Анн Диа. Код Иванны Дре Дра

http://www.proza.ru/2010/09/30/121

        Рассказ ли это, новелла? Письма ли это ненаписанные, воспоминания подступившие? Отчего не сформировалось вдруг, в рамки не вылилось?
        А что форма для птиц, бьющихся в серые окна, за которыми укрылась нелюбовь?
        Для боли, выдохнутой в предутренней печали?
        «Вставай, Хэне!»
        А зачем?
        Горечь. Но уже не та — понятая. А было же «после школы, не сняв формы, не забежав домой, мы стремились к цветущей, колышащейся горчице. Горечью своей околдовавшей». Околдовавшей…
        Вставала уже. «Когда запел океан»
        Остров.
        «Облаком накрывает город тёмный портер. Прооооообуйменяяяя. И мы пабимся, и пабимся. Пока, перед полночью, уже не принимают заказы на новую сладостную горечь, новое пиво.» А почему не светлой группкой, туристо-фотографисто? А потому что ночью «фальшь брешью пробивается». И страшно невыносимо оттого, что всё заканчивается. Уж лучше «вернуть предъожидание портера», оно пьянит настоящим.
        А прошлое… Отпустило ли оно?
        «Рушится код. Тонет. Зачем ему погибающая женщина. Невыплывающая. Неживущая. Три конька, золотыми изгибами позвоночными впрягаются в тело, опускающееся ко дну, и тянут, тянут эту тяжесть вверх. Водоворот кружит, танцует, выплескивает ныряльщицу на берег с отполированной галькой.»
        «Вставай, Хэне!» Не только любовью жить тебе, но и долгом.
        Да, три морских конька. Как кони станичные. Далёкие, шолоховские почти.
        «Солнце, вплавливаясь в окна изразцовые церквушки, вело себя тихо, алтарно. Но только вышла Анна на камушки, выложенные перед входом бережно, в дорожку к оазису яблочному – цветами, осыпающимися белыми с розоватым… и бухнул колокол.Ооооммм.»
        Бухнул. А ВолчарабухнУл в братстве шинкарном.
        «Ругнула – раз, ругнула – два. Закончилось битыми горшками, ею вылепленными на ярмарку. Плакала горестно, собирая по двору, остатки красоты глиняной. Думалось – остатки любви. Да ну, с бабы станется. К вечеру любились в саду, что за селом, к хате шли выпачканные в бордововишнёвое, рубаху – не отстирать. Вишен-то нападало. Вишнепад. Чего сегодня ждать?»
        Не сегодня уже.
        «- ты можешь поговорить…»
        Но в ответ — «Насупленное молчание. Сгорбленные плечи. Взгляд в пол. Курить на балкон.»
        А вслед ему лишь злоба бессильная. «Любовь. Маленьким лучиком. Погасшей протоптанной снежной кромкой. Улетевшим окурком  в берёзнутые серёжки.
        Дурак! Белку вспугнул. Рыжим полётом, почти летягой, всхлестнулась к тонким верхним веточкам и растаяла в темнеющих сиреневых проблесках неба. И такая сероооость.»
        И вот «ген арлекинный взбунтовавшийся требует свободы. Уже даже не любви. Задыхаюсь…»
        «Выживай, Хэне! Вставай, Хэне. Начинай с себя. Сначала…
        жизни мало…»

        Отчего автор закодировал переживания героини, как свои собственные, свежие ещё, не остывшие? Игра это его или стиль? Как сложить все эти словесные пазлы, чтобы не только почувствовать текст, но и понять его?
        Не сразу, но лишь вчитавшись и забыв об авторе, лишь отказавшись от навязчивой идеи разгадать текст, начинаешь получать удовольствие от чтения. И даже выстраивать какую-то свою историю, откликаясь эмоциональным опытом на каждый случайно выхваченный из общего фрагмент. Благо, слог авторский этому способствует. Мягкий, с переливами с украинским, точный, цепляющий за душу болью почти ощутимой, с пронзительным, в каждой букве, желанием жить в любви…

        Ничего не поняла.
        Но удовольствие получила.
        Автор может.


