Вкус сахара военной поры

Анна Васильевна Марюшина, награжденная медалями «За оборону Москвы», «Труженикам тыла» и другими правительственными наградами, рассказала школьникам о  военном детстве.
Когда началась война, ей было 10 лет. Все её детство - огромное колхозное поле, 75 соток, на  котором ей с младшим братом надо было вырастить, собрать и сдать заводу сахарную свеклу. Трудно приходилось, но ко всему этому прибавлялось еще 30 соток - подсобный огород, за счет которого кормилась вся семья. Что интересно, маленькие свекловоды, сдававшие для переработки на сахар тонны белой сладкой  свеклы, сахара никогда не видели и не пробовали. Помог случай.
Впервые мы, крестьянские дети, - рассказывает Анна Васильевна, - узнали вкус сахара, когда к нам на постой пришли солдаты Красной армии. Они за столом во время чаепития кололи ножом твердые, белоснежные куски рафинада. Мелкие осколки от них разлетались по комнате, и мы иногда подбирали их с пола.
В разгар летней страды дети тоже не оставались в стороне - наряду с взрослыми они на полях вслед за комбайном, косившим пшеницу или рожь, вязали снопы, потом свозили их на ригу для обмолота. За отработанный день им в табеле ставили «палочку»  - так называемый, трудодень. Осенью в конторе подсчитывали их заработок и выдавали 7-8 килограммов ржи или пшеницы.
Зимой приходилось не легче. Деревня располагалась далеко от леса, поэтому школу вообще не протапливали, и ученики, прежде чем взяться за перо,  отогревали дыханием озябшие пальцы. Дома в избе топили не каждый день - за дровами мать с двумя детьми шла 7 километров в открытом поле в соседнюю деревню, где покупала вязанку поленьев и везла их на саночках. Дети помогали ей. Идти было трудно - обратный путь лежал в гору. А когда разыграется метель, становилось по-настоящему еще и страшно.
Иногда рассказ Анны Васильевны прерывается коротким тихим всхлипыванием, и она промокает  носовым платком слезы. Больно об этом вспоминать.
- Но мы зимой, - продолжает она, - не опускали рук: не только учились в школе, но и  вязали теплые носки, варежки, шили кисеты для махорки - и все это отправляли на фронт солдатам Красной армии.
Рассказывала Анна Васильевна и о том, как приносили похоронки, как они,  дети, читали письма с фронта - в деревне было очень мало грамотных жителей, - и писали письма на фронт под диктовку односельчан, и о многом другом, что пришлось ей пережить в военное лихолетье.
Однажды  весенним утром к ним в окно избы постучала звеньевая Наталья:
- Вставайте! Война замирилась!
Все в деревне плакали от радости, обнимались, поздравляли друг друга.


Рецензии
Замечательная миниатюра!

С уважением

Сергей Сметанин   21.01.2011 12:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей Егорович!
С уважением

Олег Демченко 2   22.01.2011 10:39   Заявить о нарушении