Чем же так напугала шоу-бизнес Елена Ваенга?

Несколько дней пытаюсь ответить на этот вопрос. Что же так переполошились братья по эстрадному цеху? Почему столько злобы, ненависти, агрессии вылилось на певицу после ее концерта в Кремле (КДС) и еще больше после его трансляции 7 января по первому каналу телевидения? И в чем только не обвинили…  Даже в том, как посмела без отбеленных зубов петь на главной сцене страны. Вот же что главное! А еще в том, что она представитель шансона. Это уж вообще преступление перед нашей «классической» эстрадой и главной сценой страны. А то там всегда только настоящие «великие» исполнители выступали.

Шансон – он ведь разный. Тот, классический, настоящий – это стихи под музыку в исполнении автора.   Ив Монтан, Жак Брель,  Ш. Азнавур, Адамо, М. Шевалье – вот такие исполнители шансона. Согласитесь, неплохие имена.

А наши представителя шансона, настоящего, не блатного и кабацкого, - В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Розембаум, Ю.Визбор… Их много,  выдающихся шансонье. Так что прежде, чем обижать и обвинять, разобрались бы, господа критики. И в терминах, да еще и в творчестве объекта критики. А то так искренне пишут: не знал, не слышал,  не видел, но вот услышал  по радио песню, посмотрел концерт (это в лучшем случае) и понял, что все это  кошмар, пошлость, позор…

Я услышала две песни Елены по радио ровно год назад. Не произвели впечатления. Но прислушалась к мнению  подруги, профессионального музыканта, которая сказала, что интересная певица. Необычная. Неформат, как теперь говорят.

Заинтересовалась. Полезла в интернет. Услышала совершенно другую Ваенгу, не ту, которую радио мне предлагало…  Купила все ее диски (их 9 выпущено), посмотрела съемки концертов, все ролики, зарегистрировалась на ее сайте, побывала на концерте в Кремле… Пишу об этом, чтобы сразу обозначить, что в отличие от тех, кто писал разгромные рецензии, действительно изучила творчество  Елены Ваенги. Прочитала, что ею написано 800 песен. Все не слышала. Только те, которые записаны на дисках и можно найти в сети. Но их тоже немало. Не 3-5, на которые обычно ссылаются критики.

Песни разные: по форме, композиции, жанру. Да и по качеству тоже. Но это уже из области вкуса – кому-то одно нравится, а кому-то другое. Мне далеко не все. Но есть действительно, на мой взгляд,   очень удачные произведения.  А потом не каждый день даже великие композиторы сочиняли шедевры.  По-разному пишется, разное по уровню получается. У всех.

Но мне кажется, что не в качестве ее песен дело, на которые сейчас обрушили свою критику собратья по эстраде. А дело в самой Елене – в ее судьбе, позиции, в том, как и почему она попала на самый высокий уровень рейтингов и популярности.

27 января Елене исполнится 34 года. Выступает на сцене уже 12 лет. То есть не девочка и совсем не новичок.

Но при этом она:

- не дочь,  не супруга и  не любовница олигарха;

- не победительница конкурса красоты (как многие солистки ансамблей) и не обладает модельной внешностью. Губы не накачаны, грудь не увеличена, ногти не наращены…  Более того – немного сутулится и точно не 90 x 60 x 90;

- поет не под фонограмму. Каждый раз по-разному – по настроению, но всегда от души;

- имеет специальное музыкальное образование (окончила музыкальную школу и музыкальное училище, т.е. профессиональный музыкант);

- имеет актерское образование (училась в институте  у  актера П.Вельяминова);

- не имеет спонсора и знаменитого мужа продюсера  (супруг Елены имеет известную политическую и продюсерскую фамилию – Матвиенко. Но он не сын, не брат, не родственник ни Валентины Ивановны, ни Игоря Матвиенко. Однофамилец. Вот просто Иван Матвиенко);

- у нее голос есть – сильный, мощный, поставленный. А еще она правильно дышит, когда поет. То есть так, что не слышно вдоха. А это уж теперь такая редкость для нашей эстрады;