Рецензии
Прочитав первый раз, захотела понять этот код, разгадать, сложить картинку из пазлов. Голубое -вверх, где небо, горчичную горечь полей вниз, где ромашковая россыпь , где глиняный дракон в ловких руках Анны уставился из гончарного круга. И всё это под дивное мужское многоголосие, под церковный перезвон, под упоительную казацкую вольницу, где так же свободна, и вольна, и независима любящая женщина, которая и горшки побить может, и всплакнуть, почувствовав, что муженёк увлёкся чересчур с мужской хмельной компанией.
Годы идут, код нарушен, жизнь затягивает до удушья невыплывающую, неживущую, , кажется уже не любимую.
Затягивает обыденщина, а душа женская рвётся в степь, прогретую солнцем любви, только компьютер снова выдаёт программу серую унылую, и вот уже:
- ты не любишь. Я уже не нужна.
- Активный поворот в полуобороте. Клац. Выход из игры. Выключение. Полный разворот к дивану. Насупленное молчание. Сгорбленные плечи. Взгляд в пол. Курить на балкон.
-Что же случилось? Фальшь… Флэшкой компьютерно включился не тот файл.
А картинку из пазлов для себя, показалось, сложила. Это любовь, которая от острого хмеля юности постепенно переходит в привычную рутину. Где –то разошлись, что-то не заметили, пропустили. И охлаждение приводит в отчаяние женскую душу. Но нужно жить, нужно вытягивать себя.
-Выживай, Хэне! Вставай, Хэне. Начинай с себя. Сначала…

Вернулась, прочла снова. И мне больше не хотелось разбираться в кодах и складывать пазлы. Потому что я знаю, что никто и никогда доподлинно не передаст ту изменчивую смесь настроений, оттенков чувств, переживаний, что испытывает любящий человек. Но автору великолепно удалась музыку любви, сомнений, разочарований, несовпадений.
Упоительная словесная вязь придает произведению неповторимое очарование и воздействие, сродни магическому.
Анн, надеюсь, Вы не будете возражать, что поместила под Вашей рецензией, мне она очень понравилась.

Татьяна Алейникова   21.01.2011 22:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна. Анн более меня хотела... нет, не поругать, предупредить может. Равно как и Мнемозина. Что кодами играться - уметь надо. Должна существовать слышимость. Эта же тема звучит у всех комментаторов, кто более благосклонно отнёсся к рассказу. никто не понял междоточий до конца. Но все услышали главное, и все о нём сказали. И поэтому, пожалуй, поезд мой будет двигаться. так как никуда не денешься.

Иванна Дре Дра   22.01.2011 09:00   Заявить о нарушении
Ирина, я не решилась высказать парадоксальную трактовку Вашего замысла. В этом загадочно выстроенном рассказе я вижу одну Анну в разные периоды жизни, нелинейной, безусловно. А в общем и не Анну, скажем, как образ, а разные стадии любви.
Возможно, Вы имели ввиду другое.
Язык живописен до осязаемости.

Татьяна Алейникова   22.01.2011 09:06   Заявить о нарушении
очень тонкое чутьё. многоточия не улавливаются никем, но там специфики... это понятно. а так Вы абсолютно правы.

Иванна Дре Дра   22.01.2011 13:46   Заявить о нарушении
Иванна, надеюсь, понимаете, что кодировать могут многие. Восхищения тут нет.
Чуть-чуть поддержка. Не более...

Анн Диа   23.01.2011 18:38   Заявить о нарушении
да, поняла. восхищения нет.
у меня и нет кодировки. специальной. есть пару штрихов.
а так - рассказ как рассказ. вот и всё.

Иванна Дре Дра   23.01.2011 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.