Славянский Календарь Коловорот 2008

Это издаваемый журнал общины Крина. Из серии книг (как я их для себя называю) неоязычников. Куплен в Томском музее Славянской Мифологии.

Среди многих СОВРЕМЕННЫХ книг по славянской мифологии, которые там были, как-то более-менее приглянулась вот эта. Почему?... Например, просматриваешь книгу о славяском язычестве -- пытаешься найти какие-то заметки об авторе, кто он? откуда? не говоря уже о том, работает ли на какой-либо исторической или лингвистической кафедре -- а этих данных нет. Существует понятие -- серьёзное, научное издание. Почему, на мой взгляд, так хороши советские научные издания. Издательств было не много, и книга готовилась к издательству долго, дотошно. Конечно, была и всякая советская идеология, без сомненья. Но её можно отсеивать. А по филологии были изданы очень ценные труды, не потерявшие своей актуальности и до сих пор.

Так вот в этом календаре есть нормальные выходные данные -- С-Петербург, Центр Стратегических Исследований, 2007. А кроме того толково написаны статьи, со знанием исторической грамматики ))). И, собственно, толкование славянских богов опирается на этимологические исследования. То есть ХОТЬ НА ЧТО-ТО, да опирается! На что-то более конкретное и доказательное, чем мистические откровения )))
Хотя сам календарь -- это как бы интерпретация, ВОЗМОЖНОСТЬ существования такого календаря у славян.

Вот пример одной статьи -- поскольку я уже писала в своём дневнике заметку об Артемиде, возьму вот эту статью: "
Период в календаре -- с 14.03 -- 20-03. Зимобор.
Дева -- несформировавшаяся женщина или великая богиня?

(...) Культ Деви восходит к древнему культу богини-матери (Индия в 3-м тыс. до н.э.) В индуисткой мифологии Зап.Индонезии и Малазии Деви Сри -- богиня плодородия и красоты. В литовской мифологии Дейве (deive -- по-литовски богиня) изначально была богиней высших уровней пантеона, позднее (...) попала в разряд духов -- прекрасных дев с длинными волосами и большими грудями. Женские мифологические существа со сходными именами известны у западных славян (чешская..., польская..., серболужицкое... Dziwica) и у южных болгарские Самодивы.
Остатки культа Великой Богини сохранялись в античное время в Малой Азии и других местах. Парадоксальным представляется мнение о ней, как о девственнице. Девами считались Афина и Артемида греков, Анат семитов, микенская Ма-Зивиа, которая мыслилась матерью мира, богиня плодородия у ингушей Тушоли, которую величали "великой матерью" и к которой обращались с молением о даровании детей. (...) В примитивных культурах (*очень относительное понятие -- примитивная культура) существовало мнение, что девы обладают особой религиозной силой, поэтому у некот. племён священные пляски совершались девушками, а не женщинами."

"Период в календаре -- Велесова Среча
(*примерно -- февраль)) )
Велес -- великий повелитель
Русский язык хранит память о ВЕЛиком поВЕЛителе, ВОЛевом и ВЕщем Велесе.
Есть некая сила, которая велит, довлеет, позволяет, волит и неволит. (...) voluntas лат. -- желание, vala лтш -- сила, власть, wollen нем. -- хотеть. (...) Славянские имена: Вела, Велижана, Велена, Велеска, Великан, Велко, Вильга (...) "

Об общине Крина -- вот здесь www.krina.ru/man/index.php

Из всех художественных работ в музее мне очень приглянулись работы Андрея Гусельникова ( Сайт Андрея Гусельникова www.rasslav14.narod.ru/ ), чем-то похоже (на мой взгляд) на Тароты в своём оформлении -- высший пантеон славянских богов. Макошь, Стрибог, Даждьбог... Эти работы можно посмотреть на указанном сайте. Я же купила некоторые открытки, на обороте которых был приятный текст, краткое пояснение. Например, такой:

"Семаргл
У древних славян Семаргл -- огненный волк с крыльями сокола, очень часто встречающийся на древних вышивках и украшениях домов, доспехов и домашней утвари. Для русов волк-сокол Семаргл был так же важен, как для китайцев дракон, а для кельтов -- единорог. Волк и сокол стремительны, бесстрашны и преданы, очищают лес от слабых зверей, излечивая тем самым природу. В каждом славянине живёт Семаргл, который сражается с болезнями и злом в теле человека. Пьющий, курящий, ленивый человек убивает своего Семаргла, заболевает и умирает" ( www.slavput.ru/ )

"Морена
Мор, мороз, моросить, море, мара, марево, хмарь, мёртвый. Все эти слова обозначают мрак, лютый холод и смерть. Морена -- богиня, которая борется с весной и, уходя, уносит с собой снега и холод прошлого года, давая дорогу новой жизни. 22 марта -- весеннее равноденствие, после которого начинается весна и перед которым наши предки справляли масленницу. Костры, катание на тройках, рукопашные бои, игры и забавы, а под конец взятие снежного городка и сжигание чучела Морены. Но Морена не так ужасна. Она -- образ нашей ( *русской зимы )) ) суровой снежной Родины, которая проверяет всех на прочность и забирает лишь слабых. Совы и рыси любимицы Морены (*тотемное животное), а Луна её символ. "


Рецензии
спасибо за такую рецензию. боги разных народов имеют схожие имена и символы. иногда в мифологиях даже видны более поздние заимствования.
Желаю вам и дальше находить прекрасные книги

Екатерина Гниденко   29.09.2013 19:15     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв. ))

Лилия Внукова   30.09.2013 03:08   Заявить о нарушении