкости производства. Прибыль за тот же период выросла по народному хозяйству страны в 8,1 раза (в сопоставимых ценах). Оптовые цены только за одиннадцатую (1981-1985 гг.) пятилетку выросли в отраслях тяжёлой промышленности в 1,12 раза. Причина такого роста объясняется тем, что нет адекватного росту производительности труда снижения себестоимости продукции. Понять это проще, преобразовав формулу (4), умножая и деля её правую часть на Сiб – себестоимость производства  i-го продукта в t-м базовом году:
          Цiit = Сiб(Сit/Сiб) х ( ПТit/ПТiб) + Пiб   (5)               
Легко  представить три возможных ситуации «состояния» цены:

1. Равновесие цен (цены сохраняются на одном и том же уровне, когда
     (Сit/Сiб) х ( ПТit/ПТiб) = 1,                (6)               
а, следовательно, Цiit = Цiiб,
 где Цiiб – оптовая цена i-го продукта в базовом году.

 2. Снижение цен, когда
                (Сit/Сiб) х (ПТit/ПТiб) < 1.                (7)
 А поскольку при интенсивном пути развития производства второй сомножитель
( ПТit/ПТiб) в выражении (7) всегда должен быть больше 1, то выражение (7) имеет место при условии:
                Сit х ПТit < Сiб х ПТiб,                (8)
       то есть, когда весь прибавочный продукт в натуральном измерении, полученный в результате роста производительности труда, создаётся за счёт экономии от снижения себестоимости производства продукции и при этом имеется дополнительная экономия, за счёт которой может быть снижена цена.

 3. Рост цен, когда
                Сit/Сiб)х(ПТit/ПТiб)>1                (9)
что возможно при условии:
                Сit х ПТit > Сiб х ПТiб.                (10)               
               

             В росте цен при снижении себестоимости продукции и росте производительности труда действует неумолимо закон цены. Его проявление предопределяется тем, что рост производительности труда, имеющий своим реальным «последствием» создание прибавочного продукта в натуральном выражении требует для «отоваривания» этого прибавочного продукта соответствующих денежных средств, поиск которых, не увенчанный успехом в снижении себестоимости экономии, приводит к росту цен.               
   
        Примечание. Вывод приведенных формул занимает менее 7 листов обычного формата через два интервала.

Игорь Савельев, 1985 год.

Впервые Динамическая модель цены опубликована автором в разделе 3.6. Проблемы ценообразования в брошюре «Экономические проблемы научно-технического прогресса» (страницы 39 – 45). 

Информация о брошюре в Интернете:

Игорь Васильевич Савельев
Владимир Афанасьевич Пеньков
Экономические проблемы научно-технического прогресса: Учеб.-метод. пособие для слушателей нар. ун-та / И. В. Савельев, В. А. Пеньков ; Отв. ред. С. Б. Новиков; Моск. Дом науч.-техн. пропаганды им. Ф. Э. Дзержинского, Моск. гор. нар. ун-т техн. прогресса и экон. знаний, Каф. обществ. наук
44,[3] с. 20 см
М. Б. и. 1988
1988
1988 Экономические проблемы научно-технического прогресса : Учеб.-метод. пособие для слушателей нар. ун-та / И. В. Савельев, В. А. Пеньков ; Отв. ред. С. Б. Новиков; Моск. Дом науч.-техн. пропаганды им. Ф. Э. Дзержинского, Моск. гор. нар. ун-т техн. прогресса и экон. знаний, Каф. обществ. наук, 44,[3] с. 20 см, М. Б. и. 1988
книги

330.341.1
Развитие производительных сил. Технический прогресс

Эта страничка была запрошена 150 раз(а).
http://www.biblus.ru/Default.aspx?tree=330.341.1
http://www.biblus.ru/Default.aspx?auth=156g2c2c2
http://www.biblus.ru/Default.aspx?book=49m26a4q9


Рецензии