Несколько минут жизни

Окраина Москвы. До МКАДа еще далеко, а все вокруг уже изменилось. Шумный, спешащий центр остался далеко позади в дышащих тоской и усталостью вечерних вагонах метро. Здесь, на поверхности люди ведут себя совершенно по-другому. Чувствуется морозец, легкость и свобода от рабочей недели. Вечер пятницы, завтра - "субботка-беззаботка".
Пока идешь по улице, никуда не торопясь, по мало знакомому району, разглядывание поведения людей - основное занятие. Вот, например, идет тетушка тучного телосложения и что-то бубнит, видимо, внуку. О, политические мотивы. Вот никогда не подумаешь, что ребенку может быть это интересно. Подойти послушать? Удивительно, не ругает, а наоборот, нахваливает. Пойдем дальше.
На остановке уже подмерзшие школьницы. Ругаются, смеются, подначивают друг друга. Классическая картина. Класс пятый... И дедуля, лет под семьдесят. Отчитывает. Мне тоже надо ждать автобус. Постою, послушаю. Да, и это тоже по законам жанра: "А вот в наше время!.."
Но тут мое внимание привлек молодой человек в плаще и шляпе. Он выходил их метро, что-то крича кому-то в переходе. За ним пошли двое. Шатаясь... Я оставила свой пост на остановке и пошла туда.
Уже через минуту началась драка. Двое били парня, а прохожим нет до этого никакого дела! Видимо, придется идти мне, хрупкой девушке, их прогонять. Я отправилась прямиком туда.
От места драки меня отделяла дорога. Пока я ее переходила на зеленый свет ,уворачиваясь от машин... Там уже все закончилось. Благополучно. Двое рабочих, что чинили вывеску, отогнали хулиганов. Я пошла к парню.
"Как ты?".
"Ничего. Извини... Пойду".
Он махнул рукой, подбирая шляпу, наскоро отряхнул ее, одел и побрел с опущенной головой. А мне нужно было идти на остановку, размышляя об увиденном.
Автобус пришел довольно быстро. Но за это время на остановке скопилось уже слишком много людей, чтобы все поместились. По нелепой случайности, большинству нужен был именно этот автобус. Я оказалась довольно близко к двери, поэтому меня практически внесли внутрь. Толпа - страшная сила.
Москва - город шумный. Вход в автобусы и троллейбусы только через АСКП, турникет у первой двери. Выход - через все остальные двери... Если людей много - у входа начинается давка.
Автобус наполнился руганью и криками:
"Да открой же задние двери!".
"Водитель, что оглох? Двери открой!".
"Ты не видишь, толпа какая?!".
"Да ему все равно".
И неуверенный голос водителя, явно уже не раз сталкивавшегося с подобным:
"Не положено".
"Положено, не положено. Ездить надо чаще!".
Водитель не знает, что ответить.  Да и кто знает? Еще двадцать минут назад я видела, как три автобуса этого же номера стояли за поворотом в пробке. Теперь стоит два. Но этому, первому, не легче. И основная часть народа с криками, с руганью будет набиваться в этот автобус. Потому что холодно. Потому что уже надоело ждать... И давка, давка, давка...

Лодион Хардер, Селестина Аллавено


Рецензии