 - а еще… Их много, этих еще. Но мне кажется, что и этого достаточно, чтобы понять, что она не такая, как масса звезд нашего шоу, который большой и серьезный бизнес.  Она  естественная, талантливая, необычная.  И прежде всего ее необычность  в том, что она живая, не сделанная на «Фабрике звезд» кем-то для чего-то.  Она не врет, не живет в образе, созданном по заказу или подобию.  Она настоящая! И это чувствуется и ощущается в каждой песне и каждом звуке ее голоса. И всем своим творчеством, своей жизнью она сломала стереотип, который создан этим шоу-бизнесом и его заправилами.

 Она напугала продюсеров, которые убедили всех, что главное  для потребителя не то, как и о чем поет певица, а как выглядит. А самое главное то,  сколько им заплатят за раскрутку новой звезды и за сколько    ее можно продать тупым потребителям, т.е. нам, зрителям.

Она напугала композиторов тем, что пишет музыку – очень разную по форме, стилю и достаточно сложную по гармонии и композиции, т.е. не из трех, максимум четырех аккордов.

Она напугала  авторов текстов, потому что в ее песнях есть смысл: она пишет о любви, сложных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о родителях, любви к Родине, об умении прощать и понимать других, бережно относиться к людям, природе, своей душе и жизни.

Она напугала исполнительниц тем, что  имеет голос, музыкальный слух и действительно умеет петь, потому что профессиональный музыкант и актриса. Это что же, им тоже теперь надо ноты выучить? Сольфеджио заниматься, вокалом? Это же ужас!!!

Она напугала хозяев радио и телеканалов, потому что не платила за раскрутку - просто нечем было платить.

А каково клипмейкерам? Это же крушение легенды, что без дорогостоящих клипов совершенно невозможно раскрутить исполнителя. Хотя… видимо тех, которые «поющие трусы», действительно не раскрутить.

Да и журналистам на жизни Елены не заработать. Потому что она нормальная женщина, которая давно уже замужем, без особняков, пластических операций, отдыха  в Ницце и   уж тем более в Куршевеле. Она вкалывает. Потому что пишет стихи, сочиняет музыку, дает концерты, играет в спектакле как театральная актриса.  И что про нее написать, чтобы привлечь внимание к печатному изданию? Просто ужас какой-то!

Да и еще кого-то наверняка напугала…

Но она главное сделала – она дала надежду молодым, начинающим, талантливым, которым внушили, что без денег, связей, покровителей, спонсоров и выдающихся продюсеров и авторов невозможно добиться успеха. Оказывается, возможно. Да, сложно, да, долгий и нелегкий путь надо пройти, но ведь можно! Если сильно хотеть, если много работать, учиться, совершенствоваться и быть талантливым.

И слушателям дала надежду, что, может быть,  закончится период власти пошлости, непрофессионализма, халтуры, глупости и денег на эстраде. И зазвучат красивые и прекрасные  голоса на сцене,  которые сменят движение бедер и длинных ног под фонограммы. 

Поэтому  и делаю вывод, что Ваенга – это то новое в нашей эстраде, что может помочь сломать стереотипы, которые были созданы и активно внушались теми, кто себя относит к шоу-бизнесу.

Поэтому так напугала их. Поэтому так не понравилась… им.

А вот мне и уже теперь многим нравится.

И 8 февраля я снова пойду на концерт в КДС. Знаю, что опять будет полный зал, аплодисменты, цветы и слезы: у Елены и зрителей в зале. Потому что ее искренность вызывает искреннюю реакцию и у  слушателей.


Рецензии
Что-то в этом есть... Мне тоже нравятся песни и творчество Ваенги! Но тот красивый образ, что Вы создали - похож на Ангела! Точнее, на советскую мечту, в противовес американской мечте, что доминирует сейчас в нашем Отечестве... Всех Вам благ! С уважением.

Анатолий Винобер   04.06.2014 00:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.